Задачи урока:
- Способствовать поддержанию интереса у учащихся к предмету “Информатика”;
- Развивать у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира;
- Развивать познавательную, творческую активность учащихся;
- Освоение приёмов работы в графическом редакторе PAINT;
- Формировать алгоритмическое мышление;
- Воспитывать дисциплинированность и внимательность;
- Развивать практические навыки владения мышью.
Ход урока
- Добрый день, дорогие ребята!
Я поздравляю вас с началом новой четверти, нового календарного года. Давайте
вместе вспомним праздники в конце прошедшего года и те, которыми год начался. (Новый год, Рождество, старый Новый год, Крещение)
- Чем отличаются эти праздничные дни от других дней в году? (веселье, подарки, карнавальные костюмы, маски)
- Какие волшебные слова – веселье, подарки, карнавал, маски – какие приятные воспоминания они вызывают! А что вам известно об их истории, происхождении?
(“Маскарад” – маскам рады – предположения детей)
- Есть мнение, сообщает поисковая система ВИКИПЕДИЯ, что Маскара?д (фр. mascarade из итал. mascarata, mascherata, от итал. maschera “маска”) – бал, на котором присутствующие одеты в различные характерные, национальные, исторические или фантастические костюмы, большею частью с масками на лицах. Маскарады возникли в Италии, а оттуда распространились по другим странам. Они составляют одно из любимых развлечений карнавала.
А у карнавала такая история: кто-то из учёных считает, что это название происходит от слов “карус навалус” = “корабельная телега”. Так было в Древней Греции. Праздники в честь бога Диониса начинались въездом в город праздничной процессии на такой телеге, изображавшей корабль. Свита бога Диониса – сатиры – были одеты в козлиные шкуры и маски.
В поисковой системе ВИКИПЕДИЯ про карнавал есть такие сведения:
Карнавал (от лат. carne levare, “прощай, мясо”) – праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями… По времени обычно предшествует Великому посту, откуда и происходит название.
Великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 1094 года. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли.
На Рождество и в святочные дни в России по дворам, по домам с весёлыми песнями-колядками ходят колядовщики, переодетые в разные костюмы и маски, среди них есть обязательно Медведь, Коза, Конь, Журавль, другие персонажи. Человеку, надевшему маску, легче войти в роль, перевоплотиться.
- Посмотрите, ребята, на эти маски, что я держу в руках. Какую закономерность вы заметили во всех этих масках, что общего? (отверстия для глаз и обе половинки маски одинаковые, симметричные).
- Очень хорошо, что вы заметили это свойство – симметричность масок.
Помогайте мне, ребята, что нужно сделать, чтобы вырезать маску из листа бумаги (сложить лист вдвое). Далее – лёгким движением руки – вырезать место под нос, подогнуть заготовку и вырезать отверстия для глаз. Развернём – и готово! Получилась самая простая маска – очки.
- Какие простые геометрические фигуры напоминает маска? (она состоит из двух овалов)
- Наш урок проходит в кабинете информатики, и вы догадались, что работу мы будем продолжать на компьютерах.
- Кто уже знает, в какой программе, в каком графическом редакторе можно делать рисунки? ( PAINT, у него ещё значок стаканчик с карандашами и кисточками).
- Как добраться до программы PAINT ? Кто сможет указать путь? (Пуск – Программы – Стандартные – PAINT).
Итак, запустив программу PAINT , на экране монитора вы увидите белый листочек рабочего поля, в нижней части его располагается палитра, слева или справа – панель инструментов, сверху – строка меню.
Определить названия инструментов мы можем, наводя курсор на тот или иной инструмент. Если подержать курсор на изображении инструмента чуть дольше, то можно увидеть всплывающую подсказку. Для начала нам понадобятся 2 инструмента, Эллипс и Выделение. Найдите, их, пожалуйста.
1. Выберите Эллипс – щёлкните левой кнопкой мыши. Теперь на рабочем поле нарисуйте эллипс нужной формы и размера. Пока вы удерживаете левую кнопку мыши, вы можете изменять размер и форму этой фигуры. Если у вас получилось не то, что вы задумывали – можно отменить свои действия. Делается это так. В строке меню выберите Правка – Отменить.
2. Так же инструментом Эллипс рисуем отверстие для глаза – эллипс меньшего размера.
3. Чтобы указать компьютеру объект, с которым он будет выполнять какие-то действия, нужно выделить это объект. Находим инструмент Выделение, он находится на панели инструментов справа вверху.
Выбираем инструмент Выделение, прижимаем и удерживаем левую кнопку мыши, растягиваем прямоугольник по диагонали так, чтобы весь эллипс оказался внутри прямоугольника выделения.
4. В строке Меню: Правка – Копировать
5. В строке Меню: Правка – Вставить.
Необходимо проследить за тем, чтобы выделение было прозрачным.
Объект вставился в левом верхнем углу.
6. В строке Меню: Рисунок – Отразить/Повернуть – Отразить слева направо – ОК.
Прижимаем и удерживаем левой кнопкой мыши вставленный объект, перетаскиваем так, чтобы получилась симметричная маска. Основа для маски готова.
7. При помощи других инструментов можно дополнить маску-очки деталями (инструментом Карандаш дорисовать ушки, волосы, усы, затем залить детали выбранной краской).
Ребята, вы посмотрели, как нужно выполнять работу, получили алгоритм – теперь я надеюсь вы будете внимательными, и всё у вас получится!
Желаю также творческих успехов в создании оригинальных карнавальных масок!
До встречи на карнавале!
Литература:
- А.Ардашев, С.Соловьёв Компьютер для начинающих. Нескучный самоучитель. СПб Питер 2006, с.141-150.
- Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд2 т.12 Искусство М, Просвещение 1968 с.471-475.
- Энциклопедия для детей том 7.Искусство ч.3 Музыка. Театр. Кино. М; Аванта+ 2000, с.263-266.
- Журнал “Отдохни” №3 16.01.2008 “Маски-шоу в Венеции”.