Цель: Развитие умения мыслить художественными образами.
Задачи:
- Познакомить учащихся с приемами конструирования загадки.
- Научите составлять загадки, развивать мыслительную деятельность.
- Формировать навыки творческой работы.
- Пробудить интерес к устному народному творчеству.
План:
- Организационный момент “Посылай хорошие чувства”
- Введение в тему:
- Понятие загадка.
- Правила составления загадки. Наблюдение.
- Коллективная работа над составлением загадки.
- Самостоятельная работа в группах (работа по карточкам)
- Подведение итога. Оценивание. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент “Посылай хорошие чувства”
Сядьте удобнее, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь представь себе, что над твоей головой висит чудесная, золотая звезда. Это твоя звезда. Она принадлежит только тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив.
Представь, что ты с ног до головы озарен светом этой звезды. Светом любви и радости.
Представь себе, что этот свет насквозь пронизывает твое тело. Теперь последовательно приложи свою руку сначала к сердцу, потом к горлу и ко лбу. Чувствуй, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах.
Представь себе, что ты, как и твоя звезда, тоже испускаешь во все стороны лучи ясного, теплого света и этот свет идет ко всем в этой комнате.
Подумай обо всех, кто находится в этой комнате: о гостях и пошли всем немного своего света.
Теперь прислушайся к самому себе. Ощущаешь ли ты какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу.
(10 секунд).
Сохрани в памяти эти чувства и обращайся к ним в тех случаях, когда ты устал или у тебя грустное настроение или тебе нужны просто свежие силы.
А теперь как только слово “три”, ты откроешь глаза: один, два, три.
- Какие ощущения вы испытывали?
- Кому вы посылали особенно много света?
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы будем говорить об иносказательном, необычном изображении предметов, которые нужно расшифровать, т. е. отгадать. Что мы отгадываем? Вы догадались, о чем пойдет речь? (о загадке)
- На уроке откроем секреты, по которым они составляются, и попробуем сочинить загадки сами.
- О чем могут быть загадки? Приведите примеры.
- О животных, о временах года, о предметах и явлениях природы, обо всем, что нас окружает.
- Кто сочинял загадки? (народ) Загадка – один из самых древних жанров устной речи.
- На партах у вас лежат технологические карты. Карта поделена на две части (в левой части “работа на уроке” - мы будем делать записи, а в правой “обрати внимание” будем читать и делать соответствующие выводы).
Итак, секреты, по которым составляются загадки: Прочитайте в картах первый текст. Можно ли его назвать загадкой?
- Запишем первый секрет – предмет не называется.
- Прочитайте следующую загадку.
- О чем загадка?
- С чем сравнивается?
- Запишем второй секрет – назван другой похожий предмет
- Следующая загадка
- Назван предмет?
- А ЧТО дано? (признаки, важные особенности)
- Запишем третий секрет – названы важные признаки, особенности предмета
- Давайте понаблюдаем, какие особенности:
Белый, серый – цвет
Кругла, желта – форма, цвет.
Из досок, хранит посуда – из чего сделана, где используется?
- При составлении загадок не надо стараться использовать все признаки, а можно 1-2 самые важные.
- Что это?
Помидор
- Какой ОН? (красный, круглый)
- Признаки одинаковые, не подойдут для составления загадок!
-Возьмем другое важное качество. Где используется?
Помидор едят С мячом играют В огороде он созрел
Посолить себя велелБьют его рукой и палкой
Никому его не жалко
- Прочитайте последнюю загадку, обратите внимание на последние слова в строчках:
Что заметили (произносятся складно, есть рифма)
- Запишем последний секрет – “наличие рифмы”
- Молодцы! Все секреты раскрыли. Давайте еще раз прочитаем все секреты.
- О чем же была последняя загадка? (об утке с утятами)
ФИЗМИНУТКА “Танец утят”
- Игра “Доскажи словечко”. Я начинаю, а вы хором продолжаете.
1.
Быть должны всегда в порядке
Твои книжки и … (тетрадки)
2.
Закаляют нас всегда
Солнце, воздух и … (вода)
3.
Если у тебя с пятерками дневник
Значит ты примерный … (ученик)
4.
Должен каждый ученик
Изучать родной … (язык)
- А сейчас, зная все секреты, попробуйте отгадать мою загадку.
На карте, как березовый листок
Раскинулась привольно, вдоль Урала
Земля моих отцов
Ты светлый мой исток
Воспетый переливами курая.
- О чем эта загадка? (О республике Башкортостан)
- ПО каким признакам вы определили? (раскинулась вдоль Урала, земля отцов моя Родина)
- Такое сравнение придумал известный башкирский поэт М. Карим.
3. Работа над составлением загадок.
- Сейчас попробуем сочинить загадку.
На урок я принесла национальное башкирское блюдо.
Как оно называется? (Чак-чак)
- Вспоминаем, 1 секрет-предмет не называется.
- Вспоминаем 2 секрет – назван похожий предмет.
На ЧТО ПОХОЖ? (стог сена, муравейник, холм, гору)
- Третий важный признак. В чем особенность его приготовления? (мёдом облит)
- Кто обычно печет? (мама)
- Теперь представьте: вся семья собралась за столом, мама ставит на стол чак-чак. Какие чувства вы испытываете? (радость)
На столе, как холм стоит,
Сверху медом он облит,
Мама к чаю испекла,
Всем нам радость принесла!
4. Работа в группах по карточкам.
- Какой же чак-чак без чая? Посмотрите внимательно на рисунок. На что похож чайник? Кого напоминает? (на слона в беретке, на пузатого слона, на паровоз, на пароход)
- Для чего нужен? (воду кипятить, чаем поить)
- Где обычно стоит? (на столе, на плите, на огне)
Выслушивание загадок, оценивание.
5. Подведение итога. Домашнее задание.
Сочинить загадку и сделать к ней иллюстрацию.