Цель: заинтересовать детей русскими народными традициями празднования Святок
Задачи:
- расширить знания учащихся по истории русских народных праздников;
- познакомить со святочными традициями и обычаями народа;
- воспитывать уважение, интерес к прошлому и настоящему своего народа.
Учитель
Ребята, сегодня классный час мы начнём с просмотра отрывка из фильма по повести А.С. Пушкина “Сказ про то, как царь Пётр арапа женил”.
Скажите, о каком празднике едёт речь? Верно, о святках. Вот и тема нашего классного часа звучит так: “Пришли Святки: гаданья да колядки”. Слайд № 1.
После принятия христианства у славянских народов этот праздник начинался в ночь перед Рождеством и длился 12 дней. Наши предки праздновали начало нового солнечного года, когда, согласно поговорке, солнце поворачивало на лето, а зима – на мороз. Самым древним из всех праздников в году были Святки, приходившиеся на время зимнего солнцестояния.
Показ отрывка из к/ф. "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил".
Звучит мелодия Шопена “Ноктюрн ми бемоль”. Слайд с названием классного часа.
Слайд № 2. “Зимний вечер”
Беседа
Посмотрите на календарь. Слайд № 3. Что предшествует Святкам?
В какие дни были Святки?
Завершался длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, в веселье. Молодёжь в эти дни и вечера устраивала игрища, пляски на улице, гадания, уцелевшие с языческих времён. И хотя православная церковь этот обычай не поддерживала, но и сурово за него не карала, ведь святочные забавы – вековая традиция русского народа. Слайды № 4 – 5.
В Святках слились воедино языческий зимний праздник коляда (так называлось у славян доброе божество мира и торжеств, которого чествовали 6 января) и христианские Рождество и Крещение.
А кто такие язычники? (Язычники – это народы, не верящие в единого Бога. Народы в Библии называют “языками”, т.е. людьми, говорящими на разных языках, - отсюда и само слово “язычество”). С языческой древности каждый шаг восточных славян, а позднее их потомков русских, от рождения до смерти сопровождался обрядами. Как ни странно, ритуалы за много столетий мало изменились.
А каких языческих богов вы знаете? (Перун, Дажьбог, Велес, Мокошь, Стрибог). Слайд № 6.
Но были ещё и языческие божества, рангом пониже. Они окружали человека и, как и сама природа, могли быть настроены то дружелюбно, то враждебно к человеку.
А знаете ли вы их? Слайды № 7 - 16.
У А.С. Пушкина в “Песни о вещем Олеге” есть слова: “Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен”. А кто такие волхвы? Слайд № 17.
Как вы думаете, почему мало изменились обряды русского народа? (Возможно, потому, что на Руси привыкли, передавая из поколения в поколение, бережно хранить традиции и обряды).Слайд № 18.
Мы начали со Святок, потому что нет ни одного праздника на Руси, который бы сопровождался таким богатым выбором обычаев, примет, обрядов. У вас в конвертах № 1 лежат карточки. Подумайте, какие из понятий, написанных на них, относятся к язычеству, а какие – к христианству.
Все ли понятия вам знакомы, все ли понятны? Слайд № 19.
Для того чтобы вы все хорошо запомнили, мы сейчас и погрузимся в атмосферу Святок. Сначала мы познакомимся со “святыми вечерами” (обратите внимание на календарь). Слайд № 20. На какие числа они приходятся? Обращаю ваше внимание на 14 января – это день святого Василия Великого, 1 января по старому стилю, т.е. первый день нового года. Его ещё называли Коляда, Овсень, Таусень.
В “святые вечера” молодёжь каталась на санях, развлекалась, затевала скоморошины. Слайды № 21 - 30.
Посмотрите отрывок из фильма.
По какому произведению снят фильм?
Итак, отправляемся в прошлое, раз, два, три!
Просмотр отрывка из фильма “Вечера на хуторе близ Диканьки”
Сценка
В комнате сидят мать и сын.
Сын (поёт):
Ах, скорей бы нам коляд дождать,
Ай, люли-люли, нам коляд дождать!
И пойдём-пойдём мы на игрища,
Ай, люли-люли, мы на игрища!
Я пойду-пойду к своей матушке,
Ай, люли-люли, к своей матушке!
А дай ты мне, матушка, ворона коня,
Ай, люли-люли, ворона коня!
Мать (поёт):
За коня, дитя, слова нетути,
Ай, люли-люли, слова нетути.
Поезжай, дитя, на весельице,
Ай, люли-люли, на весельице!
Стук в дверь
Мать: Кто там?
Гости (поют):
Приходила Коляда
Накануне Рождества.
Винограды красно-зелено моё!
Сын: заходи, Коляда! И вы, гости дорогие, заходите!
Мать: Добро пожаловать, красны девицы!
1-ая гостья:
Мир дому вашему!
Да пирогов вам с кашею!
2-ая гостья:
Шли, было, мимо,
Да завернули до дыма.
3 –я гостья:
Были мы в Париже,
Были ещё ближе.
Но нигде не видали такой весёлой компании, которая здесь собралась.
4-я гостья:
Здравствуйте, столы, скамейки!
Здравствуйте, дорогая семейка!
5–я гостья:
Может, вы гостям и не рады,
Но не выгоняйте с ограды. Мы вам песенку споём.
Гости поют колядки:
Пришла Коляда накануне Рождества.
Дайте коровку, масляну головку.
А дай Бог тому, Кто в этом дому.
Ему рожь густа, Рожь ужиниста!
Припев:
Коляда, Коляда, отпирай ворота!
Не отворишь ворота – подавай пирога!
Ему с колосу осьмина, Из зерна ему коврига, Из полузерна – пирог. Наделил вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством!
Припев.
Сею, вею, посеваю, С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на новое счастье уродись, пшеничка, горох, чечевичка!
На поле – копнами, на столе - пирогами! С Новым годом! С Новым счастьем, хозяин, хозяюшка!
Припев.
Гости (хором): Блин да лепёшка на заднем окошке. Подавай, не ломай, не закусывай!
Мать угощает гостей: Горька работа, да хлеб сладок. На полатях лежать, так ломтя хлеба не видать. Благодарствуем!
Сын: Спасибо вам, потешили! До свидания!
Учитель
В каких литературных произведениях мы уже встречались с колядками, ряжеными, другими святочными обрядами? (Жуковский “Светлана”, Гоголь “Ночь перед Рождеством”). Ряженые – наиболее важные персонажи святочной обрядности. Молодёжь стремилась нарядиться так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми и дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом. Очень часто рядились в козу и медведя, журавля, старика и старуху, цыгана. Принято считать, что игры ряженых – это имитация прихода нечистой силы из иного мира. Такой переход был возможен именно в Святки, когда старый мир теряет свою форму, рушится. Кроме того, игры ряженых – это игры, которые должны обеспечить “воскресение” солнца, природы, торжество жизни над смертью.
Кроме колядок, визитов ряженых есть ещё примета Святок. О ней рассказывал Жуковский в балладе “Светлана”. Кто знает, о чём речь? Слайды № 31 – 40.
Верно, гадания – ещё одна примета Святок, причём некоторые гадания сопровождались подблюдными песнями. Гадали во всё время Святок, но особенно правдивыми считались гадания в страшные вечера.
На какие дни они падают?
Гадания также связаны с язычеством. Девушки снимали нательные крестики, не крестились, выходя из дома на гадание. На улице закрывали лицо платком, чтобы не быть узнанными.
Почему это делалось? (Потому что церковь осуждала гадание). Мы с вами сейчас погадаем, исполняя под подблюдные песни. Для этого положите на блюдо какую-нибудь свою вещь: заколку, колечко, серёжку, а мы споём песенку- предсказание. Но любое предсказание начинается с обязательной похвалы хлебу и соли.
Девочки
(исполняют подблюдные песни, объясняют предсказания)
Хлебу да соли долог век, Слава!
Барышне нашей боле того, Слава!
Кому мы спели, тому добро, Слава!
Кому вынется, скоро сбудется, Слава!
Скоро сбудется, не минуется, Слава!
Учитель. Беседа
Завершая первую часть разговора (об обрядах и обычаях, пришедших от славян), я хочу опять обратиться к русской классической литературе, роману Л.Н. Толстого “Война и мир”. Вы познакомитесь с этим произведением в 10 классе, а сейчас я хочу показать вам отрывок из серии, посвящённой любимой героине – Наташе Ростовой, отрывок, в котором показывают Святки.
Мы поговорили о “святых вечерах”, а сейчас поговорим о вечерах “страшных”.
На какой период они приходятся? Почему в праздник вдруг говорят о “страшных вечерах”?
Почему Ирод отдал такой страшный приказ?
Сейчас мы обращаемся к христианским традициям, переходим к разговору о Сочельнике, кануне Рождества. Слайды № 41 – 42.
В Сочельник в старину повсеместно по домам ходили славильщики, или христославы. Радостно, бодро они славили рождение Спасителя.
10-классницы поют Рождественский гимн.
Входят мальчики с Рождественской звездой, поют.
Ученица читает стихотворение “Христославы”
Под покровом ночи звёздной
Дремлет русское село;
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело…
Кое-где огни по окнам,
Словно звёздочки, горят.
На огонь бежит сугробом
Со звездой толпа ребят.
Под оконцами стучатся,
“Рождество Твоё” поют.
“Христославы! Христославы!” -
Раздаётся там и тут.
И в нестройном детском хоре
Так таинственна, чиста,
Так отрадна весть святая
О Рождении Христа…
Звучит торжественная, чуть приглушённая мелодия
Учитель
Славильщики не только исполняли Рождественские гимны, они показывали вертеп. Что такое вертеп?
А подробно об этом расскажет Раиса Дмитриевна, бабушка Андрея
Слайды 43 - 48, медленно менять
Бабушка
Библейский рассказ о Рождестве Христове, показ вертепа.
Слайды с библейскими сюжетами
Учитель
В “страшные вечера”, по представлению людей, нечистая сила становится очень активной. Для того чтобы избежать столкновения с ней, молодые люди, как правило, парни, подражали нечистой силе. Они вовсю чудили: опрокидывали поленицы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу; забирались на крыши домов и закрывали досками трубы – при топке печи избы наполнялись дымом. Об этих праздничных проказах все знали и относились к ним снисходительно, тем более что после Крещения, т.е. 19 января, они прекращались.
А пели парни такие колядки:
По деревеньке пройдём,
Что-нибудь да сделаём:
Дров поленницу рассыплем
Или двери закладём!
Но кроме озорных выходок парни затевали и игры, среди которых самыми популярными были хороводы. Слайд 49.
Хоровод
Учитель. Беседа
Рождество – праздник домашний. За столом собираются члены семьи и самые близкие родственники и друзья. Стол богато накрыт. На рецептах рождественских блюд мы останавливаться не будем: они уже написаны, вы с ними познакомитесь сами. Но хочу отметить, что рождественский стол всегда красив. Слайды № 50 - 52.
Посмотрите ещё раз на карточки. О чём мы ещё не поговорили? (О ёлке). Слайды № 53 - 54.
Почему храмы, вертепы и дома украшали еловыми ветками? Кто ввёл это правило? (Вечнозелёная ель считается символом древа жизни, возвращённого нам с Рождением Спасителя).
Да, вы правы, именно Пётр I ввёл обычай украшать ёлочку игрушками. У нас тоже есть ёлка, вы украсите её сами. В конверте для каждого из вас приготовлены 3 игрушки. Если вам очень понравился классный час, отдайте капитану красную игрушку, если просто понравился – жёлтую, если не понравился – синюю, а капитаны повесят шарики на ёлку. Слайды № 55 – 56.
Спасибо.
Ёлка у нас хороша. До нового года и святок ещё есть время. Вы успеете подготовиться: выучить колядки, изготовить маски ряженых, думаю, сможете рассказать родным библейскую историю рождения Христа.
Кроме того, я приготовила каждому из вас листочки с приметами Рождества, а также викторину по тому материалу, с которым вы познакомились, всё это лежит в конверте №2.
До свидания! Музыка.