Урок-соревнование по разделу "Словообразование" в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • обобщение и закрепление знаний по теме;
  • развитие творческой активности и самостоятельности учащихся через различные методические приемы;
  • воспитание любви к русскому языку.

Эпиграф:

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье,
Может каждый грамотей
Делать слово из частей

Класс делится на две команды, выбирается жюри. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло. После окончания подводятся итоги и называются победители.

Начинаю урок: “Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Словообразование”. Вопрос: “Что изучает морфемика?”. Читаю эпиграф.

Говорю, что сегодня мы должны повторить то, что узнали о частях слова – морфемах, и орфографические правила, связанные с их написанием.

Беседа:

- Назовите известные вам морфемы?

1. Словарная диктовка.

Цель: проверить знания учащихся по изучению орфограмм в разделе “Словообразование”.

Вопрос: Давайте вспомним, с какими орфограммами мы познакомились в разделе?.

Предполагать, изложение, безжалостный, сбросить в яму, срубить дерево, пробежал по дороге, располагаться, слагаемое, поросль, прорасти, возраст, водоросли, выращенный, расходиться по домам, сжечь бумагу, сдать книгу, здешний, акация, челн. (листочки сдать на проверку)

Вопрос: “Что такое окончание? Как найти окончание в слове? Докажите.

На доске: Выделить только окончание.

1 команда: территория, путешествие, владение, читал

2 команда: артиллерия, препятствие, грел.

Вопрос: “Какие морфемы могут входить в основу слова?”.

“Что такое суффикс? Приставка?

“Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова”.

Самостоятельная работа. (На доске)

у
по
при
на
шёл машина
трактор
велосипед
гитара
ист хороший
милый
зеленый
слабый
еньк

Задание: Образовать и записать слова с данными приставками. Назовите среди записанных слов существительные, прилагательные, глаголы. Проверили. Подвели итоги.

- Хорошо! Молодцы!

- А сейчас разминка.

Разминка.

I. Проявите свою сообразительность и внимательность в нахождении приставок. Определите, какие из данных слов имеют приставку по-, приставку под- или подо- и какие вовсе не имеют:

1 команда: подосиновик 2 команда: подорожник
подоконник подолбить
подоходный подозрение
пододеяльник подоить

* подовый пирог (пышный, горячий)

2. И еще одно задание. Проявите внимательность.

Работа с иллюстрацией. (рисунок 1)

Подвели итоги.

II. Следующий этап нашего соревнования – это правильное нахождение в слове корня.

- Как убедиться, что корень в слове найден правильно (найти ту часть слова, от которой образованы однокоренные слова);

Задание командам. На доске

Гора – гореть мирный – замирать

- Определите одинаковые ли корни в словах? (Да)

- А значение лексическое одинаково тоже? (Нет)

- Какие это корни? (омонимичные)

- К каждому слову в паре подобрать два однокоренных:

1 команда 2 команда
Гора – гореть, горный, Мир – умирать, мирный,
загореть, гористый, вымирать, усмирить,
выгоревший вымирающий

Проверить, оценить.

III. А сейчас, ребята, поиграем “Кто быстрее”

Цель: расширить диапазон опроса, вовлечь всех ребят в активную работу.

Подобрать, как можно больше однокоренных слов к словам:

Выносить Носик
носит нос
заносит носатый

Прочитали, подвели итоги. Молодцы!

Работа с текстом

Итак, мы повторили с вами все значимые части слова.

- Какие?

1. Сейчас поработаем с текстом. Из текста выпишите слова, состав которого соответствует схемам:

Цель: связь с практической деятельностью, еще раз обратить внимание на состав слова.

Читаем текст, который записан на доске.

Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.

2. Проанализировать текст. Стихотворение, найти выразительные средства.

Проверка. Читают из обеих команд.

(олицетворения: вьется, легли. Метафора: длинные)

Продолжим нашу работу. Разберем слова по составу (использую возможность фронтального опроса, активизацию учащихся, повторение орфограмм).

1 команда: заложили, растение, черный, цыганский

2 команда: предлагать, выросли, шелковый, циновка

Вызываю к доске. Из двух команд по одному.

Проверка. Подведение итогов.

А теперь игра на внимание “Найти четвертое лишнее”.

Показываю плакат. (Приложение)

Объяснить, по какому признаку слово является лишним.

Учитель:

- Ребята, посмотрите. За окном – весна. Эта пора привлекала художников и поэтов прошлого и настоящего. Вам нравится время года – весна? Послушаем, как об этом пишет поэт М.В. Исаковский..

- Читаю стихотворение М.В. Исаковского “Весна”, взятое из книги для внеклассного чтения 5 класс “В мире русской литературы”.

- Итак, какой видит весну поэт?

- Сейчас вы напишите сочинение-миниатюру на тему “Чем пахнет весна”, используя те слова, которые запомнили из стихотворения и слова записанные на доске.

Слова на доске: запахло, земля, проталина, открытая местность, в лесу первые цветы, обыкновенная земля, тепло, расцвели.

- Проверяем. Ребята читают свои сочинения и, одновременно, находят в них слова с приставками и выделяют.

- Подведение итогов.

- Урок закончен. Мы сегодня с вами активно и организовано поработали. Всем спасибо.