Цели:
- Привлечь внимание детей к красоте зимней природы.
- Совершенствовать умение подбирать нужные для описания слова.
- Формировать умение строить текст.
- Развивать чувство прекрасного.
Оборудование: компьютер, музыкальное сопровождение из произведения П.И.Чайковского “Времена года”.
1. Организационный момент.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
2. Постановка учебной задачи.
- Вспомните, какое домашнее задание было вам дано к сегодняшнему уроку. (Подобрать слова и выражения, характеризующие зиму)
Слайд № 1. (Зима). Презентация
- Кто скажет, какая тема сочинения? (Зима)
- Сегодня к нам пришла Волшебница Зима.
- Зима очень красивое время года. Ни один человек не может остаться равнодушным к зимним пейзажам. Не зря многие писатели, художники, поэты и музыканты, вдохновленные красотой зимней природы, сочиняли замечательные произведения.
-Эпиграфом к уроку я взяла строки замечательного русского поэта А.С.Пушкина.
- Дома вам нужно было найти и выписать понравившиеся описания зимы из стихотворений и рассказов, которые нам помогут написать сочинение.
Но вначале составим зимний словарик.
Слайд № 2. (Зимний словарик)
Работа со словами
1. Зима
- Какая орфограмма в этом слове?
- Какой вы представляете зиму?
- Послушайте стихотворение А.С.Пушкина “Вот север тучи нагоняя…”
- Как поэт называет зиму? (После ответов детей появляются слова с описанием зимы)
- Какие чудеса творит зима? (Пришла, рассыпалась, клоками повисла, легла волнистыми коврами и т.д.)
2. Снег
(После ответов детей появляются слова с описанием снега)
- Каким кажется снег на солнце? (Искрится, блестит, сверкает)
3. Деревья
- А как выглядят деревья в морозную погоду? (Стоят в узоре)
- А вот как С. Есенин описывает березу зимой. (Ученик читает стихотворение)
- Какие описания запомнились, понравились? (Снежная кайма, белая бахрома)
(После ответов детей появляются слова с описанием деревьев)
4. Река
- Что произошло с рекой? (Уснула, скована льдом)
(После ответов детей появляются слова с описанием реки)
5. Облака
- Какие слова вы нашли для описания зимних облаков? (Тяжелые, хмурые и т.д.)
6. Воздух
- Есть ли отличия зимнего воздуха от осеннего? Передайте ваши ощущения. Чистый, прозрачный и т.д.)
- Я постаралась вынести на слайд слова, которые помогут вам написать красивое, яркое, образное сочинение.
Физкультминутка
Под музыку П.И.Чайковского учащиеся изображают полет снежинок.
3.
- Какое время года предшествует зиме? (Осень)
Слайд № 3 (1. Картина осени. 2. Появление снежинок. 3. Картина зимы. 4. Заяц-беляк)
1. Что вы видите на слайде? (Пошел снег)
- Напишите несколько предложений о том, какие изменения произошли в природе.
2. Картина зимы.
- Опишите, какие изменения произошли с деревьями.
3. Аналогично проходит работа с другими объектами, изображенными на слайде.
4. Какую ошибку вы заметили на слайде? (Заяц не поменял окраску)
- Опишите, какие изменения происходят в жизни животных с приходом зимы.
- Закончите ваше сочинение вашим личным отношением к зиме.
4. Итог урока.
По просьбе учителя учащиеся зачитывают несколько сочинений.