Конспект урока чтения в 4-м классе "По страницам басен"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Развивать творческие способности учащихся, память.
  2. Учить навыкам выразительного чтения.
  3. Воспитывать доброту, внимание, честность, чувство юмора, самокритичность учащихся. Прививать любовь к литературе.

Оборудование:

  • портрет И.А. Крылова,
  • иллюстрации к басням,
  • выставка книг,
  • киносюжет “Памятник И.А. Крылову в Москве”,
  • карточки-лото.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Обобщение по теме.

У. Что такое басня?

Д. Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.

У. Как возникли басни?

Д.. Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп <Рисунок1>, который жил в VI веке до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы.

У. Сегодняшний урок посвящен творчеству баснописцев. Кого называют баснописцами?

Д. Баснописцами называют создателей басен.

У. Что осуждают и высмеивают баснописцы?

Д. Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.

У. Что такое ирония?

Д. Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

У. В баснях используется аллегория. Что это такое?

Д. Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.

У. Всякая басня содержит мораль. Что это такое?

Д. Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.

У. На предыдущих уроках вы познакомились с новыми произведениями русских баснописцев. Давайте вспомним их имена. Для этого выполним задание-соответствие на с. 35 рабочей тетради.

(Соедините имена и отчества баснописцев с их фамилиями:

Иван Иванович Крылов
Александр Ефимович Дмитриев
Лев Николаевич Хемницер
Иван Иванович Измайлов
Иван Андреевич Толстой

Иван Андреевич Крылов, Иван Иванович Хемницер, Александр Ефимович Измайлов, Иван Иванович Дмитриев, Лев Николаевич Толстой).

У. Расскажите о творчестве этих писателей.

Д. Иван Иванович Хемницер <Рисунок2> – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. И.И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни сочинял в стихотворной форме (“Стрекоза”, “Друзья”).

Чтение басни “Друзья”.

Д. Александр Ефимович Измайлов <Рисунок 3> – русский баснописец. Он был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца. Басни А.Е. Измайлова любил А.С. Пушкин (“Кукушка”, “Лестница”).

Чтение басни “Кукушка”.

Д. Иван Иванович Дмитриев <Рисунок4> – русский писатель, современник А.С. Пушкина, И.А. Крылова. Стихи, сказки и басни И.И. Дмитриева имели большой успех у читателей. Его называли “русским Лафонтеном”, по имени знаменитого французского баснописца, что являлось высшей похвалой для автора басен.

Чтение басни “Муха”.

Д. Лев Николаевич Толстой <Рисунок 5> – великий русский писатель. Его басни написаны в прозе.

Чтение басни “Стрекоза и муравьи”.

У. Особое место в русской литературе занимает творчество И.А. Крылова <Рисунок 6>. Вот уже более 100 лет дети читают его басни. И вы знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья, смеялись над глупой вороной, которая поддалась на лесть Лисицы. Жалели бедного, маленького ягненка, возмущались злым, жадным волком.

И.А. Крылов был разносторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником. А.С. Пушкин высоко ценил И.А. Крылова и называл его “самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев”.

Язык басен И.А. Крылова прост и ясен. Стихи звучат как живой, непринужденный разговор. Баснописец так рассказывает о различных поучительных происшествиях, что читатель видит перед собой яркую живую сценку.

Давайте посмотрим одну из них.

Инсценировка басни И.А. Крылова “Квартет”.

У. Давайте и мы организуем свой оркестр.

Проведение физминутки.

У. Строки басен И.А. Крылова стали пословицами и поговорками. Послушайте некоторые из них. Узнав, из каких они басен, решите кроссворд:

Щуку бросили в реку (“Щука”).

А ларчик просто открывался (“Ларчик”).

Слона-то я и не приметил (“Любопытный”).

Как белка в колесе (“Белка”).

Все кажется в другом ошибкой нам (“Обоз”).

А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь (“Квартет”).

У. Сейчас мы поиграем в лото. Вы должны строчки, взятые из басни, закрыть карточкой с названием басни.

А)

Да только воз и ныне там (“Лебедь, рак и щука”).

Б)

Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой. (“Стрекоза и Муравей”).

В)

Голодная кума – лиса залезла в сад (“Лиса и виноград”).

Г)

У сильного всегда бессильный виноват. (“Волк и Ягненок”).

Д)

Вперед чужой беде не смейся, Голубок! (“Чиж и Голубь”).

Е)

Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье. (“Свинья под Дубом”).

Ж)

Но, кажется, не прав и тот,
Кто поручил Ослу стеречь свой огород. (“Осел и Мужик”).

З)

Щепотки волосков Лиса не пожалей –
Остался б хвост у ней. (“Лиса”).

Проверка выполнения. Оценка работы.

У. И. А. Крылов родился в Москве и в этом же городе ему поставлен памятник. Внимание на экран!

Демонстрация киносюжета “Памятник И.А. Крылову”.

3. Итог урока.

У. Подведем итоги урока. Что мы узнаем из басен И.А. Крылова и других авторов, чему они учат?

Д. Басни высмеивают жадность и глупость, злобу и ложь. Учат доброте и справедливости, дружбе и порядочности.

4. Домашнее задание.

У. Сегодня на уроке мы закончили изучение басен русских баснописцев. Но я надеюсь, что они вам понравились, и вы, придя домой, захотите прочитать другие басни.

Дома выполните задания на с. 36 рабочей тетради.