История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее)

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цели урока:

  1. Расширить знания об истории создания основных источников информации всредние века (ксилография, рукописные и печатные книги).
  2. Дать представления об изобретении книгопечатания.

Изобретение книгопечатания

Изобретение бумаги, дешёвого и доступного материала заставило человека задуматься над тем, как убыстрить процесс появления книги. Попыток быстрого изготовление книг было много.

Первые попытки воспроизведения изображения и текста были предприняты в Китае и Японии ещё в V веке. Первые книгопечатники в качестве клише (формы) использовали деревянные доски, на их поверхности вырезали буквы и рисунки. Затем формы покрывали жидкой краской, накладывали лист бумаги и при помощи простейших прессов переносили изображение и текст на бумагу. Оттиск получался правильно напечатанным, только тогда, когда текст вырезался в зеркальном отображении.

Такой способ печати назывался - ксилографии (от греч. "ксило " - дерево, "графо" - пишу). Для каждого нового текста или рисунка нужно было вырезать новое клише, поэтому такой способ печати был долгим и трудным. Деревянные доски быстро изнашивались, и тираж (количество) книг, изготавливаемых с них, не мог быть большим. С досок обычно печатали календари, настенные картинки - лубки, памфлеты, индульгенции. [7]

Точно не известно, кто первым придумал способ соединения отдельных букв в единый текст (способ наборной печати). Идея состояла в том, чтобы отдельные знаки (иероглифы, буквы) сделанные из глины или металла, можно было располагать в разном порядке. Историки считаю, что первенство принадлежит китайскому ремесленнику Би Шэну (XI в).

Историческая справка.

Би Шэн - китайский ремесленник, положивший начало в изготовлении книг подвижными литерами. Это произошло примерно в 1041-1048 году. Изобретатель в железных формах смолой закреплял сделанные из обожженной глины бруски с изображением иероглифов. Набранный текст покрывался тушью и делался оттиск на бумаге. Печать с наборных букв была распространена и в Корее (XIV в). Технология печати была далека от совершенства, требовалось время.

Идея изобретения книгопечатания не давала покоя мастерам несколько столетий.

В средневековой Европе многие могли бы претендовать на первенство в открытии.[4] Есть сведения, что в XV веке в Европе несколько человек были близки к изобретению наборного книгопечатания:

  • Прокоп Ванфогель, г. Авиньон (Франция)
  • Жан Брито, г. Брюгге (Фландрия)
  • Никола Жансон, г. Париж (Франции)
  • Лауренс Янсзон Костер, г. Гарлем (Нидерланды)
  • Памфилио Касильди, г. Фельтре (Италия)

Жители этих городов уже решили для себя, кто является изобретателем книгопечатания. Во всех этих городах есть памятник своему первопечатнику. Все эти люди посвятили жизнь работе над изобретением, которое полностью удалось осуществить Иоганну Гутенбергу.

Титул первого типографа Европы по праву принадлежит немцу Иоганну Гутенбергу. Этот человек смог рассчитать и осуществить полный цикл производства печати. Его изобретение состояло из нескольких отдельных разработок: строка набора, изготовление металлических букв - литер, изобретение специального сплава на основе свинца, использование пресса и др. Практически Иоганн Гутенбергу первый в мире создал законченный производственный цикл по изготовлению печатных книг.

В конце XIV века средневековая Европа испытывала недостаток в образованных и просвещённых людях. Развитие мореплавания, торговли, промышленности требовало быстрого распространения знаний. Требовалось много новых, умных книг.

Жизнь и изобретение Иоганна Гутенберга.

Гутенберг Иоганн (ок. 1400, Майнц - 3. 02. 1468, там же) немецкий изобретатель, создавший европейский способ печати книг.(Рис.1) Его семья принадлежала к городской знати. Получил университетское образование (г. Эрфурт). Основная профессия - золотых дел мастер. К своему изобретению Гутенберг шел постепенно. С юности он мечтал изобрести книгопечатание - "искусственное письмо", как его называли в тогдашних документах. Пробы, опыты, поиски. На них ушли годы молодости и возмужания. Многим пришлось пожертвовать и личным счастьем тоже: мастер так и не создал семьи.[7]

Рис.1

В 1430 году И. Гутенберг вместе с родителями переселился в г. Страсбург. Сначала он придумал шрифт и несколько лет искал наиболее подходящий для него материал. После многих экспериментов он выбрал сплав на основе свинца и отлил свой первый шрифт.

Это произошло около 1440 года.

Следует отметить, что сам процесс книгопечатания, при котором оттиск получался с покрытой краской доски, был известен и до Гутенберга.

Суть его изобретения заключается в том, что он придумал металлические буквы - литеры (Рис.2,3), из которых можно было составить любой текст. [2] Гутенберг приходит к мысли отливать буквы в форме. Для этого делается из твёрдого металла модель выпуклой буквы - пунсон. (Рис.4)

Рис.2 Рис.3

Затем пунсон вдавливается в мягкий металл, и получается углубленная форма буквы - матрица, и, наконец, в этой форме отливается нужное количество букв (литер). Литеры составляют типографские шрифты. Из букв набирались слова, из слов складывались предложения, которые вставлялись в специальную рамку. Так получалась форма - книжная страница из отдельных подвижных букв, закреплённых в рамке. Отпечатав страницу набор можно рассыпать, а буквы использовать для следующей страницы. Оттиснутые листы развешивались для просушки, затем сшивались и переплетались в книгу.

Рис.4

Пунсон - (пуансон) вырезанное из стали выпуклое изображение, которым выдавливают матрицу для отливки шрифта.

Схема изготовления шрифта для ручного набора: 1 - рисунок буквы; 2 - пуансон; 3 - матрица 4 - отливная форма (а - матрица, б - стенки формы, в - полость, заполненная сплавом); 5 - готовая литера.

Литера - прямоугольный металлический брусок с рельефным изображением буквы или знака.

Матрица - углубленная форма, применяемая для литья литер.

Шрифт - набор литер (буквы алфавита, знаки препинания) находящиеся в специальной наборной кассе. (Рис.6)

На собственные деньги Иоганн Гутенберг нанимает рабочих, находит помещение, открывает мастерскую. (Рис.5)

В 1445 году Гутенберг начинает печатать первые небольшие издания: "Сивиллину книгу", астрономические календари. Со временем для расширения производства и открытия типографии печатник берёт ссуду у книготорговца и ростовщика Йоганна Фуста. Этот человек быстрее многих оценит новое изобретение.

Рис.5

В 1452 году И. Гутенберг приступает к набору и печати своей первой книги "Библии". Вместе с помощниками печатник почти два года работает над созданием своего шедевра. Создаёт шрифты, рассчитывает расположение текста на листе, подбирает рисунки. Временем окончания работ над "Библией" считается 1455 год

Не дожидаясь окончания работ, Йоганн Фуст подаёт на Иоганна Гутенберга в суд за неуплату долга и отсудит всё имущество должника, в том числе готовый тираж знаменитой Библии. Так часто бывает, когда гениальное открытие достаётся не изобретателю, а человеку, вкладывающему деньги в выгодное дело.[7]

Рис.6

Шестидесятилетний Гутенберг лишившись типографии, покидает г. Майнц. Приют и пристанище он найдёт в г.Бамберге, куда его пригласит правитель одной из немецких земель. Гутенберг получит придворный чин и денежное содержание. Здесь он продолжит свою работу. Выпустит новое издание "Библии", толковый словарь "Католикон", печатный календарь.

В 1468 году в бедности умер человек, гениальное изобретение, которого станет толчком, к развитию науки и техники в XVI веке.

Рис.7

"БИБЛИЯ" (1452 - 1455 год )

Для создания первой печатной книги Иоганну Гутенбергу потребовалось несколько лет (1452-1455). В издание этой книги печатник вложил всё своё умение и мастерство. Традиции средневековой книги соединились здесь с передовой технической мыслью.

Рис.8

Библия Гутенберга - первая книга, целиком, отпечатанная на настоящем механическом печатном станке. Издание этой книги считается шедевром ранней печати, она очень красива и рациональна. Высокое качество печати, точное размещение текста, в этой книге, соседствуют с заголовками, цветными инициалами, орнаментом, выполненным руками художника.

Украшать отпечатанные экземпляры инициалами, или буквицами - крупными узорными заглавными буквами, а также орнаментом на полях страниц художникам пришлось по старинке - вручную. Поэтому среди 150 изготовленных экземпляров не было и двух одинаковых.[6] Это было первое объёмное печатное издание, созданное в Европе. Тираж "Библии" для того времени был огромным. (Рис.8)

Учённые считают, что Гутенберг отпечатал 150 экземпляров "Библии" на бумаге и 35 - на пергаменте. До наших дней сохранилось всего 48 экземпляров. Сегодня это самая дорогая книга в мире. [5] "Библия" И. Гутенберга называется "42 - строчная", т.к. на каждой из 1284 страниц, текст набран и отпечатан в 42 строки, в два столбца. (Рис.9) В историю она вошла как "42 - строчная" Библия Иоганна Гутенберга.

Рис.9

В конце 50-х гг. в городе Бамберге И. Гутенберг выпустит новый тираж "Библии". Это перепечатанное издание получит имя - "36-строчная" Библия. Текст этой книги размещается на 36 строках.

Слава и признание к Гутенбергу пришли после его смерти. Через много лет, в1498 году немецкий гуманист Себастьян Брандт напишет: "Книгу, прежде доступную лишь богачами королевского звания, ныне встретишь везде, даже в хижине". [7]

Рис.10

Историческая справка: В XV веке изобретение Гутенберга чрезвычайно быстро нашло последователей. С 40-х гг. XV века по 31 декабря 1500 года в 246 городах Европы возникло 1099 типографий, выпустивших около 40 тысяч изданий.

Общий тираж составил 12 миллионов экземпляров.

Книги, изданные до 31 декабря 1500 года, назовут инкунабулами - "колыбельными книгами".

Инкунабула (лат. incunabula) - раннее детство или колыбель.

Первые годы они сохраняли многие признаки рукописных книг. Шрифт вырезался по лучшим образцам рукописей, некоторые из первых резчиков шрифта были специалистами - каллиграфами, переписчиками книг. Украшение в первых книгах - заглавные буквы (инициалы), иллюстрации, красивые многоцветные заставки и концовки - сначала не печатали, а дорисовывали от руки в отпечатанных книгах. (Рис.10)

До нашего времени сохранилась небольшая часть книг. Их можно увидеть в музеях и крупнейших библиотеках мира. (Рис.11)

Рис.11

Печатные книги того времени имели высокое качество изготовления, чёткие шрифты, грамотное размещение теста и иллюстраций.[5]

Первые печатные книги "инкунабулы" - можно назвать произведениями искусства такими же, как картины художников, архитектурные памятники, музыкальные произведения.

Благодаря книгопечатанию получили широкую известность и вошли "в оборот" многие сочинения, в рукописном виде доступные лишь узкому кругу людей.

Список используемой литературы.

  1. Горфункель, А.Х. Первые печатные книги. [Текст] // Из истории человеческого общества: Детская энциклопедия. Том 8. - М: Педагогика, 1975.- С. 162-165.
  2. Гуревич, А.Я. Гуттенберг Иоганн. [Текст] // Всё обо всех. Т. 2: научно-популярн. изд. / Г.П. Шалаева и др.; науч. ред. В.В.Славкин. - М.: Филолог. об - во "Слово", "Ключ - С". АСТ, 1997. - С.68-72.
  3. Гуревич, А.Я. История средних веков [Текст] / Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. - М.: Интерпракс, 1995.-148 с.
  4. История книги. [Текст] / под редакцией А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. - М.: Светотон, 2001.-400 с.
  5. Кашурникова,Т.М. Чудо, имя которому книга. [Текст] / Т.Н.Кашурникова - М.: Школьная библиотека, 2006. - 104 с.
  6. Малов, В.И Книга [Текст] / В.И. Малов. - М: Слово, 2002.- 48 с. - (Что есть что)
  7. Щукина, С.С. Как появилась первая печатная книга. [Текст] // Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец. - М.: Просвещение, 1986. - С. 253 - 257.

Примечания:

Иллюстрации для оформления взяты из книги В.И. Малов "Книга". - М: Слово, 2002.- 48 с. - (Что есть что)

Список иллюстраций

  • Рис. 1 Портрет Иоганна Гуттенберга
  • Рис. 2 Литера
  • Рис. 3 Литеры
  • Рис. 4 Схема изготовления шрифта
  • Рис. 5 Средневековая типография
  • Рис. 6 Шрифт
  • Рис. 7 Портрет Иоганна Гутенберга с "Библией"
  • Рис. 8 "Библия " отпечатанная И. Гутенбергом
  • Рис. 9 Страница из "Библии" И. Гутенберга
  • Рис. 10 Заглавные буквы из "Библии"
  • Рис. 11 Печатный станок времён И. Гутенберга