Пояснительная записка.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В данной ситуации становится актуален данный элективный курс, который предназначен для учащихся 10-11-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью.
Цель курса: оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.
Основные задачи курса:
- Обучить основам научных методов, единых для большинства наук, дать представление о планировании эксперимента.
- Дать представление о научной логике и изучить ее основы.
- Привить навыки самостоятельной научной работы, развить творческое отношение к исследованию.
- Сформировать представление о различных видах письменных научных работ.
- Обучить школьников основам оформления работы.
- Пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов.
- Научить продуманной аргументации и культуре рассуждения
Формы проведения занятий: консультирование, практические и семинарские занятия, беседы, деловые игры, социологические исследования процессов, лекция, практические занятия, лабораторные занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе.
Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе.
Контроль: выполнение зачетной работы (составление плана исследования, представление документации по экспериментальной части работы, составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.)
По окончании изучения курса учащиеся должны
знать:
- виды различных исследовательских работ;
- структуру научно-исследовательской работы;
- методы научного исследования.
уметь:
- работать с различными источниками информации;
- обосновывать актуальность выбранной темы;
- уметь составлять индивидуальный рабочий план; библиографический список, анкету, тезисы к работе и т.д.
- выполнять компьютерную верстку научно-исследовательской работы.
- выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы.
Структура курса. Содержание спецкурса охватывает весь процесс научного исследования и разделен на шесть частей.
Во “Введении” рассматриваются основные виды исследовательских работ и дается обзор основных региональных и всероссийских научно-практических конференций и конкурсов школьников.
Вторая часть курса “Методология научного творчества” является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации.
В третьей части рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:
Четвертая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы.
В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры ее защиты.
При условии, что школьники быстро усваивают начальные сведения из третьего раздела и готовы их применять к конкретно выбранному исследованию, можно следующие части раздела чередовать с выполнением практической части.
Содержание курса
Введение (2 часа)
Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. Наука и научное мировоззрение. Отличие научного знания от других видов - обыденного, лженаучного, паранаучного и т.п. Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект. Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.
Методология научного творчества (2 часа)
Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение Объяснительное и описательное в науке. Факты и их интерпретация. Научные теории.
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений. Критерий истины. Доказательства.
Работа над основной частью исследования (5 часов)
Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов. Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Сбор первичной информации и ее организация. Опытно-экспериментальная работа. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы.
Оформление исследовательской работы (4 часа)
Структура содержания исследовательской работы: Титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы и других источников.
Общие правила оформления текста работы: Формат, объем, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.
Представление результатов научно-исследовательской работы (4 часа)
Составление тезисов. Подготовка презентации работы. Требования к докладу и электронной презентации.
Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Введение (2 часа) | ||||
Наука. Классификация наук. Её роль в жизни людей | 1 | 1 | 0 | |
Виды исследовательских работ. | 1 | 0,7 | 0,3 | |
Методология научного творчества (2 часа) | ||||
Общая методология научного творчества. | 1 | 0,7 | 0,3 | |
Общая схема хода научного исследования. Научная терминология | 1 | 1 | 0 | |
Работа над основной частью исследования (5 часов) | ||||
Выбор темы и обоснование ее актуальности. Структура НИР. | 1 | 0,3 | 0,7 | |
Составление индивидуального рабочего плана. | 1 | 0,2 | 0,8 | |
Библиографический поиск литературных источников. Изучение литературы и отбор фактического материала | 1 | 0,3 | 0,7 | |
Как составить анкету, провести беседу. | 1 | 0,3 | 0,7 | |
Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. | 1 | 0,4 | 0,6 | |
Оформление исследовательской работы (4 часа) | ||||
Распределение наработанного материала по главам и рубрикам. Композиция НИР. | 1 | 0,2 | 0,8 | |
Компьютерная вёрстка НИР. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Цитирование. Ссылки. Сноски. Схемы и иллюстрации. | 1 | 0,4 | 0,6 | |
Общие правила оформления текста работы: Формат, объем, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки. | 1 | 0,2 | 0,8 | |
Представление результатов научно-исследовательской работы (4 часа) | ||||
Составление тезисов. Требования | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Создание презентация научно-исследовательской работы. | 1 | 0,4 | 0,6 | |
Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. | 1 | 0,4 | 0,6 | |
Научно-практическая конференция. | 1 | 0 | 1 | |
Итого: | 17 | 7,5 | 9,5 |
Список литературы.
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.
- Естественно-научные проекты. 10-11 классы (Физика. География. Экология. Химия.)/ Сост. М.Ю. Демидова. – М.: Школьная пресса, 2005.
- Журнал “Завуч”. - 2001.- № 2-8 “Схема организации научной подготовки лицеистов”, Баклицкая Е.Р.
- Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация.- М.: 2002.
- Леонтьева А.А. Психологические особеннонности деятельности. М, Знание, 1981.
- Неволина Е.М. Как написать и защитить диссертацию.- “Урал”.: 2001
- Поташник М.М. Управление развитием школы. – М.: Новая школа, 1995.
- Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М., 1993.
- Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента. - М.: 1999.