Цели урока:
- обобщение и закрепление знаний по теме;
- развитие творческой активности и самостоятельности учащихся через различные методические приемы;
- воспитание любви к русскому языку.
Эпиграф:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье,
Может каждый грамотей
Делать слово из частей
Класс делится на две команды, выбирается жюри. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло. После окончания подводятся итоги и называются победители.
Начинаю урок: “Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Словообразование”. Вопрос: “Что изучает морфемика?”. Читаю эпиграф.
Говорю, что сегодня мы должны повторить то, что узнали о частях слова – морфемах, и орфографические правила, связанные с их написанием.
Беседа:
- Назовите известные вам морфемы?
1. Словарная диктовка.
Цель: проверить знания учащихся по изучению орфограмм в разделе “Словообразование”.
Вопрос: Давайте вспомним, с какими орфограммами мы познакомились в разделе?.
Предполагать, изложение, безжалостный, сбросить в яму, срубить дерево, пробежал по дороге, располагаться, слагаемое, поросль, прорасти, возраст, водоросли, выращенный, расходиться по домам, сжечь бумагу, сдать книгу, здешний, акация, челн. (листочки сдать на проверку)
Вопрос: “Что такое окончание? Как найти окончание в слове? Докажите.
На доске: Выделить только окончание.
1 команда: территория, путешествие, владение, читал
2 команда: артиллерия, препятствие, грел.
Вопрос: “Какие морфемы могут входить в основу слова?”.
“Что такое суффикс? Приставка?
“Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова”.
Самостоятельная работа. (На доске)
у
по
при
нашёл машина
трактор
велосипед
гитараист хороший
милый
зеленый
слабыйеньк
Задание: Образовать и записать слова с данными приставками. Назовите среди записанных слов существительные, прилагательные, глаголы. Проверили. Подвели итоги.
- Хорошо! Молодцы!
- А сейчас разминка.
Разминка.
I. Проявите свою сообразительность и внимательность в нахождении приставок. Определите, какие из данных слов имеют приставку по-, приставку под- или подо- и какие вовсе не имеют:
1 команда: | подосиновик | 2 команда: | подорожник |
подоконник | подолбить | ||
подоходный | подозрение | ||
пододеяльник | подоить |
* подовый пирог (пышный, горячий)
2. И еще одно задание. Проявите внимательность.
Работа с иллюстрацией. (рисунок 1)
Подвели итоги.
II. Следующий этап нашего соревнования – это правильное нахождение в слове корня.
- Как убедиться, что корень в слове найден правильно (найти ту часть слова, от которой образованы однокоренные слова);
Задание командам. На доске
Гора – гореть мирный – замирать
- Определите одинаковые ли корни в словах? (Да)
- А значение лексическое одинаково тоже? (Нет)
- Какие это корни? (омонимичные)
- К каждому слову в паре подобрать два однокоренных:
1 команда | 2 команда |
Гора – гореть, горный, | Мир – умирать, мирный, |
загореть, гористый, | вымирать, усмирить, |
выгоревший | вымирающий |
Проверить, оценить.
III. А сейчас, ребята, поиграем “Кто быстрее”
Цель: расширить диапазон опроса, вовлечь всех ребят в активную работу.
Подобрать, как можно больше однокоренных слов к словам:
Выносить | Носик |
носит | нос |
заносит | носатый |
Прочитали, подвели итоги. Молодцы!
Работа с текстом
Итак, мы повторили с вами все значимые части слова.
- Какие?
1. Сейчас поработаем с текстом. Из текста выпишите слова, состав которого соответствует схемам:
Цель: связь с практической деятельностью, еще раз обратить внимание на состав слова.
Читаем текст, который записан на доске.
Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.
2. Проанализировать текст. Стихотворение, найти выразительные средства.
Проверка. Читают из обеих команд.
(олицетворения: вьется, легли. Метафора: длинные)
Продолжим нашу работу. Разберем слова по составу (использую возможность фронтального опроса, активизацию учащихся, повторение орфограмм).
1 команда: заложили, растение, черный, цыганский
2 команда: предлагать, выросли, шелковый, циновка
Вызываю к доске. Из двух команд по одному.
Проверка. Подведение итогов.
А теперь игра на внимание “Найти четвертое лишнее”.
Показываю плакат. (Приложение)
Объяснить, по какому признаку слово является лишним.
Учитель:
- Ребята, посмотрите. За окном – весна. Эта пора привлекала художников и поэтов прошлого и настоящего. Вам нравится время года – весна? Послушаем, как об этом пишет поэт М.В. Исаковский..
- Читаю стихотворение М.В. Исаковского “Весна”, взятое из книги для внеклассного чтения 5 класс “В мире русской литературы”.
- Итак, какой видит весну поэт?
- Сейчас вы напишите сочинение-миниатюру на тему “Чем пахнет весна”, используя те слова, которые запомнили из стихотворения и слова записанные на доске.
Слова на доске: запахло, земля, проталина, открытая местность, в лесу первые цветы, обыкновенная земля, тепло, расцвели.
- Проверяем. Ребята читают свои сочинения и, одновременно, находят в них слова с приставками и выделяют.
- Подведение итогов.
- Урок закончен. Мы сегодня с вами активно и организовано поработали. Всем спасибо.