Конспект итогового занятия по математике в подготовительной коррекционной дошкольной группе по теме "Числа и цифры. Задача"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Выявить и обобщить знания по изученным темам “Числа и цифры”, “Задача”. Проверить прочность сформированных знаний, умений и навыков: устного счета в пределах 10, соотнесения количества предметов с цифрой, состава чисел первого десятка на наглядной основе, составления и решения примеров и простейших задач на нахождение суммы и остатка.
  2. Выявить и обобщить результаты коррекции произвольности психических функций, навыков саморегуляции и самоконтроля, развития мелкой моторики и сформированности графо-моторных координаций, коррекции и развития мышления.
  3. Воспитывать положительные чувства и качества личности по отношению к животным. Формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование:

  1. Стилизованный дверной замок
  2. Таблица с пропущенными цифрами
  3. Картонные цифры
  4. Фломастеры
  5. Дидактическая игра “Цифры”
  6. Индивидуальные тетради в клетку
  7. Простые карандаши
  8. Дидактический геометрический материал в виде квадратов и треугольников красного и синего цвета
  9. Индивидуальный счетный материал в виде морковок
  10. Два картонных зайчика
  11. Наборы печатных букв (А З Ч Д А А)
  12. Цифровые карточки
  13. Мягкая (резиновая) игрушка “собачка”
  14. Индивидуальные карточки для составления и решения задач
  15. Доска, мел
  16. Картонные фигурки “девочка” и “мальчик”
  17. Стимулирующий оценочный материал “пятерки”

Ход занятия

I. Организационный момент:

а) Интригующая проблемная ситуация: на входной двери висит “замок”, чтобы попасть на занятие нужно разгадать секрет замка через упражнение “Впиши пропущенные цифры”

1…3…5…7…6 10

(индивидуальные задания для всех детей)

- Почему же не открывается замок?

Упражнение “Найди ошибку” (6 заменить на 9 – “Цифра 9 акробатка, то шестерка, то девятка”)

б) Вход на занятие через упражнение “Найди свое место” (соотнесение индивидуальной цифры с количеством и правильное согласование числительного с существительным)

II. Сообщение темы и целей:

Знакомство с героями Павликом и Машей, которые обращаются к детям за помощью – найти собаку Шарика, которую злая двойка увела в город Математических загадок.

- Вы готовились к школе и умеете считать, знаете цифры, а главное, умеете решать математические примеры и задачи, а в городе Математических загадок нужна смекалка. Покажете ее?

“Кто найти нам Шарика поможет?
Он вернуться сам домой не сможет.
Мы найдем, нам друга очень жалко.
Пусть поможет в этом нам смекалка”.

III. Работа по теме:

- Чтобы быстрее добраться в страну математических загадок понадобится транспорт, давайте его “построим”

а) Упражнение “Слухомоторный диктант”:

2 клетки вниз, 2 влево, 2 вниз, 6 вправо, 2 вверх. 2 влево, 2 вверх, 2 влево (работа на листе клетчатой бумаги)

- Что получилось? (машина)

- Итак, на чем поедем? (на машине)

- Вот мы и в городе! Наверное, на этой улице живет двойка, которая увела Шарика?

б) Упражнение “Дострой домики” для закрепления состава чисел из двух меньших:

Упражнение “Составь пример”

- Давайте покажем, как мы “ремонтировали” домики, составим примеры, а я сначала покажу как. (предлагается образец для готового домика № 4.)

Предлагается проблемная ситуация для домика № 6

– “Правильно ли составлен пример? 6 - 2 = 4” (индивидуальное составление примеров по своему домику)

IV. Динамическая пауза:

Дети приглашаются продолжить свой путь и пройти на “полянку”.

а) Двигательное упражнение в парах (выполнение движений с речью)

“Чтобы дом построить новый
Запасают лес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, шифер и замазку”

б) Упражнение с мячами “вверх - вниз”, “влево - вправо”

V. Закрепление и обобщение знаний о составе числа и составлении и решении задач:

Появление двух зайчиков, которые не могут поделить поровну морковку.

а) Упражнение “Раздели поровну” (выполняется на ковре)

Детям предлагается разделить поровну 4 морковки, 6 морковок, 8 морковок, 10 морковок (индивидуально-дифференцированные задания)

Зайчики благодарят детей и раскрывают секрет, где находится злая двойка: “Идите прямо и поверните налево”

б) Дети встречаются с двойкой, которая просит выполнить ее задания:

“Расшифруй слово”

в) Составление и решение задач по иллюстративной опоре (индивидуально, после предварительного образца учителя-дефектолога)

г) Решение логической задачи “Из-под забора выглядывают 4 собачьи лапы и 2 куриные. Сколько животных за забором?”

VI. Итог занятия:

а) Появление “спасенного” Шарика.

б) Стимулирование через оценочную ситуацию (выдача “пятерок”)

в) – Чему научились? (До сколько считаем, сколько цифр знаем, что составляем и решаем?)

Поэтапный анализ занятия:

I. На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через интригующую проблемную ситуацию “Открой замок” и упражнение “Найди свое место”. Наряду с этим используется коррекционный прием для выявления самоконтроля “Найди ошибку”. На данном этапе были задействованы зрительно-моторные функции и связи. Были выявлены индивидуальные навыки счета и ориентировок в числовом ряду.
II. В процессе сообщения темы и целей занятия поддерживается учебно-познавательный интерес через постановку целей в форме игровой сюжетной ситуации с появлением героев.
III. Через упражнение “Слухомоторный диктант” выявляется и обобщается уровень сформированности графомоторных навыков, пространственных ориентировок, навыков самоконтроля.
Коррекционную направленность носит упражнение “Дострой домик”, т.к. состав чисел закрепляется на основе логического задания “Добавь до целого”. В процессе работы задействованы мыслительные и моторные функции, осуществляется перенос обучения. По степени сложности задания были дифференцированы.
IV. На 20-й минуте занятия используется динамическая пауза для снижения умственного напряжения через речеслуховое двигательно-релаксационное упражнение “Строим дом”.
V. Переход к следующему этапу осуществляется с помощью учебно-игровой проблемной ситуации “Раздели поровну”. Дети решают дидактическую задачу в спонтанной игровой форме, не испытывая умственного напряжения. Задания имеют дифференцированный характер.

На этом этапе используется специальное коррекционное упражнение “Расшифруй слово” для актуализации и закрепления понятия “Задача”. Через это упражнение не только развиваются функции распределения и переключения внимания, но и осуществляются межпредметные связи с разделом “Обучение грамоте”.

Составление задач по иллюстрированной опоре на основе образца позволяет детям удовлетворительно выполнить задание и закрепить структуру задачи. Логическая задача подводит детей к итогу занятия и стимулированию деятельности.

Таким образом, на занятии были использованы специальные дидактические, коммуникативные, конструктивные, перцептивные и организаторские способы обучения.