Урок-игра "Что? Где? Когда?" в 3-м классе (1 – 4). Закрепление по теме "Внетабличное деление и умножение. Устные приемы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить знания учащихся о способах внетабличного деления и умножения.
  2. Вспомнить правила проверки действий деления и умножения.
  3. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление.
  4. Воспитывать чувства коллективизма.

Оборудование:

  • вопросы: Что?, Где?, Когда?;
  • письма участников игры;
  • заготовки для аппликаций;
  • клей;
  • схемы выражений;
  • наборное полотно;
  • таблица и исходные данные для задачи;
  • текст задачи напечатанный на листочках.

Ход урока

На заранее приготовленной доске размещены три таблички “Что? Где? Когда?” и письма участников игры. Учащиеся разбиты на 3 команды и сидят вокруг трёх столов.

Учитель. Сегодня необычный урок. Урок-игра “Что? Где? Когда?” многие из вас видели эту игру по телевизору. У нас три команды знатоков. А письма нам прислали учителя и учащиеся нашей школы.

Возьмитесь за руки ваших соседей по команде, и пусть это дружеское рукопожатие будет символом единства и начала нашей игры.

1-й вопрос.

Первый вопрос вам прислали учащиеся 4 “а” класса.

“Аппликация” - изготовление рисунка из наклеенных на что-нибудь кусочков цветной бумаги. Вам необходимо составить аппликацию из деталей, лежащих на вашем столе. Рисунок 1. (На составление аппликации отводится не больше 5 мин.)

Для проверки правильности вычислений приглашаются по одному участнику от каждой команды, и предлагается сравнить полученные аппликации с вариантом, предложенным учителем.

Учитель. Все аппликации должны быть одинаковыми и похожи на эту… Рисунок 2.

2-й вопрос.

Уважаемые знатоки! Перед вами на доске записаны выражения:

2 х 39 = 75 : 5 = 96 : 3 =
64 : 16 = 95 : 19 = 21 х4 =

Вопрос. На какие три группы можно их разделить?

Дети. Умножение однозначного числа на двузначное. Деление двузначного числа на однозначное. Деление двузначного числа на двузначное.

Во время ответов учащихся на доске под столбиками прикрепляются таблички-схемы соответствующие каждому случаю.

?? х ? ?? : ?? ?? : ?

3-й вопрос.

Учитель 3 “г” класса, Ольга Алексеевна, спрашивает: “Как правильно вычислить результаты выражений каждой группы.

Дети. Чтобы разделить двузначное число на однозначное надо двузначное заменить суммой разрядных слагаемых или суммой удобных слагаемых. Чтобы умножить двузначное число на однозначное необходимо двузначное число заменить суммой разрядных слагаемых. Чтобы разделить двузначное число на двузначное надо подобрать такое число, чтобы при умножении делителя на него получить делимое.

Во время ответов под табличками соответствующего вида крепятся схематические ответы учащихся.

? + ? ?? х ?= ? ? + ?
? + ?

Учитель. Каждая команда проверит правильность своих суждений, выполняя вычисления. 1-я команда решает выражения, соответствующие первой схеме. 2-ая – второй. 3-я – третьей.

Для проверки результатов к доске вызывается по одному представителю от каждой команды, и записываются результаты вычислений в соответствующих выражениях.

4-й вопрос.

Этот вопрос задаёт учитель математики старших классов Елена Александровна.

Вы сейчас нашли значения выражений. А вы уверены в правильности своих результатов? Как можно проверить результаты действия деления? Умножения?

Учитель. Давайте вспомним правила проверки.

Дети. Чтобы проверить результаты действия умножения надо произведение разделить на один из множителей. Чтобы проверить результаты деления надо частное умножить на делитель или делимое разделить на частное.

Вопрос. Проверьте правильность вычислений ваших одноклассников, используя правила проверки.

Участники игры обмениваются своими листочками с вычислениями с командой соперников. 1-ая команда передаёт 2-ой команде, 2-ая команда – 3-ей, а 3-я команда передаёт листочки 1-й команде.

Учитель. Согласны ли вы с результатами вычислений?

Каждая команда защищает свои ответы. Проверка записывается на доске.

Учитель. Вы активно участвовали в работе. Пришла пора и отдохнуть. Физминутка “Считалочка” [1]

Раз, два – острова. Два хлопка. Полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова.
Три, четыре – мы приплыли. Два хлопка. Обеими руками изображают волнообразные движения в направлении от себя.
Пять, шесть – сходим здесь. Два хлопка. Поочерёдное движение правой руки ладошкой вниз (как бы отбивая мяч), левой – ладошкой вверх (подбрасываем мяч).
Семь, восемь – сколько сосен! Два хлопка. Правая рука прикладывается ко лбу, как козырёк и слегка наклонясь вперёд “просматриваем” окружающее пространство слева направо.
Девять, десять – мы в пути. Два хлопка. Средним и указательным пальцами обеих рук выполнить движения от себя вперёд, изображая “шаги”.
До – счи – тать до Выполнить 4 движения, по одному на каждый слог:
  1. Ладонь правой руки на голову.
  2. Тыльная сторона левой руки под подбородок.
  3. Ладонь правой руки касается правой щеки.
  4. Ладонь левой руки касается левой щеки.
Де – ся – ти! Выполнить 3 движения:
  1. Правая рука вытягивается вперёд.
  2. Левая рука вытягивается вперёд.
  3. Звонкий хлопок в ладоши.

5-й вопрос.

Этот вопрос нам прислала учитель биологии Елена Николаевна. Уважаемые знатоки! В прошлом году я побывала в Англии и узнала такие интересные сведения. Оказывается, в Англии существует гостиница для собак. Проживание собаки в сутки стоит 8 долларов. Елена Николаевна спрашивает: “Сколько долларов надо заплатить за 12 суток?” [2]

Учитель. У вас на столах лежат листочки с задачей, которую предлагает нам решить Елена Николаевна. А решать задачу будем после того, как заполним таблицу.

На наборном полотне таблички: “Цена”, “Количество”, “Стоимость” и исходные данные к задаче на отдельных карточках. Учащиеся заполняют таблицу.

Учитель. Так сколько же будет стоить проживание собаки в этой гостинице в течении 12 суток?

Дети. 96 долларов.

Учитель. Как вы узнали?

Дети. Цену одного дня умножили на количество дней.

Учитель. А теперь составьте обратные задачи.

Наборное полотно дополняется ещё двумя строчками.

Цена Количество Стоимость
8 $ 12 сут. ? $
8 $ ? сут. 96$
? $ 12 сут. 96 $

Решите одну из составленных вами задач по желанию.

Учитель. Находя “стоимость” вы умножали однозначное число на двузначное. Как вы это делали?

Дети. Число 12 заменили суммой разрядных слагаемых и каждое слагаемое умножили на 8.

Учитель. Находя “количество” вы двузначное число делили на однозначное. Как вы это делали?

Дети. Число 96 заменили суммой удобных слагаемых 80 и 16 и каждое слагаемое разделили на 8.

Учитель. Находя “цену” вы делили двузначное число на двузначное. Как вы это делали?

Дети. 12 умножили на такое число, чтобы получилось 96. Это оказалось число 8.

Учитель. Сегодня мы играли и вспоминали правила нахождения значения выражений данных видов. Домашним заданием будет следующее: придумайте по два выражения для ваших одноклассников на каждый случай.

А теперь давайте подведём итоги.

  1. Что делаем, если надо проверить результаты действия деления?
  2. Когда при нахождении значения выражений мы используем способ подбора?
  3. Где мы в жизни можем применять свои знания?

Звучат ответы учащихся.