Урок по химии. Обобщение по теме "Металлы"

Разделы: Химия


Цели.

  1. В развлекательной форме обобщить знания по металлам; стимулировать чтение книг по истории химии; познакомить с необычными фактами, интересными случаями;
  2. Способствовать развитию логики, сообразительности, а также актерским способностям учеников; в шуточной стихотворной форме преподнести основные сведения по металлам – железу и меди, имеющим огромное практическое значение.

Оборудование:

  • раствор CuSO4, HCl, Al, Na, Zn,
  • железный гвоздь,
  • вода,
  • телевизор,
  • видеомагнитофон,
  • фильм “Металлы”.

План урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

III. Повторение и обобщение материала по теме “Металлы”.

IV. Итог урока. Выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Подготовка к работе.
  3. Наличие учащихся.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Девиз алхимиков XVIII в. совпадает с девизом нашего урока: “Семь металлов создал свет по числу семи планет”. Какие же металлы имели в виду алхимики? (Золото, серебро, железо, медь, свинец, ртуть, олово).

III. Повторение и обобщение материала по теме “Металлы”.

1. Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева. (фронтальный опрос)

2. Просмотр видеофильма о металлах (продолжительность 5 минут)

3. Решение задачи по карточке.(выполнение учащимся у доски)

Некий жилец второго подъезда пришел в гости в квартиру №8 поиграть в шахматы. Кто из них кому пешку не уступил или шах поставил – неизвестно. Но только они крупно повзаимодействовали, в результате чего жилец массой 0,8 г исчез, а вместо него образовалось 1,12 г его оксида. Определите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости?

4. Физические свойства металлов (фронтальный опрос)

5. Решение кроссворда “Свойства металлов” (работа парная). Приложение 1.

6. Металлы в природе (фронтальный опрос)

7. Сплавы металлов. А) Защита реферата “Сплавы металлов”. В) Сообщение учащихся о применении сплавов металлов казаками. (Приложение 2). Демонстрация предметов домашнего обихода

8. Химические свойства металлов. А) Электрохимический ряд напряжений металлов. (фронтальный опрос). В) Опыт с активным металлом (растворение его в воде). С) Опыт с гвоздем. (“Вооруженный блистающий Марс бросается в объятья растаявшей в слезах Венеры и при этом краснеет” - так описывали древние греки данную реакцию. Вспоминаем также строки: “Семь металлов создал свет по числу семи планет…” о каких металлах и “планетах” идет речь? (золото – солнце, серебро – луна, медь – Венера, железо – марс, ртуть – меркурий, олово – юпитер, свинец – Сатурн). Д) Осуществление цепочки превращений по карточке. (выполнение учащимся у доски)

Приключение с господином Ферром

Уставший господин Ферр пришел домой. Не успел он стряхнуть с себя металлическую пыль, как неожиданно к нему влетел Кисли и предложил создать совместное предприятие. Зная его коварный нрав, Ферр категорически отказался вступать с ним в контакт, но тут явилась очаровательная Аква и настолько легко вошла в доверие к Ферру, притупив его бдительность и осторожность, что Ферр не заметил, как Кисли вместе с Аквой овладели ситуацией. Ферр стал покрываться бурым налетом и выпал в осадок. Так бы и пропал наивный Ферр, если бы на помощь не пришел Верный Газ, который заставил Ферра как следует прогреться, а затем постепенно восстановил его до прежнего состояния.

Задание: Постарайтесь узнать героев рассказа, под именами которых зашифрованы вещества.

Расскажите, о каких химических превращениях идет речь? Напишите соответствующие химические реакции.

Выполнение тестовой работы по четырем вариантам (Приложение 3)

Коррозия металлов. Виды коррозии. “Неизлечимая” болезнь Эйфелевой башни. Способы защиты от коррозии. (Сообщения учащихся по данной теме)

Решение головоломок, ребусов, шарад. Задания раздает дежурный на парты. (работа парная).

Двенадцать пар – не забывай! –
У всех людей на свете.
В другом значенье – узкий край,
Так учат в школе дети.
Но если СЕ ко мне прибавить,
То вмиг в металл я превращусь.
Еще к тому могу добавить,
Что в первой группе окажусь.

(Ребро – серебро.)

Два элемента химических
В метаграмме я вам загадал:
С X – элемент металлический,
А с Б – я уже неметалл.

(Хром – бром.)

Элемент IV группы
Перед всеми на виду.
Если Т на Р исправить,
Будет деспот наяву.

(Титан – тиран.)

Менделеев впервые меня предсказал.
Французский ученый – название дал.
Если в нем первую букву заменишь,
Место в системе мне сразу изменишь.

(Галлий – таллий.)

С КА – активный я металл,
с ГЕ – я очень легкий газ.
Чтобы нас ты разгадал,
Глянь в систему еще раз.

(Калий – гелий.)

Первый слог – предлог известный.
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву Й.
Чтобы целое узнать,
Нужно вам металл назвать.

(На, три, й – натрий.)

Шуточные загадки

  1. Какой металл по древнегреческой мифологии “обречен” на вечные муки? (Тантал.)
  2. В состав какого металла входит дерево? (Никель.)
  3. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина.)
  4. Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото.)
  5. Как из меди и мышьяка получить золото? (Сu + Аs = Au + Cs.)

Ребусы

Шесть элементов

В этих буквенных ребусах зашифрованы названия шести химических элементов. Разгадать вам помогут следующие их свойства.

  1. Элемент, для которого известны 10 стабильных природных изотопов с массовыми числами от 112 до 124. (Олово.)
  2. Радиоактивный химический элемент, быстрораспадающийся изотоп которого имеет период полураспада 54 с. (Астат.)
  3. Элемент, высший оксид которого применяют как катализатор в производстве серной кислоты. (Ванадий.)
  4. Химический элемент V группы периодической системы. (Висмут.)
  5. Щелочной металл. (Натрий.)
  6. Металл, составляющий основу многих сплавов для авиационной и ракетной техники, судостроения. (Титан.)

Роль меди и железа в организме человека и в окружающей среде. ЗАДАНИЕ: самостоятельно написать уравнения реакций, о которых идет речь в стихотворениях. (Работа по вариантам: 1 вариант – “Железо”, 2 вариант – “Медь”) (Приложение 4.)

В заключительной части урока (если осталось время) показывают набор фотографий, на которых изображены предметы быта и памятники России.

ЗАДАНИЕ: Из каких металлов или сплавов сделаны предметы и почему вы так думаете? (Приложение 5)

Ответ. На фотографиях: 1 – луженая медь, 2, 3 – бронза, 4 – мельхиор, 5 – чугун, 6 – титановая сталь, 7 – бронза (пушка), чугун (лафет и ядра).

Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: повторить изученную тему “Металлы” и подготовиться к контрольной работе.

Список использованной литературы:

  1. Венецкий С.И. Рассказы о металлах. М.: Металлургия, 1986;
  2. Венецкий С.И. В мире металлов. М.: Металлургия, 1988;
  3. Беккерт М. Железо, факты и легенды. М.: Металлургия, 1988.