Цель: закрепить вычислительные навыки изученных приемов сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через десяток и умение решать задачи различных видов.
Задачи:
-
Отработка вычислительных навыков в пределах
100 без перехода через десяток.
- Совершенствование ЗУН вычислительных приемов.
- Закрепление знаний натурального ряда чисел и математических терминов.
- Развитие математической смекалки, творческого воображения, навыка устного и письменного счета.
- Воспитание умения работать самостоятельно и в коллективе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель: Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь.
Учитель: Руки?
Дети: На месте!
Учитель: Ноги?
Дети: На месте!
Учитель: Локти?
Дети: У края!
Учитель: Спина?
Дети: Прямая!
II. Постановка темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы совершим необыкновенное путешествие. Нас ждут и задачки, и примеры, и кроссворд. Мы должны работать дружно, чтобы путешествие оказалось интересным.
III. Устный счет.
Учитель:
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет. Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Для путешествия нам нужно выбрать транспорт. Давайте расшифруем слово, спрятанное в ответах примеров.
(Примеры находятся на доске, сводная таблица у каждого ребенка)
А |
13 - 7 |
К |
8 + 3 |
Т |
15 – 6 |
Р |
16 – 8 |
Е |
20 – 4 |
8 |
6 |
11 |
16 |
9 |
6 |
Учитель: Прочитайте хором, какой вид транспорта у вас получился.
Дети: Ракета.
Учитель: А сейчас вы поработаете парами. На каждой парте лежат конверты с геометрическими фигурами. Вам нужно собрать из них ракету. У меня тоже есть такие геометрические фигуры. Один из вас будет выполнять такое же задание за доской.
(После выполнения задания, доска открывается и проверяется правильность выполнения задания)
Учитель: Теперь нам нужно приобрести билет на ракету. Для этого нужно правильно выполнить все задания. Ответ покажите с помощью математического веера.
1. У Тани было 3 шарика, а у Зои на 5 шариков больше. Сколько шариков было у Зои? (Дети с помощью веера показывают цифру 8. Учитель выставляет на доску цифру 8 на магнитной основе.)
2. На доске записан ряд чисел 12, 43, 19, 7, 24, 38. Определите и покажите с помощью веера лишнее число. (Дети показывают цифру 7, объясняя свой выбор тем, что это однозначное число, а все остальные – двузначные. Учитель выставляет цифру 7 на доску.)
Учитель: Назовите номер нашего билета.
Дети: 87.
Учитель: Что вы знаете об этом числе?
Дети: Число 87 двузначное. В нем 8 десятков и 7 единиц. В натуральном ряду чисел стоит после числа 86 и перед числом 88.
Учитель: Молодцы! Мы все отправляемся в путешествие к космическим станциям.
Физкультминутка “Ракета”
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
IV. Отработка навыков каллиграфического письма.
Учитель: Пока ракета набирает скорость и держит путь к первой космической станции, откройте свои бортовые журналы (тетради) и запишите число, классная работа. Красиво напишите номер билета на ракету.
(Дети в тетради прописывают целую строчку число 87)
V. Этап закрепления знаний.
Учитель:
Жмется заинька к ракете:
Полечу я с вами, дети,
На любую из планет,
Где волков зубастых нет.
(Учитель на доску к ракете прикрепляет картинку зайчика)
Учитель: Возьмем зайчика с собой в путешествие?
Дети: Возьмем!
Учитель: Мы совершаем первую посадку на станцию “Считай-ка”.
Открываем учебник на странице 76, находим задание № 2, читаем. Первое задание выполняем все вместе. Второе задание выполняют ребята I варианта, третье задание для учащихся II варианта.
(Два ученика, по одному с каждого ряда, выполняют задания за доской. После выполнения задания проверяются)
Учитель: Продолжаем полет. Следующая станция… Но что случилось? Наша ракета потеряла управление. Оказывается, нам зайчик напутал в расчетах. Делаем экстренную посадку на станцию
“Ошибок”. Нам нужно поверить примеры, которые решил зайка, и исправить ошибки.
(Детям раздаются карточки по уровням развития)
I уровень (высокий) 5 + (48 – 8)= 45 17 + (10 – 4) = 22 16 + (16 – 8) =24 64 – (23 + 7) = 34 75 + (9 – 6) = 72 |
II уровень (средний) 70 + 3 = 22 84 – 4 = 80 42 + 30 = 72 36 – 30 = 6 29 + 1 =39 |
III уровень (низкий) 8 + 6 = 14 9 + 7 = 17 14 – 9 = 5 16 – 7 = 10 15 – 10 = 5 |
Учитель: Какие же ошибки допустил зайка?
(По одному ребенку от каждого уровня зачитывают примеры, в которых были допущены ошибки)
Учитель: Молодцы! Продолжаем полет. Посмотрим в телескоп.
Физкультминутка “Телескоп”
Створки открываются (вжик-вжик).
Телескоп выдвигается (дрр-рр).
Стеклышко тряпочкой протирается (х - , ш–ш).
На цель наводим (о–о).
Что мы там видим?
Звезды (чпок, чпок, чпок).
Метеориты (вжик, вжик, вжик).
Кометы (ж–ж, ж–ж).
(Все повторяется 3 раза)
Учитель: Мы с вами на станции “Решай-ка”. Открываем учебник на странице 77. найдите и прочитайте задачу № 11. Читаем задачу вслух. Запишем краткое условие задачи.
Надя – 7 л.
Лида - ? л., на 1 л. больше
? л. – мама
Учитель: Что значит на 1 луковицу больше?
Дети: 7 луковиц и еще 1 луковица.
Учитель: Прочитайте вопрос задачи. Можно ли сразу узнать, сколько луковиц посадила мама?
Дети: Нет.
Учитель: Почему?
Дети: Не знаем, сколько луковиц посадила Лида.
Учитель: А это можно узнать сразу?
Дети: Можно.
Учитель: А если мы будем знать, сколько луковиц посадила Лида, и знаем, сколько посадила Надя, мы узнаем, сколько луковиц посадила мама?
Дети: Да.
Учитель: Запишите решение задачи самостоятельно.
(Дети высокого уровня записывают
решение выражением,
среднего уровня – по действиям, низкого уровня –
по действиям с опорой на схему:
…+…=….(л) – посадила Лида
…+…= …(л) – посадила мама )
Проверка решения задачи.
Учитель: Покажите с помощью веера ответ задачи.
Дети: 15.
Учитель: Внимание. С планеты Земля к нам поступило сообщение.
Его послали ваши родители. Они ждут нас дома. Держим путь к планете Земля. Чтобы благополучно приземлиться, нужно разгадать кроссворд.
- Результат действия сложения.
- Бывает прямой и непрямой.
- Геометрическая фигура, содержащая три стороны, три вершины, три угла.
- Линия, состоящая из нескольких звеньев.
- Геометрическая фигура, все стороны которой равны .
- Очень плохая оценка знаний.
- Действие, обратное сложению.
Учитель: Посмотрите, какое слово получилось в выделенных клеточках.
Дети: Молодцы.
Учитель: Да, вы действительно молодцы.
VI. Итог урока.
Учитель: Кому на уроке было интересно? Что понравилось?
(Ответы детей)
Учитель: Настроенье каково?
Дети: Во!
Учитель: Все такого мнения?
Дети: Да!
Учитель: Все без исключения?
Дети: Да!
Учитель: За отличную работу зайка дарит вам в подарок ракеты-закладки.
VII. Домашнее задание.
И домашнее задание вам сегодня задаст наш друг зайка.
(Дети получают карточки с индивидуальными заданиями по уровням развития)
Учитель: Урок окончен. Спасибо за активную работу.