Цели:
- Познакомить с понятием “сочинение”.
- Учить составлять красивые, связанные по смыслу предложения.
- Развивать речь, воображение, фантазию.
Ход урока
1. Организация класса
2. Объявление темы урока
Сегодня у нас необычный урок. В нашей школе объявлена неделя “Русского языка”. И мы с вами отправимся в увлекательную страну под названием “Русский язык”.
- Как вы думаете, чем ребята занимаются в этой стране? (Выслушиваю ответы детей)
Оказывается в стране под названием “Русский язык” ребята учатся правильно и грамотно писать. А в этом им помогают правила.
Звучит музыка. И вот мы в стране Русского языка. (Открывается оформленная доска)
- Какое интересное и непонятное слово мы
встретили в этой стране?
- Как вы думаете, что означает слово – сочинение?
Вместе с классом приходим к выводу, что сочинение – от слова сочинять.
Мы с вами тоже будем сочинять, но не просто сочинять, а учиться составлять предложения, чтобы получился интересный рассказ. А так как мы еще не совсем умеем писать, нам помогут листочки на ваших столах и цветные карандаши. Нашим помощником в этой стране будет ученый Гномик. (Достаем игрушку)
3. Работа над новым материалом
Гномик приготовил для вас загадку: “Сложишь – клин, а разложишь – блин”. (Зонт)
Ученик на доске из разрезной азбуки составляет слово – зонт. (Тут же открывается иллюстрация зонта или показать этот предмет)
Итак, Гномик приготовил для нас интересное занятие. Мы попробуем придумать рассказ про зонт. Посмотрите на рисунок. (Добиваться от детей полных ответов)
- Что изображено на рисунке?
- Для чего нужны зонты?
- Этот зонтик какого-то одного цвета?
- Как одним словом сказать, что этот зонт
раскрашен в разные цвета? (Разноцветный, цветной)
- Перечисли цвета, в которые раскрашен зонт.
(Синий, красный, зеленый, желтый, коричневый)
- Раскрась квадратики в эти цвета. (Задание
выполняется на листочках, см. в приложении)
Здесь можно использовать элементы штриховки, на усмотрение учителя.
- Подчеркни квадратик такого же цвета, как
рукоятка зонта.
- Какими красками раскрашен зонт? (Веселыми,
яркими, сочными)
- Человеку с каким характером понравился бы такой
зонт?
(Дети выбирают правильный ответ и закрашивают нужный кружок)
1) с грустным
2) с веселым
3) с сердитым
- Кому больше подошел бы этот зонт?
1) старому человеку
2) ребенку
3) взрослому человеку
- Почему ты так думаешь?
Ребята, пока мы с вами работали, наш Гномик нарисовал зонтик. (Показываю иллюстрацию второго зонта). Давайте рассмотрим этот рисунок. Что мы можем рассказать об этом зонтике? А теперь сравните эти два рисунка. Чем похожи эти картинки и чем они отличаются?
- Какой зонт вам больше нравится? Чем?
Попробуем описать первый рисунок. А нам поможет наш Гномик. Он приготовил для нас вопросы – подсказки. (Вопросы прочитывают хорошо читающие дети)
- Что за предмет?
- Какого цвета?
- Как выглядит зонтик?
- Зачем он нужен?
При помощи этих подсказок дети составляют предложения. В ходе обсуждения выбираются самые лучшие предложения и получилось такое описание рисунка:
На картинке нарисован разноцветный детский зонтик. На нем полоски красного, синего, зеленого и желтого цветов. Это яркий и веселый зонтик. Под ним можно спрятаться от дождя.
Физминутка
Хлопай веселей!
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
- Как вы думаете, у нас получился рассказ о
зонтике?
- Как можно озаглавить наш рассказ?
1) зонт
2) зонтик
3) разноцветный зонтик
- Почему вы так думаете?
Гномик предлагает вам нарисовать свои зонтики. Дети выполняют рисунки в рамочках. После выполнения работы дружно поднимаем рисунки, показываем Гномику и друг другу.
А теперь попробуйте каждый составить свой рассказ о своем зонтике. Выслушиваются рассказы детей. За лучшие рассказы Гномик поощряет учеников.
4. Итог урока
Наше путешествие подошло к концу. Понравилось вам в гостях у Гномика? Чему учились на уроке? Что нового узнали для себя?
5. Домашнее задание
Попробуйте сочинить волшебную историю про зонт, который вы нарисовали, под названием: “Однажды зонтику захотелось погулять одному…”