Обучение школьников проектированию

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Перед современной школой стоят новые цели: развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления ребенка к самореализации.

Один из путей достижения этой цели – организация индивидуального образования. Существенную роль в этом может сыграть метод проектов.

Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи.

Педагогическое обоснование метода проектов – учет сил и интересов каждого обучающегося, максимальная самостоятельность его, индивидуализация приемов в работе и темпа работы, организация проектной деятельности на сознательном к ней отношении со стороны обучающегося.

В настоящее время метод проектов достаточно широко применяется в педагогической практике. В школах распространены методы и технологии на основе проектной деятельности обучающихся. Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении.

Вашему вниманию предлагается курс практических занятий по формированию умений и навыков проектирования школьников.

Программа курса практических занятий по формированию умений и навыков проектирования школьников

Введение

При разработке данного курса была предпринята попытка соотнести формирование проектных умений обучающихся с развитием, с совершенствованием сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной и сферы саморегуляции). Эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека.

В данном ракурсе проектная деятельность рассматривается нами как инструмент развития индивидуальности обучающихся.

Представленный курс “Учимся проектировать” можно отнести к одному из средств, обеспечивающих возможность педагогу сместить акцент целей для учеников с содержания на деятельность.

Учебная деятельность ученика становится осмысленной для него самого, он понимает, как лично ему удобнее действовать, чтобы усвоить содержание. Ребенок действительно начинает учиться, то есть учить самого себя.

Такая позиция – не импульсивное, случайное “озарение” ребенка, а результат длительной систематической его работы над собой в специально созданных условиях образовательной среды, в которой он может быть инициативным, творческим и самосостоятельным деятелем, развивая при этом свою индивидуальность.

Курс “Учимся проектировать” ориентирован на работу с учащимися подросткового возраста. В этом возрасте уходит на второй план основа поведения “Я – как все”, наступает время активного формирования “Я – концепции”.

Возможно использовать данный курс для занятий с учащимися с развитыми специфическими умениями и навыками проектирования, а также с учащимися, у которых эти умения не сформированы.

Формы организации работы по программе курса “Учимся проектировать” разнообразны и должны определяться возможностями и ресурсами конкретной школы.

Например:

  • использовать задания и упражнения занятий курса как формы работы на уроках по различным предметам, целенаправленно развивая умения и навыки проектирования;
  • ввести курс “Учимся проектировать” в учебный план школы за счет часов школьного компонента;
  • включить занятия курса “Учимся проектировать” в раздел учебного плана “Проектная деятельность” при организации профильного обучения;
  • проводить занятия по курсу с обучающимися, во внеурочное время (в рамках НОУ, академии школьных наук и т.д.)

Пояснительная записка

Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению.

Для привития обучающимся положительных мотивов учения есть только один путь – максимальное приближение школьного образования к их жизни, к их потребностям и интересам.

Ученик – это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

В том числе, в проектной деятельности.

Метод проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

  • обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знания, осуществлять ее целенаправленный поиск;
  • отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний.

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, но умеющие их добывать, приобретать их по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Следовательно, школа должна создавать условия для самореализации ребенка, для формирования его индивидуальности.

Цель данного курса состоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • формировать у обучающихся приемы и способы проектной деятельности, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта;
  • способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки ребенка;
  • помочь приобрести обучающимся новые знания о себе самом и реализовать эти знания в проектной деятельности;
  • способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
  • учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.

Обоснование программы курса

Занятия курса “Учимся проектировать” разрабатывались в соответствии с целями и задачами новых государственных стандартов о формировании проектировочных компетентностей обучающихся и на основе авторской концепции педагогики индивидуальности человека.

Концепция педагогики индивидуальности О.С. Гребенюка о формировании и развитии семи сфер индивидуальности как целей развития школьника:

  • интеллектуальная сфера;
  • мотивационная сфера;
  • эмоциональная сфера;
  • волевая сфера;
  • сфера саморегуляции;
  • предметно-практическая сфера;
  • экзистенциальная сфера.

В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: “участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы… творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работы проектов… создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений…”.

В связи с этим возникает необходимость развивать у школьников специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

  • проблематизации;
  • целеполаганию;
  • планированию деятельности;
  • поиску нужной информации;
  • практическому применению знаний, умений и навыков в различных ситуациях;
  • проведению исследования;
  • презентации деятельности и ее результатов;
  • самоанализу и рефлексии и т.д.

При разработке курса предпринята попытка найти соответствие формирования умений и навыков проектирования и развития сфер индивидуальности.

Данное соответствие представлено схематично в таблице:

Тематическое планирование курса занятий по формированию умений и навыков проектирования.

№ п/п Тема занятия Сфера индивидуальности Умения и навыки проектирования
1 Вводное. Учимся проектировать.    
2 Мотивация обучения. Учимся выявлять проблемы. Мотивационная сфера Проблематизация
3 Развитие воли и успешность проекта. Учимся ставить цели. Волевая сфера Целеполагание
4-5 Мой интеллект. Учимся планировать. Интеллектуальная сфера Планирование
6 Мои способности и проект. Учимся применять способности. Предметно-практическая сфера Практическое применение знаний, умений, навыков
7 Коммуникативные умения и навыки. Учимся взаимодействовать. Экзистенциональная сфера Коммуникативные
8 Мои чувства и эмоции. Учимся презентации. Эмоциональная сфера Презентационные
9 Способность управлять собой. Учимся рефлексировать. Сфера саморегуляции Рефлексивные
10 Заключительное. Подводим итоги.    

Методическую основу курса составляют следующие методы обучения:

  • индивидуальная самостоятельная работа;
  • групповая дискуссия;
  • беседа;
  • анализ конкретных ситуаций;
  • создание проблемных ситуаций;
  • мини-опрос;
  • элементы наблюдения, самонаблюдения;
  • ролевые игры;
  • тестирование и другие диагностические процедуры;
  • элементы социально-психологического тренинга;
  • выполнение мини-проекта;
  • рефлексивный анализ и самооценка.

Методические рекомендации по организации работы по курсу “Учимся проектировать”

Для достижения поставленной цели – формирование проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности - необходимо учитывать некоторые методические аспекты:

  1. Мотивация педагога для обращения к данному курсу.
  2. Процедура проведения занятий.
  3. Особенности взаимодействия участников занятий.

Мотивация педагога для обращения к данному курсу

К продуктивным могут быть отнесены следующие виды мотивов, побуждающие учителя выбрать программу курса “Учимся проектировать”:

  • интерес педагога в формировании умений и навыков проектирования как одного из условий развития индивидуальности обучающихся;
  • желание педагога способствовать самостоятельности ребенка, которая предполагает доверие к ученику и его поддержку;
  • предпочтение педагогом формы воспитания, сущность которой – сотрудничество;
  • педагог может рассчитывать на получение качественно нового результата, выражаемого в развитии индивидуальных способностей, самостоятельности и инициативности обучающихся; в формировании их проектировочных компетентностей;
  • стремление педагога к доверительному общению с обучающимися; отсутствие оценки и отметки со стороны педагога.

Процедура проведения занятий

К процедурным вопросам относятся место и время проведения занятий, продолжительность работы, используемое оборудование.

Для проведения занятий можно использовать классную комнату, либо часть ее, свободную от парт, чтобы обучающиеся могли работать или единой группой, или в микрогруппах (по 4-5 человек).

Оптимальная продолжительность занятий – 35-40 минут.

Выбор оборудования для занятий зависит от поставленных целей. В достаточном количестве необходимы: бумага для письма, фломастеры, карточки разных цветов, листы ватмана, переносные стенды, скотч, ножницы, клей и т.д.

Используемое приложение к занятиям возможно оформить либо в виде дневника, либо в виде отдельных листов на печатной основе.

Особенности взаимодействия участников занятий

Для успешной работы по данному курсу занятий важна доверительная атмосфера сотрудничества. Оптимальное развитие человека может быть осуществлено в условиях психологической безопасности, доверия. В связи с этим важными представляются следующие моменты:

  1. главный результат занятий в том, чтобы вопросы обсуждались открыто в обстановке взаимного уважения; чтобы были выслушаны разные точки зрения;
  2. одна из основных задач педагога – помочь детям учиться. Для этого педагог обеспечивает содействие развитию их индивидуальных способностей, создает условия для развития их субъективной активности в деятельности, ведет групповую дискуссию, побуждает детей делиться своими знаниями и мыслями, обобщает и комментирует их высказывания;
  3. в ситуации отсутствия отметок на занятиях имеет смысл задействовать самооценку обучающихся, взаимную оценку всех участников занятий, оценку группы. Педагог оценивает действия ребенка, а не личность;
  4. важная роль на занятиях отведена рефлексии, умению обдумывать собственные действия. Это умение не приходит само по себе, а является результатом целенаправленной работы, которая не только фиксирует достигнутые обучающимися результаты, но и поддерживает в их продвижении вперед;
  5. вести занятия могут педагоги, владеющие приемами групповой работы с обучающимися, имеющие представление об индивидуальных особенностях школьников, умеющие установить доверительные, партнерские отношения с детьми.

Мы предлагаем пример занятия по программе курса.

Занятие №1 “Вводное. Учимся проектировать”

Цель:

1. Активизировать творческое мышление.

2. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

Комментарий:

Началу проектной деятельности могут предшествовать упражнения, с помощью которых отрабатываются отдельные навыки проектирования. Для тренировки ассоциативного мышления учащимся предлагаютсзадания на поиск ассоциаций и аналогий.

Ассоциация – метод формирования идеи, который позволяет отражать в сознании человека взаимосвязи между проблемами, явлениями действительности и психическими восприятиями, ощущениями, представлениями и т. д. Основная цель генерирования ассоциаций заключается в том, чтобы “расшатать” стереотипные представления о совершенствуемом объекте, активизировать фантазию и воображение.

Развитие образно-ассоциативного мышления обучающихся – одна из важнейших задач в обучении творческой личности проектированию.

Аналогия – метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях.

Аналогия в творческом процессе выступает в двух аспектах: как средство освоения знаний об объекте и как средство синтеза нового знания об объекте и окружающей среде. Наибольший интерес при активизации творческого мышления представляет второй аспект как продуцент нового знания, догадок, гипотез, принципов.

Чем отдаленнее аналогия от совершенствуемого объекта, тем более неожиданный, неочевидный результат получен при решении проблемы.

Ход занятия

I. На доске (или на плакате) написано слово “Проект”. Учащимся предлагается ответить на вопрос:

- Какие ассоциации у вас возникают, когда произносят слово “Проект”?

Все ответы фиксируются и обсуждаются.

II. Работа в группах.

Класс разбивается на группы, каждой из которых предлагается слово из группы слов, необходимых в контексте проектной деятельности: “Исследование”, “Творчество”, “Информация”, “Презентация” и т. д.

За 3-5 минут группа собирает и фиксирует на бумаге не менее 10 ассоциаций к слову.

Затем организуется совместное обсуждение, анализ и сравнение предложенных ассоциаций. Поощряются самые образные и яркие, неожиданные, нестандартные ассоциации.

Комментарий:

Оригинальность, сочность и яркость ассоциаций зависят от интересов человека, его индивидуальных особенностей, реакций и моментального направления сознания.

III. Работа в группах.

Группам предлагается установить ассоциативный переход между понятиями:

  • “проект” и “счастье”;
  • “цель” и “порядок”;
  • “дерево” и “мяч”;
  • “гипотеза” и “весна”;
  • “небо” и “чай” и др.

Комментарий:

Учеными доказано, что между двумя любыми понятиями (словами) можно установить ассоциативный переход длиною в четыре-пять шагов. Например: небо – земля; земля – вода; вода – пить; пить – чай.

IV. Задание.

Дано слово: “периодичность”.

Опишите явления, которые отражают периодичность в разных областях: в природе, науке, технике, искусстве, обществе и др.

Действуйте по принципу поиска аналогий.

Например: в курсе химии рассматривается зависимость свойств элементов от периодической повторяемости строения наружного электронного уровня атомов. Поэтому свойства элементов также периодически повторяются.

Возможные ответы:

  • в природе – смена времен года;
  • в физике – колебательные движения маятника;
  • в биологии – ритмичные сокращения сердечной мышцы;
  • в географии – смена рельефа в течение миллионов лет;
  • в технике – ритмичная работа механизмов в (швейной машины, двигателя внутреннего сгорания);
  • в искусстве – ритм музыкального произведения, танца и др.

Класс слушает каждого выступающего и аплодирует, если аналогия нравится.

Рефлексия.

Все обучающиеся получают три вида корточек:

  • точка означает, что задания понятны и интересны, трудностей не вызывают.
  • вопросительный знак означает, что обучающийся испытывал затруднения в ходе занятия.
  • восклицательный знак означает, что задание вызывает интерес и желание повторить такую работу еще раз.

Карточки прикрепляются на доску (лист ватмана). Таким образом, можно наглядно выявить наиболее трудные, наиболее интересные и наиболее понятные всем задания.