Цель урока: Проектирование школы с опорой на жизненный опыт учащихся.
Задачи урока:
Образовательные задачи: Выработка умения применять ранее усвоенные знания в новых условиях. Продолжить формирование общих учебных умений и навыков: продуктивное слушание, умение отвечать на вопросы.
Воспитательные задачи: Формирование психологически здоровой личности. Помочь разобраться в себе неуверенным детям с различными страхами, присутствующими в стенах школьного здания.
Задачи развития: Развитие мышления, внимания, творческого воображения.
Оборудование: картина здания, бабочки, карточки-таблицы, карточки для индивидуальных заданий.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Долгожданный дан звонок – |
1 мин |
|
2. Постановка цели урока. - Посмотрите внимательно на серию картинок. - Какой общей темой они объединены? - Какая же тема сегодняшнего урока? Правильно тема урока “В школе”. Давайте попробуем создать свою школу. |
Картинки на школьную тему |
1 мин |
3. Работа над текстом. - В своей жизни мы общаемся с разными людьми: в семье, в театре, в магазине, в школе. Ответьте на вопрос: Что такое школа? - Это здание школы (рисунок). - Для чего вы ходите в школу? - Правильно, общаться с друзьями, узнавать что-то новое, получать знания - Сравните слова ЗДАНИЕ и ЗНАНИЕ. - Чем они похожи? (Одинаковое количество букв, имена существительные) - Чем они различаются? (Различаются одной буквой, имеют разное значение слов) - Давайте послушаем, что по этому поводу думает Фёдор Кривин. (Дети по абзацам передают содержание рассказа) - Что вы узнали из рассказа? - Что же такое школа? - Кто обязательно есть в школе? - Итак , мы с вами построили здание нашей школы. Вы только что сказали, что в школе обязательно есть учителя и ученики. Учителей мы представим в виде листочков. Кто-то из вас слышал такое высказывание, что дети – это цветы жизни. Давайте, мы с вами изобразим детей в виде цветов. |
|
7 мин |
4. Ребята, давайте войдём в это
чудесное здание. Здесь нас ждёт такое задание:
Закончите предложения: “Мне нравится в школе то, что…” “Если бы я был учителем….” “Если бы я был директором…” |
4 мин |
|
5. Шагаем дальше. Заходим в
класс. В этом классе происходят странные вещи.
Все школьные вещи оживают и ведут беседу между
собой. Учитель: “Я парта. Мне нравится, когда на моей поверхности идеальный порядок. Тетради и учебники лежат ровной стопочкой. Пенал на месте. Локти при письме у учеников лежат ровно на мне. Я люблю, когда дети пишут старательно в тетради!”. “Я тетрадь. Я люблю, когда…….” “Я учебник. Мне нравится, если……..” “Я школьная доска. Я отлично себя чувствую, когда…….” |
Дети должны закончить предложение, артистично изображая данный предмет |
5 мин |
6. Физкультминутка под музыку. (Проводит педагог – психолог школы) | 3 мин |
|
- Ребята, наш друг Серёжа стал редактором школьной газеты. Один из номеров газеты он предложил назвать “Хорошо или плохо?”. Здесь вы видите рисунки, которые Серёжа приготовил для этого номера. Давайте разберёмся, что по вашему хорошо, а что – плохо. Я предлагаю взять в нашу школу только то, что хорошо. Вы согласны со мной? | Картинки на доске. Ученик выбирает то, что можно взять в новую школу и доказывает свой выбор. |
3 мин |
7. А сейчас у вас в гостях сказка “О
девочке и строгой учительнице”, автор О.Хухлаева. Далеко-далеко, за горами, жила одна девочка. Так же, как и все вы, по утрам она чистила зубы, завтракала и отправлялась в школу. Она мечтала о пятёрках. Но часто получала тройки. Хотела быть хорошей, но не могла на уроках сидеть спокойно: то подскочит, то выкрикнет что-нибудь, то вертится во все стороны. - Знаешь, мама, – жаловалась девочка дома, – так трудно быть всегда послушной. Целых шесть или пять уроков терпеть, конечно, на перемене захочется прыгать, валяться на полу, кого-нибудь стукнуть, плохие слова кричать так немного веселее становится. Если вы думаете, что это была какая-нибудь непослушная, гадкая девчонка, то вы ошибаетесь. Девочка была обычная – весёлая, добрая, послушная, вот только ей трудно было высидеть пять уроков подряд. Да ещё красиво писать в тетради, да ещё примеры решать без ошибок. А какая была у неё учительница? Тоже самая обычная. Строгая и справедливая. И она, конечно, часто сердилась на девочку. - Устала я с тобой. Не знаю, что и делать, – жаловалась она. А девочке хотелось сгореть от стыда. Она даже сжималась вся в комочек, слушая эти слова. Как же так – любимая учительница недовольна ею! И она старалась не шуметь, не падать со стула, не делать ошибок… и всё равно шумела, падала и делала ошибки. Тогда в её душе поселился страх. Она стала ужасно бояться замечаний и двоек. Она стала бояться свою учительницу. И чем больше она её боялась, тем чаще она пропускала буквы в словах, тем больше она дралась на переменках. И ничего не могла с собой поделать. Дошло до того, что на уроках она чувствовала себя маленькой мышкой, которую вот-вот съест кровожадный Змей Горыныч. А однажды ей приснился сон. В этом сне она сражалась со Змеем Горынычем, лупила его кулаками: - Вот тебе за тройку по русскому! Вот тебе за замечание в дневнике! Вот тебе за звонок маме! Вот тебе! Вот тебе! А потом остановилась передохнуть и вдруг видит: Змей Горыныч плачет! Да так жалобно! - Не плачь! Я хотела проучить тебя! Я хотела как лучше! – шептала она, поглаживая Змея Горыныча по всем трём головам. Девочке стало жалко его, и она вдруг поняла, что совсем его не боится. Проснулась она и рассмеялась: - Какая же я была глупая! – сказала она самой себе. – Учительница строгая, но она любит меня, хочет как лучше. Просто она не всегда меня понимает… А я её больше не боюсь и никогда уже не буду бояться. Что же было дальше? Девочка выросла, научилась спокойно сидеть на уроках. Она больше не падала со стула и не выкрикивала что попало. Училась всё лучше и лучше. Она ведь была очень неглупой! А когда стала совсем взрослой, то однажды пришла в гости к своей строгой учительнице, которая к тому времени стала совсем старенькой, и принесла ей большой букет цветов. Они вместе пили чай, а на прощание учительница сказала: - Я всегда знала, что из тебя выйдет толк, и ты вырастешь хорошим человеком! Далее идёт обсуждение сказки. Итог обсуждения. Вывод: в школе нет места страху. |
Инсценировка в одном лице Нет страху Вывешивается на здание школы |
5 мин |
8. Групповая работа.
- Работаем в группах. Подумайте и запишите на листочках такие правила поведения на уроках и в перемену, чтобы в нашей школе всем (и ученикам, и учителям, и даже гостям) было хорошо. На работу даётся 3–4 мин. - Представители каждой группы, пожалуйста, зачитайте ваши правила. |
Дети зачитывают правила |
6 мин |
9. - Ребята, в нашей школе
(обращение к проекту) нет страха, но там живут
другие чувства. “Что же мы чувствуем в школе?” “Я в школе чувствую радость, когда ….” “Я в школе скучаю …..” “Я веселюсь, когда …….” - Есть различные чувства. Они услышали о нашей чудесной школе и прилетели на крыльях этих прекрасных созданий. Помогите им заселиться в школьном здании. |
Чувства заселяем на крыльях бабочек |
3 мин |
10. Итог урока: Вот и готово наше
коллективное творение. Мы спроектировали школу,
в которой хотел бы жить любой ученик, любой
учитель. В нашей школе есть здание. Имеются
знания. Есть учителя. Есть ученики. Имеются свои
правила. И завершим мы свой урок игрой “Найди себе друга”. 3 человека подойдите к Ольге Сергеевне. 5 человек - ко мне. |
4 мин |
|
11. Выставление оценок за урок. | 1 мин |
|
12. Упражнение “Ай да мы!” | Рефлексия урока (проводит педагог-психолог) |
1 мин |
Интервью | Если останется время |