Разработка урока по окружающему миру для 1-го класса "Где зимуют птицы?"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомить учащихся с зимующими и перелетными птицами и причинами их перелета.
  2. Учить детей устанавливать зависимость жизни птиц от состояния живой и неживой природы.
  3. Развивать умение логически верно выражать свои мысли.
  4. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное и заботливое отношение к птицам.

Задачи:

  1. Сообщить сведения о зимующих и перелетных птицах.
  2. Создавать условия для развития умения различать зимующих и перелетных птиц.
  3. Пробуждать потребность заботливого отношения к птицам.

Оборудование: аудиозапись “Голоса птиц ”, видеофильм “Зимующие птицы” о клесте), костюмы дятла-желна, скворца, ласточки; фотографии и рисунки птиц, чучело топорка, ребус, рисунок зимнего дерева и пальмы, карта полушарий.

Учебник А.А. Плешаков “Мир вокруг нас”, тетрадь к учебнику “Мир вокруг нас”.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

(Звучит музыка Г.В. Свиридова. Читаю стихотворение).

Вьюги, зимние метели
Елки в снежный мех одели.
Без дорожки, без тропинки
Ходит по лесу мороз.
Ходит по лесу грозится:
“Берегись и зверь и птица”.

Учитель: Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом. Но для животных наступила суровая пора. К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит ей надежной защитой во время сильных морозов и непогоды.

А где проводит долгую зиму медведь?
А где же зимуют птицы?

Давайте мысленно перенесемся в зимний лес.

( Звучат голоса птиц: стук дятла, пение дятла, синицы и воробья)

- Так дятел выдалбливает из толщи древесины насекомых.
- А это песни дятла.
- Так синицы оповещают друг друга о границах их территорий.
- А это щебечет полевой воробей.
- А где же соловьи, скворцы, жаворонки, ласточки?

Итак, на какой вопрос мы должны ответить на уроке? Вы готовы?

Ответы детей.

III. Объяснение нового материала.

1). Знакомство с зимующими птицами.

- Вспомните, чьи голоса слышали в зимнем лесу?
- Назовите их.

Откройте учебник на странице 76, рассмотрите иллюстрации в верхней части страницы.

(Загадываю загадки про птиц).

Я буду загадывать загадки про птиц, а вы должны отгадать и назвать эту птицу.

 

Поползень.

Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.

Синица.

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата
Черненькая шапочка
И полоска шарфика

Воробей.

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.

Сова.

У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем.

- А эту птицу узнаете по приметам. У нее скромное оперение, туловище все черное, только шея сзади и по бокам серая. (Галка)

Всех нашли? – Молодцы!

(Ученик выбегает к доске и читает стихи о дятле – желна.)

Я – желна, сказать должна
Просто я поражена,
Просто непонятно,
Как забыли дятла?
Все глядят на дятла,
Он одет опрятно:
Пиджачок атласный
И беретик красный.
Он сидит, кору долбит
Птицам важно говорит.
“Я – хирург. И спору нет.
У меня и нос пинцет.
Я лечу осины, елки и рябины и березы,
и дубы… Телеграфные столбы.
Стукну столб – звенит струною.
Больше столб не беспокою.
А порою под корою короеда я открою
Для березы короед причинил немало бед”.

- Как я забыла про дятла? Ведь дятел и зимний кормилец других птиц: синиц, поползней и т.д. Они собирают насекомых, которых не вытащил дятел из–под коры. В стихотворении вы услышали новое интересное слово. (На доске записано слово короед)

- Прочитайте. Кто может объяснить значение слова короед?
- А еще у дятла есть очень интересный сосед – клест. О клесте мы узнаем, посмотрев сюжет фильма “Зимующие птицы”.

(Просмотр фильма “Зимующие птицы”).

2) Краеведческий материал о зимующих птицах.

(Практическая работа по заданию учебника стр. 76)

- Прочитайте текст после рисунка “Зимующие птицы”.
- Закрасьте кружки возле тех птиц, которых ты видел зимой в наших краях.

(Самостоятельная работа учащихся).

Проверка: Назовите, каких зимующих птиц вы видели в наших краях?

(Если дети ошибаются, ссылаюсь на материалы экскурсий краеведческого музея и экологического центра).

- Кто видел эту птицу?

(Показываю чучело топорка).

- А как называется эта птица, вы узнаете, если разгадаете ребус.

(Показываю ребус: рисунок (топор и слог ОК ).

- Как вы думаете, почему эту птицу так назвали?
- Топорок тоже остается зимовать в наших краях. Куда же он полетит от своего любимого моря? Только в сильные морозы, когда море у побережья сковывается льдом, топорки и чайки улетают в те места, где море не замерзает. (За открытой водой).

3) Подведение итога.

- О каких птицах мы только что говорили? (зимующие)
- А почему их так назвали?

4) Физминутка. А сейчас мы немного прогуляемся по летнему лесу.

Только в лес мы вошли,
Появились комары
Раз – два.

Дальше по лесу шагаем
И зайчишку мы встречаем.
Подражаем мы зайчишке Непоседе, шалунишке.

Мы шагаем, мы шагаем
Выше руки поднимаем.
Головы не опускаем,
Дышим ровно глубоко.

Дальше по лесу идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем
Раз – два, раз – два,
Позади уже вода.

Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в дупло кладем.

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
Но вот закончилась игра
И учиться нам пора.

5) Знакомство с перелетными птицами.

А сейчас мы подслушаем разговор двух птичек.

(Инсценировка “Разговор двух перелетных птиц”).

 

Скворец. Что ты такая печальная, ласточка?

Ласточка. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой–то чижик–пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой–то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой–то трескучий мороз. Может быть это правда?

Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

- Ребята, почему скворец и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
- Кто знает, как называются эти птицы?
- Почему их назвали перелетные птицы?

6). Работа с учебником. Краеведческий материал о перелетных птицах.

- Рассмотрите рисунки, где изображены перелетные птицы.
- Назовите их.
- Кого из них вы встречали в природе?

- Среди всех птиц изображенных на рисунках в окрестностях города и в лесу мы можем услышать только соловья. Чем знаменит соловей? Ну, конечно же, соловьиными песнями. Послушаем песню соловья.

(Звучит песня соловья).

- В наших краях, даже в нашем городе, весной можно увидеть еще одну перелетную птичку –пуночку. Ее еще называют снежный или полярный воробей. Эти мелкие птички, размером с нашего дворового воробья, светлой окраски. Только у самца летом на спине появляется черная полоса.

(Показываю рисунок пуночки ).

- С прилетом пуночки наступает весна. В наши края пуночка прилетает 25 марта.

Когда же в наших краях начинается весна?

- А вот еще одна интересная птичка (показываю рисунок трясогузки).

Эта птичка невеличка
Говорит “Весна идет!”
Потому что трясогузка
Своим хвостом ломает лед.

- Вы верите, что эта птичка своим хвостом может ломать лед?

(Рассказ учителя).

- Эта изящная белая длиннохвостая трясогузка всегда прилетает в то время, когда наступает ледоход. Поэтому ее в народе называют ледоломкой. В наши местности трясогузка прилетает примерно 11 мая. Значит, когда в наших краях начинается ледоход?

7) Подведение итогов о перелетных птицах.

- О каких птицах мы только что говорили?
- Почему их так назвали?

(Эти птицы улетают на зиму в теплые края. Весной они вновь возвращаются к нам, поэтому их назвали перелетными).

IV. Знакомство с окольцовыванием птиц.

- А вот ученые знают, куда улетают перелетные птицы на зиму. Они узнали, где какая зимует птица, надевая на лапки птицам специальные кольца.
- Кто слышал об этих кольцах?

То колечко непростое,
Пусть оно не золотое.
Не горит камней огнем –
Цифры странные на нем.
Эти цифры тайный код:
В какой месяц, день и год,
Из какого государства
Птица отбыла в полет.

- Рассмотрите рисунок в верхней части страницы 77.
- Почему кольца разной величины?

- На кольцах указаны числа, которые обозначают код страны. По этим кодам ученые узнают, из какой страны и в какую прилетают перелетные птицы. Каждое кольцо имеет два числа. Эти числа пишут ученые, которые наблюдают за перелетными птицами. Наблюдая за ласточками, ученые узнали, что они зимуют в Африке, Индии и Китае.

(Показываю страны на карте).

V. Закрепление знаний о зимующих и перелетных птицах.

1) Практическая работа в тетрадях стр. 32

- Откройте тетради на странице 32.
- Рассмотрите рисунок, где изображены птицы.
- Прочитайте название птиц.
- Соедините линиями, название птицы и рисунок.

(Проверка учителем по ходу выполнения).

- Молодцы. Вы замечательно справились с этим заданием.
- Прочитайте задание № 1 над рисунком.
- Назовите, перелетных птиц.
- У каждой перелетной птицы нарисуйте на лапке кольцо.
- У каких птиц нарисовали кольца, назовите их.

Итог урока.

- На какие 2 группы разбили всех птиц?
- Каких зимующих птиц запомнили?
- Каких перелетных птиц запомнили?
- Итак, на какой вопрос мы отвечали на уроке?
- Так, где зимуют птицы?
- Птицам, которые улетели в теплые края, там достаточно корма, а тем, которые остались зимовать с нами, трудно искать корм. И помочь им пережить трудную зиму должны мы.

(Ученик читает стихотворение).

Поможем всем.

Елена Благинина

Морозы жестокие
В этом году…
Тревожно за яблоньки
В нашем саду!
Тревожно за Жучку,
В ее конуре –
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц –
За наших воробышков,
Галок, синиц!
У нас приготовлено
Все для зимы:
Рогожей укутаем
Яблоньки мы.
Побольше сенца
В конуру принесем:
Беднягу – дворнягу
От стужи спасем.
Но птицы! Возможно ли
Птицам помочь?
Смотрите, какая
Студеная ночь!
Поможем! Их надо
Кормить, и тогда
Им будет легко
Пережить холода.