Цели:
Изобразительное искусство:
- обобщить и проконтролировать знания по теме “Декоративное творчество”;
- развивать умение использовать образный язык декоративного искусства в украшении современных предметов;
- продолжать приобщать детей к миру декоративно-прикладного искусства;
- воспитывать сознательное отношение к труду;
- знакомство учащихся с профессией дизайнера помещений.
Математика:
- обобщить знания по темам “Прямоугольный параллелепипед”; “Площадь прямоугольника”;
- развивать творческие способности учащихся;
- прививать интерес к предмету, показать его значимость в окружающем мире;
- воспитывать сознательное отношение к труду;
- знакомство учащихся с профессией дизайнера помещений.
Оборудование и материалы:
- иллюстрации с изображением помещений оформленных в разных стилях (английский стиль, египетский, русский, хайтек, восточный, “Чёрный квадрат”; могут быть использованы и др. стили) (приложение № 1, остальные примеры необходимо подобрать самостоятельно);
- развёртки призм;
- кинофильм “Служебный роман”;
- клей;
- ножницы;
- кисти;
- гуашевые краски;
- скотч;
- таблички: “группа экономистов” – 2 шт.; “творческая группа” – 2 шт.;
- таблица, включающая данные для экономических расчётов стоимости мобиля (приложение № 2);
- набор задач позволяющих сделать экономические расчёты (приложение № 3);
- чертёж развёртки призмы;
- развёртки призм – 16 штук, по 8 шт. на каждую группу детей;
музыкальный фрагмент (спокойная, тихая музыка).
Ход урока
Диалог учителей математики и изобразительного искусства:
- Вам нравится ваша профессия?
- Да, конечно!
- А Вы могли бы представить себя в другой профессии? Вы, человек, имеющий прямое отношение к царице наук, математике, любящая точность, могли бы овладеть др. например творческой профессией? Тем более что в современных экономических условиях нужно быть мобильным человеком, чтобы всегда быть на плаву.
- Какую из творческих профессий вы имеете ввиду?
- Например – дизайнер помещений.
- Думаю … да. Профессия дизайнера конечно творческая, но в ней, на мой взгляд, тоже необходимы знания математики. Точный расчет никогда не помешает. Правда я не совсем понимаю, в чём заключается деятельность дизайнера помещений и что он должен знать и уметь?
Беседа: (круг вопросов)
- Кто такой дизайнер помещений, чем он занимается?
- Востребована ли эта профессия сегодня?
- Какими знаниями и умениями должен обладать дизайнер, чтобы быть успешным в своей профессии?
В процессе беседы на доске появляется определение – кто такой дизайнер.
Дизайнер – человек, который профессионально занимается проектированием и эстетическим оформлением помещений.
Задача педагогов в беседе вывести детей на мысль, о том, что дизайнер должен хорошо разбираться в стилях, и предлагаем игру. Учитель описывает стиль, ученики находят иллюстрации с изображением помещений оформленных в озвученном стиле.
1. Лаконичность форм и продуманность деталей, чувство меры – всё это английский стиль. Его выбирают истинные ценители традиций и качества. Излюбленный рисунок – цветы. Он присутствует в оформлении стен, в обивке мебели, на скатерти, на покрывале кровати. Тяжёлая мебель, огромная, уютная кровать, лампа с абажуром, толстые ковры на полу. Непременная атрибутика английского стиля – камин, большой диван, мягкий шерстяной плед и скамеечка под ноги. Ощущение спокойствия и комфорта, свойственного аристократической старой доброй Англии.
2. Хозяин этой квартиры побывал в стране Восходящего солнца и так был поражён традициями и культурой страны, что не хотел расставаться с этим удивительным миром.
Перед дизайнером стояла сложная задача. Тема солнца, его ярких лучей, японского колорита должна была прослеживаться в мебели, аксессуарах. Дизайнер добился этого благодаря талантливо подобранной цветовой гамме, раздвижным дверям с характерным членением, огромному вееру с удивительными японскими журавлями. Продолжением восточной темы может стать небольшой “садик” из камней и бонсай в углу комнаты.
3. Интерьер квартиры радует парадоксальным сочетанием индивидуальности и универсальности. Дизайнер на скромной площади создаёт комфортную и стильную обстановку. Соединяет эстетику и современное техническое оснащение. Название стиля говорит само за себя – “Чёрный квадрат, белая линия”.
4. Прежде чем приступить к оформлению квартиры в таком стиле дизайнер внимательно изучает альбомы, монографии по искусству Древнего Египта. В стенах появляются “пещеры”, на полу выложенные песчаником и камнями дорожки. Сундуки, статуэтки, загадочные иероглифы – все эти эффектные декорации сочетаются с современным комфортом. Жизнь в доме, оформленном в Египетском стиле полна приключений.
5. Я русский – гордо заявляет хозяин этого дома. Здесь при помощи старинных вещей создан домашний уют. Так приятно вести задушевные беседы под большим абажуром или уютной настольной лампой. К “Русскому стилю” подойдут старинные изделия из металла – чугунные утюги, пузатые самовары, сундуки, а также изделия декоративных промыслов – Жостово, Гжель, Городецкая игрушка, изделия с мотивами хохломской росписи, старинная мебель. Дерево, открытый огонь, рукотворные вещи – вполне реальные врачеватели души.
Когда на столе у каждой группы остаётся только одно изображение, педагоги предлагают внимательно рассмотреть помещение и постараться описать его.
После описания, которое дают дети, учитель называет стиль – хайтек (англ. высокие технологии) – гармония красоты, порядка и удобства. Стиль, где все элементы подчиняется функциональному назначению. Характерные черты – конструктивная открытость. Материал, в основном – металл, стекло, бетон. Цвет – натуральный цвет стекла и металла, т. е. множество оттенков серого. Отсутствие мелких декоративных элементов (определение появляется на доске). Хозяин – человек очень организованный, ведёт активный образ жизни, не любит суеты.
Беседу ведёт учитель математики: Обратите внимание, в комнате хоть и ограниченное количество мебели и предметов быта, тем неменее они есть. Скажите, эти предметы, мебель созданы всё тем же дизайнером помещений?
- Итак, есть дизайнеры более узких профилей. Например – дизайнер мебели, дизайнер светильников, дизайнер мобилей.
- Кто знает, что есть такое мобиль?
Ответом на вопрос послужит фрагмент фильма “Служебный роман” Э. Рязанова.
Обсуждение.
На доске появляется определение: “Мобиль (франц. – подвижный) – деталь интерьера, выполняющая декоративную функцию, предназначенная для психологической разгрузки”.
- В каком стиле выполнен мобиль из фильма?
- Почему вы решили, что он выполнен именно в стиле хайтек? (материал, цвет)
- Зачем нужен вообще мобиль в квартире?
- Из каких геометрических тел выполнен мобиль из фильма?
- Может ли он быть сделан из других геометрических тел? Каких?
Учитель ИЗО: Металл, строгие геометрические формы, стальной цвет. Не будет ли веять холодом от такого украшения дома? Мы живём на севере, где чаще холодно, мало солнечного света, недостаток ярких красок природы. Станет ли мобиль из кинофильма радовать глаз и приносить тепло и покой в психологическое состояние человека?
- Можем ли мы изменить ситуацию, используя знания, полученные на уроке изобразительного искусства по декоративному творчеству?
Дети называют виды декоративного искусства. Учитель демонстрирует предметы декора, ученики дают комментарий (жостово, гжель, городец, хохлома)
Учитель математики: Прекрасно. Чтобы дизайнеру создать мобиль, достаточно только владеть кистью, знать приёмы работы, основные декоративные моменты оставленные нам в наследие предками?
Ученики: Нет. Надо уметь рассчитать материал. Сделать сначала экономические расчёты.
Задание:
Учитель изобразительного искусства объявляет, что работать будут две группы, каждая из которых состоит из двух подгрупп (на столах появляются таблички – группа экономистов – 2 шт.; творческая группа – 2 шт.): экономисты и творцы. Итогом должен стать макет мобиля и все необходимые экономические расчёты по его созданию.
Практическая часть урока. (20 мин.)
Две творческие подгруппы – выполняют творческую часть работы – создание мобиля с использованием в оформлении декоративного творчества. Для этого необходимо склеить из развёрток призмы и расписать их используя приёмы росписи дымковской игрушки или гжели. Учащиеся работают под руководством учителя изобразительного искусства.
Две экономические подгруппы – ведут экономические расчёты, которые позволят в последствии любому желающему воплотить творческий проект в жизнь. Эти группы выполняют задание в сотрудничестве с учителем математики (используем приложение № 2 и 3).
Итог. На доске два мобиля. К каждому из них экономические выкладки.
Дети знакомят с ними весь класс. Делают вывод, что экономически это выгодно.
Учитель изобразительного искусства: Как использовать созданный нами мобиль для создания психологического комфорта?
Все мы много работаем и учимся. Очень устаём. Приходим домой, а ещё надо сделать уроки, проверить тетради – у каждого свои заботы. Нужны силы, в восстановлении которых нам поможет мобиль.
Звучит спокойная музыка.
- Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Мысленно растворитесь в музыке. Вспомните прошедший день, подчиняясь плавным, неспешным движениям мобиля вернитесь немного назад. Сегодня было много хорошего. Зафиксируйте своё внимание на этих событиях. И вместе с мобилем начинайте новый виток в своей жизни.
В каждой профессии необходимо добиться успеха. Мы создали мобиль. Придали ему индивидуальность, используя декоративное творчество, посчитали расходы. Пришли к выводу, что это выгодно. В своей профессии каждый стремится заработать деньги. Чтобы продать наш мобиль предлагаем рекламу товара.
Рекламу представляют дети: (её созданием могли заняться те учащиеся, которые раньше других закончили основное задание).
Пример рекламы:
- Если вы хотите иметь максимум психологического комфорта за минимальные деньги,
- Если вы готовы к творчеству.
- Если вы имеете знания по математике на уровне ученика 5 класса.
- Используйте модели нашего творческого проекта.
- Используйте расчёты нашего творческого проекта
- И жизнь ваша станет намного легче.
Педагоги: Спасибо за урок. До свидания.