ТИП УРОКА: изучение нового материала
ЦЕЛИ:
Обучающие:
- учить школьников анализировать поэтическое произведение
- учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации
- формировать представления об историческом прошлом
- учить работать с произведением, ориентироваться в тексте
- учить рассуждать
- обогащать словарный запас учащихся
Развивающие:
- пробуждать интерес к истории своей Родины
- развивать познавательную активность детей
- развивать самостоятельность учащихся (работа в тетради)
- развивать устную речь учащихся
- развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности (диалог в парах)
- формировать у детей навык самоконтроля (оцените свою работу на уроке)
Воспитательные:
- формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины
- воспитывать патриотизм
- прививать интерес к книге, к чтению
- раскрыть нравственный смысл произведения
- воспитывать эстетические чувства (привлекался дополнительный материал, имеющий воспитательную ценность: репродукция картины, г/з)
- воспитывать культуру общения и коммуникативные навыки уч-ся
- воспитывать чувство товарищества (работа в парах: помоги товарищу, научи его)
- воспитывать добросовестное отношение к учению
- прививать навыки умственного труда
ОБОРУДОВАНИЕ:
- учебник Л.А.Ефросининой "Литературное чтение", 3 класс
- тетрадь по литературному чтению (с заготовленными заданиями на листочках по теме урока)
- портрет Н.А.Некрасова
- репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети"
- г/з с отрывком из поэмы Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" – "Мужичок с ноготок"
На доске:
- Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано. - выставка книг с произведениями Н.А.Некрасова
- УМК "Все цвета, кроме чёрного"
План урока.
- Орг. момент.
- Работа по УМК "Все цвета, кроме чёрного"
- Актуализация опорных знаний учащихся.
- Знакомство с биографией Н.А.Некрасова.
- Работа с репродукциями картин.
- Работа с текстом произведения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок"
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Орг. момент.
Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте гостей и тоже улыбнитесь им. Подарите тем, кто вас окружает, частичку своего хорошего настроения. Тихонько сели.
2. Работа по УМК "Все цвета, кроме чёрного".
На доске: Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт!
На уроках чтения мы познакомились со сказками Пушкина А.С.
- Прочитайте предложения, записанные на доске.
- Подумайте, почему в конце предложений стоят разные знаки? (Эти предложения разные по интонации.)
- С каким чувством надо произнести первое предложение? (С чувством гордости, восхищения)
- Произнесём 1 предложение вслух. (Маша, Дима, а теперь все хором)
- Подумайте, зачем мы произносим некоторые предложения с особой интонацией? (Чтобы выразить свои чувства.)
- Разве слов недостаточно?
- Послушаем ребят. (Две девочки заранее получали
задание произнести одну и ту же фразу, каждая
девочка со своей интонацией)
- Маша Ю."Я очень за тебя рада!" (с радостью, с восхищением, с одобрением)
- Юля Д."Я очень за тебя рада!" (с огорчением, с равнодушием, с завистью)
- Одинаковый ли смысл, сказанных фраз? (Нет)
- Почему? (Предложения произнесли с разной интонацией.)
- С какой интонацией произнесла фразу Маша, Юля?
- Одни и те же фразы по-разному воспринимаются нами, и всё зависит от… (интонации)
- В какой ситуации мама могла бы произнести 1 фразу?
(Дочка помогла убраться в комнате. Мама действительно рада, что девочка растёт трудолюбивая.)
- В какой ситуации мама могла бы произнести 2 фразу?
(Мама, уходя утром на работу, попросила дочку убраться дома к приходу гостей. Вечером, когда мама вернулась с работы и пришли гости, мама обнаружила комнату неубранной, и, конечно, расстроилась. Девочка, понимает свою вину и старается как-то развеселить маму. Она сообщает, что в школе получила "5". А мама огорченно отвечает: "Я очень за тебя рада!")
Откройте тетради "Все цвета, кроме чёрного" на с.16.
Найдите задание1.
- Прочитайте 1 фразу с разной интонацией.
- Дома вы выполните задание 2. Прочитайте задание.
(Вспомни, какие ещё фразы можно произнести с разной интонацией. Напиши.) Дома вы запишете не только саму фразу, но и с какой интонацией можно её произнести. Может быть, кто-нибудь вспомнит несколько фраз. Было бы очень интересно.
Упражнение в произношении фраз с нужной интонацией пригодится нам сегодня на уроке чтения. Закрыли тетради "Все цвета, кроме чёрного", отложили их на край парты.
Физ.мин. Я прошу вас следующие слова произнести с радостью.
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли!
Руки в стороны, вперёд.
Потянулись и нагнулись,
В исходное положение вернулись!
Повернулись влево – вправо, вправо – влево!
Тихо сели. Вновь за дело.
3. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Ответьте на мои вопросы, и вы узнаете, с творчеством какого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. (По мере ответов детей, на доску вывешиваются полоски со словами-ответами)
- Что описывает в своём стихотворении А.А.Фет
"не колючий, светло-синий" (иней) - Назовите фамилию поэта, автора строк
"Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос…" (Фет) - Кто поёт, "глаза прищуря" в стихотворении А.А.Фета? (кот)
- Как называется созвучие строк в стихотворении? (рифма)
- Какое время года Ф.И.Тютчев называет "чародейкой"?(зима)
- О какой "дивной поре" говорит Ф.И.Тютчев в своём стихотворении? (осень)
- Как называется сочетание нескольких стихотворных строк, которые объединены рифмой и интонацией? (строфа)
- Где играет буря в стихотворении А.А.Фета? (на дворе)
4. Знакомством с биографией Н.А.Некрасова.
(на доске появляется портрет поэта и годы жизни 1821 – 1878) <Рисунок 1>
Рис. 1
Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете?
В конце урока мы ещё раз вернёмся к ним.
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
А сейчас послушаем сообщения детей о Н.А.Некрасове.
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер.
Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.
Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали.
5. Работа с репродукцией картины.
Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети" <Рисунок 2>
Рис. 2
Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке.
6. Работа с отрывком из произведения Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"
Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А сейчас мы познакомимся с одним из отрывков.
- Прослушивание г/записи. Н.А.Некрасов "Мужичок с ноготок"
- Прослушайте г/запись. Приготовьтесь ответить на вопрос:
"Кого встретил Н.А.Некрасов?"
- Кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика)
- Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?
Самостоятельное чтение стихотворения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок" (вполголоса)
- Откройте учебники на с.122 и прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение. Приготовьтесь к чтению вслух.
Чтение вслух. Словарная работа.
Однажды в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
- Что значит "студёная пора"? (очень холодно)
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
- Прочитайте слова. Среди данных слов подберите объяснение слову "хворост"
На доске: сухие сучья, ветви, деревья
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
- Взгляните на фотографию. <Рисунок 3>
Рис. 3
УЗДА Часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями.
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах … а сам с ноготок!
- Подумайте, что такое "полушубок"?
ПОЛУШУБОК Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.
- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".
- Что значит "вестимо"? Посмотрите сноску в учебнике? (конечно, разумеется)
(В лесу раздавался топор дровосека.)
А что у отца-то большая семья?
"Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…"
Так вон оно что! А как звать тебя?-
"Власом",
- А кой тебе годик? – "Шестой миновал…
Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал…
Словарная работа. Беседа по содержанию прочитанного текста.
- Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал)
- Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…
- Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)
- Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)
- В какое время года произошла встреча? (зимой)
- Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.
Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.
- Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья)
- Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.
Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я.
- Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает, что он понимает важность своей работы в семье.)
- Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. (Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.)
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок.
- Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует.
Кто может совершать эти действия?
Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…
- Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)
- Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не шалит.) Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.
Физ/мин. Давайте встанем и будем двигаться, как мужичок с ноготок. Представили, что вы взяли лошадь за уздечку и шествуете важно.
- Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными?
- Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.
Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…
- Почему он так говорит? (Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.)
- Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте.
- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"
- Почему он так разговаривает? ( Словами "парнище" Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.)
Чтение, нахождение отрывков к иллюстрациям из книги "Мужичок с ноготок"
Нахождение предложений с восклицательным знаком.
Чтение предложений с нужной интонацией.
- Вспомните, сегодня на уроке мы уже говорили, почему в конце некоторых предложений ставится восклицательный знак. (Предложение нужно произнести с особой интонацией.)
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика.
- Прежде, чем начнём читать, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)
Чтение сначала в парах, затем – вслух.
- Здорово, парнище!
- Ступай себе мимо!
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
- Откуда дровишки?
- Из лесу вестимо, отец слышишь рубит, а я отвожу.
- А что у отца – то большая семья?
- Семья-то большая, да два человека всего мужиков – то: отец мой да я.
- Так вон оно что! А как звать тебя?
- Власом
- А кой тебе годик?
- Шестой миновал.
Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста.
- Как вы думаете, как относится автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.)
- Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка")
- Подумайте, почему Н.А.Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"?
Работа на листочках. Выполнение заданий к прочитанному произведению.
- Взяли листочки, заранее приготовленные к нашему уроку и продолжим работу. (Приложение 2)
Чтение стихотворения вместе с учителем с соблюдением пауз, логических ударений.
Выразительное чтение стихотворения детьми. Кто лучше? Показать оценку.
Д/з Выучить это стихотворение наизусть. Как будете учить наизусть? (с выражением, с интонацией, с соблюдением пауз) Откройте дневники, запишем домашнее задание: с.122 наизусть
7. Итог урока.
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Почему стихотворение называется "Мужичок с ноготок"? (Влас - маленький труженик.)
- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)
- Удалось ли ему это?
- Прочитайте слова, записанные на доске:
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
- Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова?
(В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!)
Заключительное слово учителя.
"Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей. Народные умельцы вырезали его из дерева. <Рисунок 4>. На своих картинах его изобразили В.А. Серов <Рисунок 5> и Зиновьев <Рисунок 6>. Интересно представил образ мальчика О.Мартынюк при работе с деревом <Рисунок7> Мужичок с ноготок есть даже на ковре. <Рисунок 8>
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
- На следующем уроке мы познакомимся с другим отрывком из поэмы "Крестьянские дети".
На этом наш урок подошёл к концу.
Оцените свою работу на уроке. Устную и письменную, коллективную, самостоятельную и в парах. Покажите своё настроение. (У каждого ученика есть цветок настроения: лепестки разного цвета отражают настроение) Спасибо всем за урок.