Цели урока:
- закрепить понятие “однородные члены”,
- совершенствовать пунктуационные и речевые навыки.
“Здравствуй, гостья-зима”.
Ход урока
1. Слово учителя.
На уроке русского языка мы изучаем науку. Как она называется?
Лингвистика изучает русский язык. Она имеет несколько разделов. Назовите их.
Пунктуация | Словообразование |
Морфология | Лексика |
Синтаксис | Этимология |
Фонетика | Фразеология |
Орфография | Орфоэпия |
2. Изучение русского языка как науки – основная задача каждого урока.
Цели урока – учиться говорить правильно. Это орфоэпия. Учиться писать аккуратно.
Это графика. Учиться писать правильно. Это орфография.
Скоро наступила х…лодная зима. Летят л…гкие снежинки. Трещит моро…, безжалос…но румянит щёки. Медленно падает обильный снег. Он покрывает всё белым ковром: холмы и поля, леса и дома. (Из текста выпишите слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы).
Например: холодная – прилагательное, холод.
3. А теперь запишите данный текст аккуратным почерком в тетрадь. (Мы работаем с разделом “Графика”).
4. Фонетика и транскрипция.
Летят – ле-тят (2 слога)
Л – л, - согласный, звонкий, мягкий
Е – и – гласный, безударный
Т – т – согласный, глухой, мягкий
Я – а – гласный, ударный
Т – т – согласный, глухой, твёрдый
5 букв, 5 звуков
летят-л,ит,ат
5. Объясните пунктуацию в последнем предложении, постройте его схему.
6. В предложении встретились однородные члены предложения. Как вы их определили?
А) Однородными являются одинаковые члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос.
Б) Однородные члены предложения равноправны и независимы друг от друга.
В) Сочинительная связь между ними выражается с помощью интонации или сочинительных союзов (и, а, но, или, да; не только – но и; либо).
Г) Однородные члены предложения на письме разделяются запятой. Запятая не ставится перед одиночными союзами и, или, да (=и). Если же эти союзы повторяются (их два и больше), между однородными членами ставится запятая.
7. Укажите однородные члены в других предложениях данного текста.
Трещит, румянит.
8. Самостоятельная работа учащихся, Учебник под редакцией М.М. Разумовской.
Упр. №367.
Зима.
Подула зима холодом сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге. Собрались птицы покричали и полетели за высокие горы в тёплые края.
Остались только воробьи вороны галки чижи и синички. Накинулась зима на зверей запорошила снегом поля завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Морозы бойко бегут сердито молотками постукивают по озёрам прудам рекам и морозам мосты строят. (К. Ушинский)
Спишите, вставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.
9. Физкультминутка для учащихся.
- Мёрзнут щёки. (Трём руками щёки).
- Мёрзну руки.
- Онемели пальцы.
- Застыли колени.
- Ноги к земле примерзают.
- А вот медленно-медленно летят снежинки.
- Тихо кружатся и ложатся на землю.
10. По данным схемам составить предложения, используя репродукцию №5 в учебнике. Константина Фёдоровича Юона называют поэтом русского зимнего пейзажа. Рассмотрите репродукцию картины “Русская зима”. Мы видим, как живописец любуется чарующей красотой покрытых инеем деревьев, пригорками, заснеженными и сверкающими на солнце. Лёгкая морозная дымка окутывает все предметы, а задорные мальчишки радуются снежному раздолью.
1) О,О и О.
2) О и О,О и О.
3) О,О.
Например: Ёлочки, берёзы и осинки принакрылись снегом.
11. Работа с учебником. Упражнение №462.
1) Не спеша прочитайте стихотворение.
Иней.
Леса в жемчужном инее. Морозно.
Поёт из телеграфного столба
То весело, то грозно
Звенящим гулом тёмная судьба.
Молит и внемлет белая долина.
И всё победней, ярче и пышней
Горит, дрожит и блещет хвост павлина,
Стоцветными алмазами над ней.
(И. Бунин.)
2) Попробуйте описать картину, которая возникает перед глазами при чтении произведения. Какие слова, по-вашему, помогают образно и наглядно представить морозный день?
3) Без ошибок спишите текст, обращая внимание на написание морфем каждого слова.
4) Разберите по составу слова, употреблённые в переносном значении.
12. Словарная работа.
Жемчуг – драгоценный камень белого и жёлто-белого цвета.
Алмаз – прозрачный драгоценный камень.
Внемлет – прислушиваться, жадно поглощать слухом (по В. Далю).
13. Итог урока.
1) Как называется наука, которая изучает русский язык?
2) Какие члены предложения называются однородными?
14. Домашнее задание. Упражнение №462 (5 задание). 1