Урок по информатике "Условный оператор в Паскале"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • научить учащихся записывать программу ветвящейся структуры на языке Паскаль;
  • помочь ученикам осуществить переход от сформулированной задачи к созданию информационной модели, а затем записи программы;
  • ввести понятие условного оператора;
  • научить находить общее и различное в поставленных задачах, замечать ошибки.

Задачи урока:

  • сформулировать у учащихся первые навыки решения задач на составление программ с использованием блок-схем ветвления;
  • организовать творческую деятельность учащихся по созданию аналогичных задач;
  • закрепить у учащихся навыки работы в группе за компьютером и умение обосновывать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала.

Возраст учащихся: 9 класс.

Программное обеспечение: среда программирования Turbo Pascal.

Дидактический материал: карточки с заданиями, тест в Excel.

Наглядное пособие: плакат “Формат условного оператора”.

Продолжительность: 2 урока по 45 минут.

План урока.

1 урок:

  1. Постановка задачи – 2 мин.
  2. Проверка знаний учащихся по прошлой теме – 10 мин.
  3. Изучение новой темы – 13 мин.
  4. Решение задач – закрепление нового материала – 20 мин.

2 урок:

  1. Знакомство с обучающим уроком на ПК – 5 мин.
  2. Самостоятельная работа в тетради – 7 мин.
  3. Работа на ПК – 20 мин.
  4. Анализ задач на ПК – 5 мин.
  5. Домашнее задание с объяснением – 5 мин.
  6. Подведение уроков (оценки) – 3 мин.

Ход 1 урока

I. Постановка задачи

Учитель. На предыдущем уроке мы изучили структуру программы в языке программирования Паскаль. Мы задавали входные данные в программу и получали реальный результат. А сегодня мы попробуем компьютер заставить рассуждать. Для этого необходимо немного потрудится и для начала вспомнить материал прошлого урока.

II. Проверка знаний учащихся по прошлой теме

Задания учащимся:

Индивидуально – тест (2 ученика) и задача на доске (решение с обратной стороны – 1 ученик), проверка домашней задачи на ПК – 1 ученик.

Фронтально – опрос учащихся по прошлой теме.

Тест – см. Приложение.

Задание на доске: Составить программу, которая спрашивает “Как вас зовут?”, “В каком классе учитесь?”, “Сколько вам лет?”. Необходимо, чтобы в программе были заданы такие вопросы, а пользователь потом мог ввести свои данные.

Д/задание на ПК (сохранить под своей фамилией).

Опрос-повторение материала прошлого урока:

  1. Что такое программа?
  2. Структура программы (на доске).
  3. С помощью каких данных работает программа?
  4. Перечислить типы данных.
  5. Что такое число с плавающей точкой?
  6. Представить число 0, 0000034 в экспоненциальном виде.
  7. Назовите оператор ввода данных.
  8. Назовите оператор вывода данных.
  9. Как выглядит оператор присваивания?

III. Изучение новой темы

Учитель: Составить блок-схему и написать программу решения следующей задачи:

ЭВМ запрашивает: “Сколько вам лет?”. Если ответ больше 100, то отвечает: “Вы хорошо сохранились!”. В противном случае желает: “Лет до ста расти вам без старости!”.

Вы обнаружили, что в задании есть проверка условия величины возраста. Вспомните, как называлась такая структура в алгоритмическом языке? (Ветвление).

На доске показать структуру записи ветвления на языке Паскаль.

If <условие> then <оператор 1> else <оператор 2> - полная форма.

If <условие> then <оператор> - неполная форма.

Действия учителя:

На плакате показать блок-схемы ветвления.

На доске выполняется блок-схема учителем и запись программы на Паскале.

Задание: придумайте пример на полную и неполную форму записи ветвления (необходимо направить учащихся, чтобы они называли примеры из любой информационный сферы).

IV. Решение задач – закрепление нового материала.

Задания на карточках (выполняются в тетради):

ЭВМ спрашивает: “Любите ли вы мороженое?”. Если ответ положительный, то отвечает: “Поедим вместе”. В противном случае: “Отдай мне!” (делают самостоятельно в тетради, 1 за доской, потом сверяются).

№1 стр. 229 (том 1, Задачник-практикум, под ред. И.Г. Семакина) – 1 по желанию у доски. Условие задачи: Даны три действительных числа. Возвести в квадрат те из них, значения которых неотрицательны, и в четвертую степень – отрицательные.

Ход 2 урока

I. Знакомство с обучающим уроком на ПК

Учащиеся закрепляют новый материал с помощью обучающей программы (Образовательные комплексы “Вычислительная математика и программирование”).

II. Самостоятельная работа в тетради

На карточках раздаются задачи для практической работы на ПК. В тетради составить блок-схемы.

Задачи:

  1. ЭВМ запрашивает: “Сколько будет 2 + 2?”. Если ответ верен, то отвечает: “Молодец!”. В противном случае: “Запомните: 2 + 2 = 4!”.
  2. №4 стр. 229 (том 1, Задачник-практикум, под ред. И.Г. Семакина). Условие задачи: Даны действительные числа x и y, не равные друг другу. Меньшее из этих чисел заменить половиной их суммы, а большее – их удвоенным произведением.

III. Работа на ПК

Действия учителя: проверяет наличие ошибок в составленных учащимися блок-схемах. Делает пояснения.

Учащиеся выполняют и проверяют программы на ПК.

IV. Анализ задач на ПК

Краткое повторение темы. Допущенные ошибки. Трудные моменты.

V. Домашнее задание с объяснением

  1. Лекция
  2. №6, стр. 229. Условие задачи: Даны целые числа m, n. Если числа не равны, то заменить каждое из них одним и тем же числом, равным большему из исходных, а если равны, то заменить числа нулями.

VI. Подведение уроков (оценки)

Оценки за работу на ПК.