I. Организационный момент.
Урок начинается песней “Прощальный
вальс”
(слова А. Дидурова, музыка А. Флярковского).
- Когда уйдем со школьного двора
- Для нас всегда открыта в школе дверь,
- Пройди по тихим школьным этажам,
Под звуки нестареющего вальса,
Учитель нас проводит до угла,
И вновь – назад, и вновь ему с утра
Встречай, учи и снова расставайся,
Когда уйдем со школьного двора.
Прощаться с ней не надо торопиться!
Ну, как забыть звончей звонка капель
И девочку, которой нес портфель!
Пускай потом ничто не повторится,
Для нас всегда открыта в школе дверь!
Здесь прожито и понято немало!
Был голос робок, мел в руке дрожал,
Но ты домой с победою бежал!
И если вдруг удача запропала,
Пройди по тихим школьным этажам.
4. Спасибо, что конца урокам нет!
Хотя и ждешь с надеждой перемены.
Но жизнь – она особенный предмет:
Задаст вопросы новые в ответ.
Но ты найди решенье непременно!
Спасибо, что конца урокам нет!
Вступительное слово учителя:
Сегодня для вас, выпускников, особенный, неповторимый, радостный день. Счастливый, что вы заканчиваете школу, грустный, что прощаетесь с уроками, переменами.
Пришла пора проститься с партой школьной,
Доской, учебником и классом дорогим.
Сюда вы ребятишками,
С пеналами и книжками
Входили и садились по рядам.
Здесь 11 классов пройдено,
Здесь научились вы читать, писать,
Здесь узнали, что такое школьная дружба!
За одиннадцать лет учебы у вас было:
в 1-м классе – 660 уроков,
во 2-м классе – 925 уроков,
в 3–4-м классах – 1792 урока,
в 5–11-м классах – 8928уроков.
Итого: 12195 уроков.
Были уроки разные, но все они были по-своему нужными, важными, оставили в вас частицу воспоминаний, надежд и тревог. И все эти годы вместе со школьными уроками вас сопровождал Учитель, добрый, заботливый, умный и справедливый, веселый и требовательный. Пусть на всю жизнь останутся в ваших сердцах, в вашей памяти школьный урок и школьный учитель.
Для вас, дорогие выпускники нашей школы, идет последний за все школьные годы Урок русского языка – 12195-й (символически), прощальный урок.
II. Лексическая пятиминутка.
Проверяется словарный запас будущего студента. Учитель дает определение слов, а выпускники называют слова.
- Лексический – словарный.
- Лекция – устное изложение преподавателем какого-то вопроса.
- Семинар – групповое практическое занятие в высшем учебном заведении.
- Сессия – период, когда студенты сдают экзамены.
- Аудитория – комната, кабинет для проведения занятий в высшем учебном заведении.
- Коллоквиум – собеседование преподавателя со студентами с целью проверки их знаний.
- Декан – руководитель факультета.
- Доцент – преподаватель высшего учебного заведения, имеющий ученую степень.
- Кафедра – объединение преподавателей какой-либо отрасли преподавания в высшем учебном заведении.
- Конкурс – соревнование с целью выделить наиболее достойных его участников.
- Куратор – руководитель студенческой группы.
- Ректор – руководитель высшего учебного заведения.
- Факультет – отделение высшего учебного заведения.
- Филология – совокупность наук, изучающих язык и литературу какого-либо народа.
- Проходной балл – средний минимум всех оценок, полученных на экзаменах, получив которые абитуриент может стать студентом.
Проверка. 15 слов. Кто, сколько баллов заработал:
14–15 слов – “5”;
12–13 слов – “4”;
8–11 слов – “3”.
III. Словарная работа.
Выполнение упражнения. Выпускникам раздаются карточки с заданиями:
- Школа – какое учебное заведение? (Среднее общеобразовательное)
- Перечислите виды высших учебных заведений. (Академии, университеты, институты)
- Назовите высшие учебные заведения города Улан-Удэ. (Бурятская Государственная сельскохозяйственная академия, Бурятский Государственный университет, Восточно-Сибирский Государственный университет, Восточно-Сибирская Государственная академия культуры и искусств)
- Многие вещи в школе и в высшем учебном заведении называются по-разному. Заполните таблицу:
Как называется |
В школе |
В высшем учебном заведении |
|
1. |
Тот, кто учится |
Ученик, школьник |
(Студент) |
2. |
Тот, кто учит |
Учитель |
(Преподаватель, доцент, профессор) |
3. |
Руководитель учебного заведения |
Директор |
(Ректор) |
4. |
Коллектив учащихся |
Класс |
(Группа) |
5. |
Педагог-воспитатель |
Классный руководитель |
(Куратор) |
6. |
Учебное занятие |
Урок |
(Лекционное занятие, семинарское занятие) |
7. |
Место проведения занятий |
Класс |
(Аудитория, кабинет, лаборатория) |
8. |
Часть учебного года |
Четверть, полугодие |
(Семестр, курс) |
- Вставьте подходящие по смыслу слова:
Институт, университет имеют несколько … (факультетов), на которых преподаются определенные предметы. Студенты сдают экзамены в конце каждого … (семестра) в зимнюю и летнюю экзаменационную … (сессию). Будущие учителя русского языка и литературы получают подготовку на … (филологическом) факультете. С классом работает классный руководитель, а со студенческой группой – … (куратор). Хорошо успевающий студент получает государственное денежное пособие, которое называется … (стипендией). Факультет возглавляет – … (декан).
IV. Самостоятельная работа.
Ода школьному уроку _________.
Дорогой, уважаемый, любимый урок ____________. Приближается грустный день расставания, может быть, на долгие-долгие годы, а может, и навсегда. Но как бы ни было, я не забуду тебя, мой любимый урок _________. Ты был для меня ___________. Ты открыл мне ___________. Помню тебя (каким?) ____________.
Учащиеся читают вслух и вручают учителям листы с “Одами”.
V. Анкетирование.
А)
1) Вам было интересно учиться (у кого)?
2) Кем является для тебя учитель?
Б)
1) Самый любимый учитель?
2) Самый уважаемый?
3) Самый справедливый?
4) Самый добрый?
5) Самый красивый?
6) Самый умный?
7) Самый эрудированный?
8) Самый интеллигентный?
9) Самый немногословный?
10) Самый веселый?
11) Самый сердитый?
12) Самый модный?
13) Самый требовательный?
14) Самый интересный?
15) Самый общительный?
16) Самый тихий?
17) Самый рассеянный?
18) Самый пунктуальный?
19) Самый суетливый?
20) Самый громкий?
В) Учителя-ассистенты подсчитывают баллы. Выявляется рейтинг учителей школы по итогам анкетирования.
VI. Подведение итогов урока.
Слово учителя:
Вот и подходит к концу наш прощальный урок русского языка.
Мы проверили, каким словарным запасом владеют будущие абитуриенты, выявили, у кого какой самый любимый урок, каков рейтинг учителей нашей школы среди выпускников. Спасибо за совместное творчество на уроке. Пусть школьный Урок, школьный Учитель останутся в вашей памяти самыми добрыми, самыми дорогими воспоминаниями, как первая любовь. В добрый путь, дорогие выпускники. Урок завершается песней “Не повторяется такое никогда”. Исполняют все.
В школьное окно смотрят облака,
Бесконечным кажется урок.
Слышно, как скрипит перышко слегка,
И ложатся строчки на листок.Припев:
Первая любовь – школьные года,
В лужах голубых стекляшки льда.
Не повторяется, не повторяется,
Не повторяется такое никогда.
Незаметный взгляд удивленных глаз,
И слова влюбленные чуть-чуть.
После этих слов в самый первый раз
Хочется весь мир перевернуть.
Припев:
Первая любовь – школьные года,
В лужах голубых стекляшки льда.
Не повторяется, не повторяется,
Не повторяется такое никогда.