Цели урока:
- научить учащихся записывать программу ветвящейся структуры на языке Паскаль;
- помочь ученикам осуществить переход от сформулированной задачи к созданию информационной модели, а затем записи программы;
- ввести понятие условного оператора;
- научить находить общее и различное в поставленных задачах, замечать ошибки.
Задачи урока:
- сформулировать у учащихся первые навыки решения задач на составление программ с использованием блок-схем ветвления;
- организовать творческую деятельность учащихся по созданию аналогичных задач;
- закрепить у учащихся навыки работы в группе за компьютером и умение обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: изучение нового материала.
Возраст учащихся: 9 класс.
Программное обеспечение: среда программирования Turbo Pascal.
Дидактический материал: карточки с заданиями, тест в Excel.
Наглядное пособие: плакат “Формат условного оператора”.
Продолжительность: 2 урока по 45 минут.
План урока.
1 урок:
- Постановка задачи – 2 мин.
- Проверка знаний учащихся по прошлой теме – 10 мин.
- Изучение новой темы – 13 мин.
- Решение задач – закрепление нового материала – 20 мин.
2 урок:
- Знакомство с обучающим уроком на ПК – 5 мин.
- Самостоятельная работа в тетради – 7 мин.
- Работа на ПК – 20 мин.
- Анализ задач на ПК – 5 мин.
- Домашнее задание с объяснением – 5 мин.
- Подведение уроков (оценки) – 3 мин.
Ход 1 урока
I. Постановка задачи
Учитель. На предыдущем уроке мы изучили структуру программы в языке программирования Паскаль. Мы задавали входные данные в программу и получали реальный результат. А сегодня мы попробуем компьютер заставить рассуждать. Для этого необходимо немного потрудится и для начала вспомнить материал прошлого урока.
II. Проверка знаний учащихся по прошлой теме
Задания учащимся:
Индивидуально – тест (2 ученика) и задача на доске (решение с обратной стороны – 1 ученик), проверка домашней задачи на ПК – 1 ученик.
Фронтально – опрос учащихся по прошлой теме.
Тест – см. Приложение.
Задание на доске: Составить программу, которая спрашивает “Как вас зовут?”, “В каком классе учитесь?”, “Сколько вам лет?”. Необходимо, чтобы в программе были заданы такие вопросы, а пользователь потом мог ввести свои данные.
Д/задание на ПК (сохранить под своей фамилией).
Опрос-повторение материала прошлого урока:
- Что такое программа?
- Структура программы (на доске).
- С помощью каких данных работает программа?
- Перечислить типы данных.
- Что такое число с плавающей точкой?
- Представить число 0, 0000034 в экспоненциальном виде.
- Назовите оператор ввода данных.
- Назовите оператор вывода данных.
- Как выглядит оператор присваивания?
III. Изучение новой темы
Учитель: Составить блок-схему и написать программу решения следующей задачи:
ЭВМ запрашивает: “Сколько вам лет?”. Если ответ больше 100, то отвечает: “Вы хорошо сохранились!”. В противном случае желает: “Лет до ста расти вам без старости!”.
Вы обнаружили, что в задании есть проверка условия величины возраста. Вспомните, как называлась такая структура в алгоритмическом языке? (Ветвление).
На доске показать структуру записи ветвления на языке Паскаль.
If <условие> then <оператор 1> else <оператор 2> - полная форма.
If <условие> then <оператор> - неполная форма.
Действия учителя:
На плакате показать блок-схемы ветвления.
На доске выполняется блок-схема учителем и запись программы на Паскале.
Задание: придумайте пример на полную и неполную форму записи ветвления (необходимо направить учащихся, чтобы они называли примеры из любой информационный сферы).
IV. Решение задач – закрепление нового материала.
Задания на карточках (выполняются в тетради):
ЭВМ спрашивает: “Любите ли вы мороженое?”. Если ответ положительный, то отвечает: “Поедим вместе”. В противном случае: “Отдай мне!” (делают самостоятельно в тетради, 1 за доской, потом сверяются).
№1 стр. 229 (том 1, Задачник-практикум, под ред. И.Г. Семакина) – 1 по желанию у доски. Условие задачи: Даны три действительных числа. Возвести в квадрат те из них, значения которых неотрицательны, и в четвертую степень – отрицательные.
Ход 2 урока
I. Знакомство с обучающим уроком на ПК
Учащиеся закрепляют новый материал с помощью обучающей программы (Образовательные комплексы “Вычислительная математика и программирование”).
II. Самостоятельная работа в тетради
На карточках раздаются задачи для практической работы на ПК. В тетради составить блок-схемы.
Задачи:
- ЭВМ запрашивает: “Сколько будет 2 + 2?”. Если ответ верен, то отвечает: “Молодец!”. В противном случае: “Запомните: 2 + 2 = 4!”.
- №4 стр. 229 (том 1, Задачник-практикум, под ред. И.Г. Семакина). Условие задачи: Даны действительные числа x и y, не равные друг другу. Меньшее из этих чисел заменить половиной их суммы, а большее – их удвоенным произведением.
III. Работа на ПК
Действия учителя: проверяет наличие ошибок в составленных учащимися блок-схемах. Делает пояснения.
Учащиеся выполняют и проверяют программы на ПК.
IV. Анализ задач на ПК
Краткое повторение темы. Допущенные ошибки. Трудные моменты.
V. Домашнее задание с объяснением
- Лекция
- №6, стр. 229. Условие задачи: Даны целые числа m, n. Если числа не равны, то заменить каждое из них одним и тем же числом, равным большему из исходных, а если равны, то заменить числа нулями.
VI. Подведение уроков (оценки)
Оценки за работу на ПК.