Тема урока: “Способы проверки парных согласных и безударных гласных в корне слова”.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цели урока:
- Учить детей слышать слово, выделять в нём ударный и безударный гласный, парный согласный, проверять эти орфограммы разными способами (способом изменения формы слова и способом подбора однокоренного слова), объяснять выбранный способ проверки. Формирование практического опыта разбора слова по составу.
- Развивать познавательную активность, орфографическую зоркость, способствовать обогащению активного словаря учащихся, создавать мотивацию к дальнейшему изучению предмета.
- Воспитывать любовь к родному краю, природе. Воспитание внимания, аккуратности.
Оборудование: сигнальные круги, лента букв, записи на доске, карточки для индивидуальной работы, таблица – алгоритм разбора слов по составу, кассета с музыкальным сопровождением для гимнастики для глаз, у учащихся – рабочие тетради, учебники.
План урока.
1. Организация учащихся.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
- Настройтесь на работу, улыбнитесь, мысленно пожелайте успехов на уроке себе и своим одноклассникам.
2. Мобилизующий момент.
На доске:
- На перемене в открытую форточку ворвался порыв ветра и разбросал части слов.
Помогите мне собрать слова.
Запись на доске: ЗИМА, ЗИМЫ, ЗИМНИЙ.
- Что общего у этих слов?
- Можно ли их все назвать родственными?
- В каком слове гласная в корне находится в слабой позиции?
- Есть ли необходимость проверять гласную в корне в других словах? Почему?
- Рассмотрите пары слов: зимы – зима, зимний – зима. Как подобрали проверочное слово? (В 1-й паре изменили форму слова, во 2-й подобрали родственное слово)
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем тренироваться в правильном написании слов с безударными гласными в корне, подбирая к ним проверочные слова разными способами. Также вспомним правило написания парной согласной в словах и повторим разбор слов по составу.
3. Чистописание.
- Какой первый звук в этих словах?
- Дайте его характеристику (согласный, звонкий, мягкий, парный).
- Какая буква обозначает этот звук на письме?
На доске:
Зз за зв оз
зв..зда
зв…рёк
м…роз
- Запишите 1 строчку, выполнив правильно соединения букв.
- Посмотрите на следующие 2-й строчки. Что общего в этих словах? (Безударная гласная в корне слова)
Вспомните правило о безударной гласной.
Если буква гласная вызвала сомнения
Ты её немедленно ставь под ударение!
Работа с сигнальными карточками.
- Покажите букву, которую вы вставите. Устно объясните. Запишите столбиком пары слов, сначала проверочное, затем проверяемое, выделите корень, обозначьте ударение.
ЗВЁЗДЫ – ЗВЕЗДА
ЗВЕРЬ – ЗВЕРЁК Самопроверка с доски.
- Какими способами проверяли слова? (Звёзды – звезда изменили форму слова, зверь – зверёк подобрали родственное слово)
С помощью какой части слова образовалось слово “зверёк”? Слово разобрать по составу. Обратить внимание на алгоритм разбора.
- Какая звезда является путеводной для путешественников и мореплавателей? (Полярная звезда)
Зарядка для глаз. Звучит музыка.
- Закройте глаза, представьте себе красоту звёздного неба. Тысячи звёзд в ночном небе, а самая яркая из них привлекла ваше внимание – это и есть полярная звезда. Полюбуйтесь красотой звёздного неба. А теперь откройте глаза, поморгайте и вернитесь в класс.
4. Словарная работа.
Можно ли проверить безударную гласную в последнем слове?
Как называются такие слова? (Cловарные, написание их надо запомнить или можно посмотреть в словаре)
- Запишите словарное слово, объясните.
А кто увидел ещё правило в слове МОРОЗ? Объясните.
Какой способ вы выбрали для проверки парной согласной? Как ещё можно было проверить?
ф.
одн.
Запись в тетрадях. МОРОЗЫ, МОРОЗЕЦ –
МОРОЗ
Развитие речи. Устно составить предложения с этим словом.
Назовите близкое по значению слово? (Холод)
На доске:
В декабре на север придут холода.
- Найдите и прочитайте слова с гласными в слабой позиции.
- Подберите проверочные слова. Какие способы проверки выбрали?
Запишите предложение. Какие ещё правила надо помнить при записи этого предложения?
Найти основу предложения, обозначить части речи. Слово “север” – разобрать по составу.
Как по-другому сказать “придут холода”? Взаимопроверка в парах.
Скоро и в наш город придут холода. Уже наступила полярная ночь, зима в Норильске продлится 8–9 месяцев. Но мы с вами можем гордиться, что живём в таком северном крае, в таком снежном городе Земли.
На доске:
5. Физминутка.
Разгадав ребус, вы узнаете физминутку.
Совушка – сова, большая голова.
На суку сидит, головой вертит.
Крыльями хлоп-хлоп,
Ногами топ-топ.
Полетела, полетела
И села.
6. Закрепление материала.
Есть ли в тексте физминутки родственные слова?
СОВУШКА – СОВА. Объясните. Запишите эту пару слов в тетрадь, разберите слова по составу.
Какой из способов проверки безударной гласной в этой паре? Как ещё можно было проверить?
- А живут ли совы на крайнем севере? (Полярная сова)
РК.
Совы зимуют в тундре. Это большие белые хищные птицы, обычным кормом для которых являются полярные мыши и даже зайцы. Эта замечательная птица очень рано выводит птенцов, и что удивительно, даже в сильные морозы яйца не замерзают.
Работа по вариантам.
Подобрать проверочные слова: сначала изменив только форму слова, затем – подобрав однокоренное слово.
Работа по вариантам: 2 человека у доски за шторкой.
I вариант: В…ДА, Л…СА
II вариант: К…СА, ТР…ВА
Например: вoды, вoдный – водa.
Устная проверка.
Домашнее задание будете выполнять аналогично этому заданию, подбирая разными способами проверочные слова.
Самостоятельная работа.
Для всех учащихся – работа с учебником стр. 127, упр.93.
Задание: записать текст, в скобках записывая проверочные слова.
Для “сильных”: 3 человека – работа с карточкой “Исправь ошибку”.
Зимой в лисной чяще стаит тишына. Диревья покрыты инием. Около старого пня седит пушистый зайчишка. Ему страшно. Последам косого идёт леса. Крепко спит вберлоге мидведь. |
4 человека – работа в парах с карточками.
Карточка 1 Прочитай слова, вспомни правило, подбери проверочные, запиши слова по образцу. Запиши слова столбиком по образцу: зимний – зима, снега – снег. Г…лова, з…лотой, в…дичка, л…сонька, хор…шо, шу…ка, в…сной, горо…. |
Для “слабых” учащихся – карточки-помогайки.
Карточка-помогайка К упражнению на стр. 127. Из данных слов выбери проверочные слова к словам в упражнении. Слова для справок: дороженька, лисонька, санки, рыба, лисы, прилёг, стороны, сторонка |
Выборочная проверка упражнения.
6. Домашнее задание.
Записать по 4 слова с безударной гласной и парной согласной в корне слова, подобрать к ним проверочные слова разными способами, указать способ проверки орфограммы.
7. Итог урока.
1. Обобщение.
- Какие орфограммы вспоминали на уроке?
- Какие два способа проверки безударных гласных и парных согласных запомнили?
2. Рефлексия.
- Кто сегодня доволен своей работой на уроке?
- С каким настроением уходим с урока?
- Чью устную работу на уроке особо хотите особо отметить?