Цели:
- на примере уксусной кислоты изучить химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот;
- показать сходство и отличие неорганических и органических кислот;
- развивать умение записывать химические реакции с участием органических веществ;
- воспитывать самостоятельность мышления и аккуратность в обращении с химическими веществами.
Тип урока: изучения нового материала.
Методы и методические приемы: демонстрационный, словесный (беседа по вопросам, рассказ), наглядный, исследовательская работа.
Оборудование и реактивы:
а) на столах у учащихся: штативы с 5 пробирками, в 1-ой пробирке – раствор уксусной кислоты, в остальных – магний, оксид магния, гидроксид меди и карбонат кальция; лакмусовая бумажка, инструктивные карточки для выполнения практической работы;
б) на демонстрационном столе: 8 химических стаканов (50 мл), из них в 4 –х стаканах – раствор соляной кислоты, в 4-х других – магний, оксид магния, гидроксид меди, карбонат кальция; этиловый спирт, уксусная кислота, концентрированная серная кислота; пробирка, спиртовка, спички, пробиркодержатель.
Ход урока
I. Организация.
II. Проверка домашнего задания (7 мин).
- На прошлом уроке вы познакомились с новым классом кислородсодержащих органических веществ – карбоновыми кислотами. Вы узнали как классифицируют кислоты, познакомились с отдельными представителями веществ этого класса. Ответьте на вопросы.
- Какие вещества называют карбоновыми кислотами?
- Как классифицируют карбоновые кислоты?
- Каким способом получают карбоновые кислоты?
- С какой кислоты начинается гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот? Чем она отличается от гомологов по строению и свойствам?
- Какие физические свойства характерны для муравьиной и уксусной кислот?
- Каковы области применения муравьиной кислоты и уксусной кислоты?
III. Изучение нового материала.
- На сегодняшнем уроке продолжим изучать кислоты. Выясним, какие химические свойства характерны для них, отличаются ли химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот от химических свойств неорганических кислот. Запишите дату и тему урока.
- Вспомните, с какими классами веществ взаимодействуют неорганические кислоты.
Планируемый ответ ученика.
(Неорганические кислоты изменяют цвет индикаторов, взаимодействуют с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и с солями.)
Учитель демонстрирует опыты, подтверждающие химические свойства соляной кислоты:
1) изменение цвета индикатора,
2) взаимодействие с магнием,
3) взаимодействие с оксидом магния,
4) взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди,
5) взаимодействие с карбонатом кальция.
- Химические свойства карбоновых кислот обусловлены подвижность атома водорода гидроксогруппы в карбоксиле. Для выяснения химических свойств карбоновых кислот вы проведёте небольшое исследование.
Рассмотрите выданные вам наборы веществ, внимательно прочитайте инструктивную карточку. По ходу выполнения опытов заполните второй и третий столбцы таблицы. Соблюдайте правила проведения опытов.
(На выполнение работы и обсуждение её результатов – 30 мин).
Содержание инструктивной карточки
- Выполните опыты, указанные в таблице.
- Во втором столбце запишите наблюдаемые явления.
- В третьем столбце запишите выводы. Если затрудняетесь сделать вывод самостоятельно, заполнение столбца оставьте до обсуждения.
№ опыта | Опыт | Что наблюдали | Вывод |
1. | В пробирку с уксусной кислотой опустите лакмусовую бумажку. | ||
2. | В пробирку с магнием прилейте уксусную кислоту. | ||
3. | Прилейте уксусную кислоту в пробирку с оксидом магния. | ||
4. | Прилейте уксусную кислоту в пробирку с гидроксидом меди. | ||
5. | Прилейте уксусную кислоту в пробирку с карбонатом кальция. |
- Вы провели исследование химических свойств карбоновых кислот. Ответьте на вопросы:
1. Как изменяет свой цвет лакмусовая бумажка в растворе уксусной кислоты?
Планируемый ответ ученика.
(В растворе уксусной кислоты лакмусовая бумажка краснеет.)
- Подобно неорганическим кислотам, карбоновые кислоты являются слабыми электролитами, а потому диссоциируют обратимо:
СН3 СООН = СН3СОО- + Н+ .
- Что вы наблюдали при проведении второго опыта? Какой вывод можно сделать?
Планируемый ответ ученика.
(Видели, что при взаимодействии уксусной кислоты с магнием выделялся газ. Значит, уксусная кислота взаимодействует с металлами.)
- Уксусная кислота взаимодействует с металлами, стоящими в ряду напряжения металлов до водорода:
2СН3 СООН + Мg = (СН3 СОО)2Мg + Н2 .
Соли уксусной кислоты называются ацетатами, соли муравьиной кислоты – формиатами.
- Что вы наблюдали при проведении третьего опыта? Какой вывод можно сделать?
Планируемый ответ ученика.
(При проведении третьего опыта мы наблюдали исчезновение порошка оксида магния в растворе уксусной кислоты. Это говорит о том, что уксусная кислота взаимодействует с оксидами металлов.)
- Уксусная кислота взаимодействует с основными оксидами и амфотерными оксидами с образованием соли и воды:
2СН3 СООН + МgО = (СН3 СОО)2Мg + Н2О,
2СН3 СООН + ZnО = (СН3 СОО)2 Zn + Н2О.
- Каковы результаты четвертого опыта?
Планируемый ответ ученика.
(В четвертом опыте мы наблюдали исчезновение осадка гидроксида меди. Уксусная кислота взаимодействует с основаниями.)
- Уксусная кислота взаимодействует с основаниями и амфотерными гидроксидами. Запишем уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с гидроксидом меди и гидроксидом цинка:
2СН3 СООН + Сu(ОН) 2 = (СН3 СОО)2Сu + 2Н2О,
2СН3 СООН + Zn(ОН) 2 = (СН3 СОО)2 Zn + 2Н2О.
- Что можно сказать о результатах пятого опыта? Какой вывод можно сделать?
Планируемый ответ ученика.
(При взаимодействии уксусной кислоты с карбонатом кальция наблюдали бурное течение реакции с выделением газа. Это говорит о том, что уксусная кислота взаимодействует с солями.)
- Уксусная кислота как слабый электролит взаимодействует с солями более слабых кислот:
2СН3 СООН + СaСО3 = (СН3 СОО)2 Са + Н2О + СО2 .
- Вспомните, при каких условиях реакции идут до конца?
Планируемый ответ ученика.
(Реакции идут до конца, если выпадает осадок, выделяется газ или образуется малодиссоциируемое вещество или вода.)
- Подведем итоги проведенного исследования. Какие химические свойства характерны для одноосновных карбоновых кислот?
Планируемый ответ ученика.
(Предельные одноосновные карбоновые кислоты диссоциируют, взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду напряжения металлов до водорода, основными и амфотерными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями.)
- Вы увидели, что для предельных одноосновных карбоновых кислот характерны такие же свойства, что и для неорганических кислот. В этом заключается их сходство. Но предельные одноосновные карбоновые кислоты вступают и в такие реакции, которые мы не рассматривали у неорганических кислот.
В пробирку с уксусной кислотой прильем этилового спирта (демонстрация опыта). Сначала мы не заметим каких – либо признаков реакции. Но если добавить немного серной кислоты и смесь подогреть, то вскоре появляется приятный запах этилового эфира уксусной кислоты:
СН3 СООН + С2Н5ОН = СН3 СООС2Н5 + Н2О.
Как вы знаете, эта реакция называется реакцией этерификации, в результате которой образуется сложный эфир.
Все свойства кислот, с которыми вы познакомились, связаны с присутствием в их молекуле гидроксильной группы.
IV. Закрепление.
Беседа по вопросам.
- Какие свойства являются общими для неорганических и органических кислот?
- Какая реакция называется реакцией этерификации?
- Наличие какой группы в молекуле карбоновых кислот обуславливает рассмотренные химические свойства?
- Как называются соли муравьиной и уксусной кислот?
V. Домашнее задание.
§12, с.89 - 90. Написать уравнения реакций взаимодействия муравьиной кислоты с магнием, оксидом кальция, гидроксидом натрия, силикатом натрия. Дать названия продуктам реакций.