Задачи:
- Определять наличие в корне слова изученных орфограмм;
- Применять правильный способ проверки орфограмм;
- Отрабатывать способы проверки орфограмм корня;
- Закреплять написание слов с непроверяемыми гласными в корне слова;
- Развивать орфографическую зоркость.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
II. Постановка задачи урока.
- Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических знаний. Во время путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов. У каждого свой маршрутный лист – помощник в путешествии. *
Итак, в добрый путь!
III. Словарная работа
- Отправляясь в путь, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. А что такое провизия? (Толковый словарь)
Какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать. И записать их названия на маршрутном листе под цифрой 1.
- Итальянцы называют этот овощ золотым яблоком (помидор)
- Название этого овоща в переводе с латинского языка означает “голова” (капуста)
- Огородное растение с крупными семенами-горошинами (горох)
- Название этого овоща на латинском языке звучит “агурос” (огурец)
- Этот корнеплод был завезен из Южной Америки, еще его называют “вторым хлебом” (картофель)
- Про этот овощ сложена загадка: “Сидит девица в темнице, а коса на улице” (морковь)
- Какую повторяли орфограмму?
Взаимопроверка
- Оцените себя на этом этапе урока.**
*Маршрутный лист №1 – для успевающих детей, маршрутный лист №2 – для слабоуспевающих.
**Сигналы “Светофорчики” (если все правильно, ребенок показывает зеленый сигнал, если ошибся – красный)
IV. Упражнение в написании слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова.
- Мы в океане Орфографии, приближаемся к острову безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили злые медузы. Освободить же их поможет только Ударение. Как вы думаете, почему? (правило)
- Прочитайте словосочетания. Впиши пропущенную проверяемую безударную гласную, доказывая написание. Выдели орфограмму графически.
Проверка:
- Назовите слова с безударной гласной “о”
(морской)
- Назовите слова с безударной гласной “а”
(каменистое, скалистый)
- Назовите слова с безударной гласной “е”
(зеленеют)
- Назовите слова с безударной гласной “и”
(удивительная)
- Какое слово не назвали? Какую безударную
гласную написал (-а)? Докажи.
- Какое правило помогло справиться с этим
заданием?
- Оцените себя на этом этапе урока.
V. Упражнение в написании слов с парными согласными.
- Плавание продолжается. На нашем пути остров
Парных согласных.
- Прочитай текст. Какое задание вам нужно
выполнить?
Маршрут №1 – найти в тексте слова с
орфограммами в корне, графически выделить.
Маршрут №2 – вписать пропущенные буквы,
используя слова – подсказки.
Проверка: назови слова с орфограммой, докажи написание слова.
VI. Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными.
- Посмотрите, вот еще один остров! Здесь часто бывает извержение вулканов. Если в это время произносятся слова, в корне которых есть сочетание согласных, то один из согласных звуков теряется, словно в этом слове его и нет.
- Кто догадался, как называется этот остров?
- Вспомните правило.
Задание:
Дуют ветры ятос(?)ные,
Гонят лодки парус(?)ные.
- Запись по памяти.
Взаимопроверка
- Оцените себя на этом этапе урока.
VII. Итог урока.
- Какие орфограммы повторили?
- В какой морфеме слова?
- Как проверить написание безударной гласной в
корне слова, парной согласной, непроизносимой
согласной?
VIII. Рефлексия
- Кто доволен своей работой?
-У кого были затруднения?
- Кому было легко?