ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
- Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке (план урока на доске).
II. Разминка (“Угадай слово!”).
III. ОК (устно) – учитель.
IV. Графический диктант.
V. Самостоятельная работа.
VI. Устный опрос (теория).
VII. Дополнительное задание (лист 1, 2, 3) по вариантам.
VIII.Текст.
IX. Творческая работа (мини-сочинение).
X. Подведение итогов.
- Цель урока - проверка знаний учащихся.
- “Рожицы” - под той, которая соответствует вашему настроению, поставьте время.
II. “Угадай слово!” (разминка).
(Самопроверка - ответы закрыты на переносной доске)
- Раздел науки о языке, который изучает строение и значение синтаксических единиц (синтаксис).
- Сочетание двух и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически (словосочетание).
- Основная единица синтаксиса, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение (предложение).
- Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? (подлежащее).
- Главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и имеет значение, выраженное в вопросах : что делает предмет?что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? (сказуемое).
III. Воспроизведение ОК.
Односоставные предложения |
||
С главным членом- сказуемым |
||
1. | О/Л
|
Люблю грозу в начале мая. Любишь читать? Уходим завтра в море. Уходите? Выбери меня. Выберите себе книгу по вкусу. |
2. | Н/Л
|
Звонят. Ученые проведут эксперимент. Позвонили в дверь. |
3. | ОБ/Л=Н\Л, О\Л (все, каждый) |
Пословицы! Без труда не вынешь и рыбку из пруда. |
4.
|
Б/Л
|
Вечереет. Пахнет сеном. Быть грозе великой. Герасима не было на дворе. В избе жарко натоплено. |
С главным членом-подлежащим. |
||
5. | НАЗЫВН. |
Двадцать первое. Ночь. Понедельник. |
IV. Графический диктант.
Определи вид односоставного предложения и заполни таблицу:
- Береги время
- Подморозило
- Принесли почту
- Выходим в море
- Вот и снег
- Светает
- Слезами горю не поможешь
- Строят школу
- Чего себе не хочешь, того и другому не делай
- Ночь.
О/Л | Н/Л | Б/Л | НАЗ. | ОБ/Л | |
1 |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
2 |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
3 |
-- |
+ |
-- |
-- |
-- |
4 |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
5 |
-- |
-- |
-- |
+ |
-- |
6 |
-- |
-- |
+ |
-- |
-- |
7 |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
8 |
-- |
+ |
-- |
-- |
-- |
9 |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
10 |
-- |
-- |
-- |
+ |
-- |
Ответы:
IV. Графический диктант.
О/Л |
Н/Л |
Б/Л |
НАЗ. |
ОБ/Л |
1 |
3 |
2 |
5 |
7 |
4 |
8 |
6 |
10 |
9 |
V. Самостоятельная работа.
Определи вид предложения.
- На братских могилах не ставят крестов.
- Желаю вам успехов в учебе.
- Родину себе не выбирают.
- Без совести и при чужом уме не проживешь.
- Снегу намело почти до крыши.
- Голубые вспышки электросварки.
- Умом Россию не понять.
- Небо начинало темнеть.
- После уроков идем всем классом в кино.
- В темноте что-то серело.
Более сложный уровень! Внимание ловушки!
Ответы:
- Н/Л
- О/Л
- Н/Л
- ОБ./Л
- БЕЗЛ.
- НАЗ.: 10 ответов-“5”
- БЕЗЛ.: 8-9 ответов-“4”
- Двусоставное: до 5 ответов-“3”
- О/Л
- Двусоставное
VI. Устный ответ.
Фамилия
1. |
Н/Л |
+ |
2. |
О/Л |
+ |
3. |
ОБ/Л |
+ |
4. |
Б/Л |
+ |
5. |
НАЗ. |
+ |
Чисто механическая работа у проверяющих на предмет сравнения ответа с правилом.
VII. Дополнительные задания (по вариантам).
I вариант - Найдите безличные предложения (№ 2, 5, 9).
II вариант - Найдите определенно-личные предложения (№ 3, 6, 7, 10).
- Его срочно вызвали на работу.
- Начинало светать.
- Это задание выполнишь после уроков.
- В нашем районе сеют лен.
- Хорошо в лесу зимой!
- За правое дело стой смело.
- Ребята, бережно относитесь к хлебу!
- У нас любят спорт.
- Аленке спать не хотелось.
- Перед выступлением всегда волнуешься.
ЛИСТ 2
VIII. Работа с текстом.
Подчеркните грамматические основы, укажите вид односоставных предложений, способ выражения главного члена.
Красив лес в зимнем убранстве. Крепко спят деревья. Надолго сохранишь радость свидания с зимним лесом. Встанешь в эту пору на лыжи, объедешь простор полей, навестишь перелески и побываешь в бору.
Много интересного можно увидеть в зимнем бору. Ходи и внимательно присматривайся, постигай лесную грамоту. Когда научишься читать чудесную белую книгу зимы, полюбишь родную природу и познаешь, что нигде нет такой красоты зимой, как в нашем краю.
IX. Творческая работа.
Задание 1: Напишите продолжение текста (миниатюру), изобразив свою “дивную картину” и разумно используя односоставные предложения.
Ясный морозный денек! Хочется встать на лыжи и податься в ближний лес. И вот я уже мчусь на лыжах по заснеженному полю. Замедляю свой бег только у леса. Вхожу в него, как в загадочный храм, и останавливаюсь, завороженный дивной картиной.
Задание 2:
“Кто больше?”
Напишите рассказ-миниатюру, состоящий из возможно большего количества назывных предложений (распространенных и нераспространенных) на любую из тем: “Вот и зима”, “Строительство”, “Вечерний город”.
X. Подведение итогов.