Цель:
Развивать творческие способности учащихся,
память.
Оборудование:
- портрет И.А. Крылова,
- иллюстрации к басням,
- выставка книг,
- киносюжет “Памятник И.А. Крылову в Москве”,
- карточки-лото.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Обобщение по теме.
У. Что такое басня?
Д. Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.
У. Как возникли басни?
Д.. Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп <Рисунок1>, который жил в VI веке до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы.
У. Сегодняшний урок посвящен творчеству баснописцев. Кого называют баснописцами?
Д. Баснописцами называют создателей басен.
У. Что осуждают и высмеивают баснописцы?
Д. Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.
У. Что такое ирония?
Д. Ирония – тонкая, скрытая насмешка.
У. В баснях используется аллегория. Что это такое?
Д. Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.
У. Всякая басня содержит мораль. Что это такое?
Д. Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.
У. На предыдущих уроках вы познакомились с новыми произведениями русских баснописцев. Давайте вспомним их имена. Для этого выполним задание-соответствие на с. 35 рабочей тетради.
(Соедините имена и отчества баснописцев с их фамилиями:
Иван Иванович | Крылов |
Александр Ефимович | Дмитриев |
Лев Николаевич | Хемницер |
Иван Иванович | Измайлов |
Иван Андреевич | Толстой |
Иван Андреевич Крылов, Иван Иванович Хемницер, Александр Ефимович Измайлов, Иван Иванович Дмитриев, Лев Николаевич Толстой).
У. Расскажите о творчестве этих писателей.
Д. Иван Иванович Хемницер <Рисунок2> – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. И.И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни сочинял в стихотворной форме (“Стрекоза”, “Друзья”).
Чтение басни “Друзья”.
Д. Александр Ефимович Измайлов <Рисунок 3> – русский баснописец. Он был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца. Басни А.Е. Измайлова любил А.С. Пушкин (“Кукушка”, “Лестница”).
Чтение басни “Кукушка”.
Д. Иван Иванович Дмитриев <Рисунок4> – русский писатель, современник А.С. Пушкина, И.А. Крылова. Стихи, сказки и басни И.И. Дмитриева имели большой успех у читателей. Его называли “русским Лафонтеном”, по имени знаменитого французского баснописца, что являлось высшей похвалой для автора басен.
Чтение басни “Муха”.
Д. Лев Николаевич Толстой <Рисунок 5> – великий русский писатель. Его басни написаны в прозе.
Чтение басни “Стрекоза и муравьи”.
У. Особое место в русской литературе занимает творчество И.А. Крылова <Рисунок 6>. Вот уже более 100 лет дети читают его басни. И вы знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья, смеялись над глупой вороной, которая поддалась на лесть Лисицы. Жалели бедного, маленького ягненка, возмущались злым, жадным волком.
И.А. Крылов был разносторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником. А.С. Пушкин высоко ценил И.А. Крылова и называл его “самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев”.
Язык басен И.А. Крылова прост и ясен. Стихи звучат как живой, непринужденный разговор. Баснописец так рассказывает о различных поучительных происшествиях, что читатель видит перед собой яркую живую сценку.
Давайте посмотрим одну из них.
Инсценировка басни И.А. Крылова “Квартет”.
У. Давайте и мы организуем свой оркестр.
Проведение физминутки.
У. Строки басен И.А. Крылова стали пословицами и поговорками. Послушайте некоторые из них. Узнав, из каких они басен, решите кроссворд:
Щуку бросили в реку (“Щука”).
А ларчик просто открывался (“Ларчик”).
Слона-то я и не приметил (“Любопытный”).
Как белка в колесе (“Белка”).
Все кажется в другом ошибкой нам (“Обоз”).
А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь (“Квартет”).
У. Сейчас мы поиграем в лото. Вы должны строчки, взятые из басни, закрыть карточкой с названием басни.
А)
Да только воз и ныне там (“Лебедь, рак и щука”).
Б)
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой. (“Стрекоза и Муравей”).
В)
Голодная кума – лиса залезла в сад (“Лиса и виноград”).
Г)
У сильного всегда бессильный виноват. (“Волк и Ягненок”).
Д)
Вперед чужой беде не смейся, Голубок! (“Чиж и Голубь”).
Е)
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье. (“Свинья под Дубом”).
Ж)
Но, кажется, не прав и тот,
Кто поручил Ослу стеречь свой огород. (“Осел и Мужик”).
З)
Щепотки волосков Лиса не пожалей –
Остался б хвост у ней. (“Лиса”).
Проверка выполнения. Оценка работы.
У. И. А. Крылов родился в Москве и в этом же городе ему поставлен памятник. Внимание на экран!
Демонстрация киносюжета “Памятник И.А. Крылову”.
3. Итог урока.
У. Подведем итоги урока. Что мы узнаем из басен И.А. Крылова и других авторов, чему они учат?
Д. Басни высмеивают жадность и глупость, злобу и ложь. Учат доброте и справедливости, дружбе и порядочности.
4. Домашнее задание.
У. Сегодня на уроке мы закончили изучение басен русских баснописцев. Но я надеюсь, что они вам понравились, и вы, придя домой, захотите прочитать другие басни.
Дома выполните задания на с. 36 рабочей тетради.