Тип урока:
- по цели – урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
- по методам – комбинированный.
- Данный урок проводится в теме “Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества” после уроков изучения новых знаний и перед подготовкой к контрольной работе.
- Отбор содержания я сделала на основе требований программы, стараясь сделать информацию максимально интересной. Форма обучения – театрализованный урок в форме суда. Методы обучения: объяснительно-илюстративные, репродуктивные, частично – поисковые, исследовательские.
- Применение элементов различных педагогических технологий позволяет наиболее успешно развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Применение компьютера на уроке позволяет сделать обучение максимально наглядным. Работа с выдержками из первоисточника и таблицей приучает учащихся самостоятельно добывать знания.
- Главные этапы урока:
- Характеристика мышьяка как химического элемента по таблице Менделеева. Изучение валентных возможностей атома мышьяка.
- Самостоятельная работа детей с первоисточниками.
Дидактические цели:
- Обучающая. Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме: “Строение атома, периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева”. Выявление межпредметных связей химии и истории, литературы, охраны безопасности жизнедеятельности.
- Развивающая. Продолжить формирование умений анализировать, сопоставлять теоретические знания с реальными данными. Продолжить формирование навыка работы с источниками информации.
- Воспитательная цель. Развивать знания школьников о диалектике. Формировать черты социально-направленной личности учащихся, бережное отношение к окружающей среде. Воспитывать аккуратность при работе с любыми химическими веществами.
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 1 (пустой).
Обсудить организационные моменты урока. Парты в кабинете можно перед уроком поставить буквой П. Можно заранее разбить класс на три группы.
2. Постановка задачи на урок. Слайд 2 (тема урока.).
2.1. Сегодня мы должны расследовать одно очень старое дело, выслушать доводы защиты и обвинения и вынести приговор обвиняемому. (Все суды перегружены, дела рассматривать не успевают, попросили нас).
2.2. Кто наш обвиняемый? Слайд 3 (ребус на тему: мышьяк).
Слайд 4 (химический символ, фотография металлического мышьяка).
2.3. Имена обвиняемого. Слайд 5 (латинское название, происхождение русского названия).
3. Проверка сведений об обвиняемом.
3.1. Характеристика мышьяка как химического элемента
№ | Определяемые показатели. | Как определить. | Результат. | |
1. | Химический символ | По таблице Менделеева. | Ас | |
2. | Порядковый номер | По таблице Менделеева. | 33 | |
3. | Атомная масса | По таблице Менделеева. | 75 | |
4. | Адрес | Группа | По таблице Менделеева. | V |
5. | Период | По таблице Менделеева. | 4 | |
6. | Число протонов в ядре. | Равно порядковому номеру. | 32 | |
7. | Число нейтронов в ядре. | Атомная масса – порядковый номер. | 41 | |
8. | Заряд ядра. | + порядковый номер | -33 | |
9. | Число электронов в атоме. | Равно порядковому номеру. | 34 | |
10. | Количество энергетических уровней. | Номер периода. | 4 | |
11. | Номер внешнего энергетического уровня. | 3 | ||
12. | Число электронов на внешнем энергетическом уровне | Номер группы. | 4 | |
13. | Схема электронного строения атома. | * | 1s22s22p63s23p63d104s24p3 | |
14. | Графическая электронная формула внешнего энергетического уровня. | ** | 4p 4s |
(У каждого из вас есть протокол опроса свидетеля Слайд 6 (таблица), где указаны сведения об обвиняемом. Но, к сожалению, наш секретарь забыл вписать имя обвиняемого, и мы не знаем, можно ли этому документу доверять. Придется проверить.). Слайд 7 (справка), слайд 8 (таблица с ошибками, которые исправляются по щелчку мыши), слайд 9 (схема электронного строения и графическая электронная формула с ошибкой), Слайд 10 (строение внешнего энергетического уровня атома мышьяка заполняется по щелчку мыши с ошибками, которые исправляются). (Материалы “дела” можно раздать учащимся заранее, а можно выдавать по ходу урока).
3.2. Предсказание свойств мышьяка по таблице Менделеева (Посмотрим, что написано в протоколе, и что говорит нам самый честный свидетель – таблица Менделеева.). Слайд11 (изменение свойств элементов в группе и периоде).
Мышьяк находится в самой середине таблицы, следовательно, проявляет свойства, как металлов, так и неметаллов.
4. Возможности обвиняемого.
4.1 Определяем валентные возможности атома мышьяка. Слайд 12 (валентные возможности атома определяются: числом неспаренных электронов), слайд 13 (строение внешнего энергетического уровня атома мышьяка с выделением неспаренных электронов), слайд 14 (распаривание 4s электронов на d орбиталь), слайд 15 (факторы, определяющие валентные возможности атомов).
? От чего зависят валентные возможности атома?
4.2. Рассматриваем формулы соединений мышьяка. Комментирую их свойства. Слайд 16 (соединения мышьяка).
5. Работа по группам. Слайд 17 (задачи групп).
Делимся на группы: “Защита”, “Обвинение”, “Пресслужба”. Группы получают задание рассортировать показания свидетелей и выбрать необходимое для своей группы. Каждой группе ставится табличка с названием. Если класс не был разбит на группы в начале урока, тратится несколько больше времени, зато появляется динамическая пауза, позволяющая учащимся немного отдохнуть. Показаниями свидетелей служат выдержки из научной и художественной литературы (см. приложение).
Каждая группа получает распечатанный бланк с заданием и местом для записей.
ЗАЩИТА. Собрать доводы в защиту обвиняемого (где применяется, как используется).
ОБВИНЕНИЕ. Собрать факты, обличающие преступления мышьяка (кого и как им отравили или планировали отравить).
ПРЕССЛУЖБА. Какие произведения можно порекомендовать журналистам? Где в быту можно столкнуться с соединениями мышьяка? Каковы симптомы отравления мышьяком? Как оказать первую помощь.
Пока учащиеся работают, можно вывести на экран слайд с фотографиями книжных обложек.
6. Доклад группы обвинения. Слайд 18, 19 (изображения великих отравителей).
7. Доклад группы защиты. Слайд 20 (мышьяк в стоматологии.)
8. Сообщение пресслужбы. Слайд 21 (первая помощь при отравлениях).
9. Предложения обвинения и защиты. Можно провести дискуссию.
10. Вынесение вердикта суда.
Мышьяк сам мало в чем виноват. Преступление совершают люди. Мышьяк следует оправдать, но оставить под строгим надзором.
11. Подведение итогов урока. Вы, конечно, поняли, что мы играли. А зачем? Что мы повторили? Урок был интегрированный с другими учебными предметами. С какими? Широко простирает химия руки свои в дела человеческие.
Материалы:
- таблицы Менделеева для каждого учащегося,
- распечатки “Сведения об обвиняемом” для каждого учащегося,
- папки со “свидетельскими показаниями” (одна на группу),
- листы с заданием для каждой группы.
Оборудование:
- судейский молоток (я использовала небольшую киянку, но неплохо смотрелся бы и молоток для отбивания мяса),
- доска, по которой этим молотком стучат (в моем случае прекрасно подошла круглая разделочная),
- судейская мантия (в принципе, подойдет любой черный балахон, но я брала взаймы мантию академическую).
Некоторые слайды не входят в приложенную презентацию.
ТСО: компьютер с медиапроектором.
Помещение класса оформляется книгами – источниками.