Место урока в изучении темы: первый урок по теме: “Россия в первой половине XIX века” курса отечественной истории.
Цели урока:
- Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
- Цели по содержанию:
- Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с царствованием императора Павла I, выяснением причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и мотивами его убийства.
- Воспитательный аспект: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому страны, формирование толерантного отношения к личности.
- Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся, умений работать с историческими источниками, навыков исторического анализа.
- Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке класс делится на 4 группы по 5-6 человек.
Оборудование:
1. Иллюстративный материал (портреты Павла I, Александра I, участников заговора 11-12 марта 1801 г., изображения Михайловского замка и др.).
2. Раздаточный материал (рабочие листы).
3. Листы ватмана и цветные графические средства.
На доске размещены фотографии актеров-исполнителей роли Гамлета (В.Высоцкого, И.Смоктуновского, В. Авилова, Й. Кайнца, О.Вернера).
Эпиграф урока (запись на доске):
В темных складках гатчинского плаца,
Полуночной тенью волочась,
Бледный принц с манерами паяца
Силится над площадью подняться,
Чтобы вновь задушенным упасть…
1 этап – вызов.
Задачи фазы вызова:
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету;
- Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
В начале урока звучит стихотворение Бориса Пастернака “Гул затих. Я вышел на подмостки…”
Учитель: Что объединяет людей, фотографии которых вы видите на доске?
Ученики выдвигают различные версии. (Это исполнители роли Гамлета).
Пьеса Шекспира актуальна в любую эпоху. У каждого поколения был свой Гамлет. Учитель вместе с ребятами обсуждает, кто такой Гамлет, и почему он – “герой на все времена”.
- Как вы думаете, какое отношение имеет Гамлет к истории России?
Ребята высказывают предположения. Работа организуется сначала индивидуально, затем - в парах, далее – в группах.
- Судьбу какого российского императора может напоминать нам история принца Датского королевства?
Учитель организовывает работу учащихся в индивидуальной и групповой форме с рабочим листом № 1 “Русский Гамлет, кто вы?”, на котором представлены портреты Ивана Грозного, Павла I, Александра I и Александра III. (См. Приложение 1). После обсуждения “кандидатов” на роль “Гамлета российской истории” ребята приходят к выводу, что это – император Павел I.
Учитель: Павел Петрович Романов царствовал 4 года 4 месяца и 4 дня. По образному выражению И. Христофорова, его царствование было коротким и резким, как удар хлыста. Оно получило весьма противоречивые оценки в воспоминаниях современников и отечественной историографии. Большинство историков XIX – начала XX вв. характеризовали Павла I как “мстительного азиатского деспота”, “венчанного психопата”, “сумасшедшего императора”, изображая его царствие как “террор правительственной власти”, “ужасное время”, “царство страха”. Между тем, некоторые современники и историки занимали совершенно иные позиции в освещении личности Павла I. Известно, что А.С. Пушкин, вначале сравнивающий императора с “римским Калигулой”, к концу жизни изменил свое мнение к монарху, назвав его “романтическим нашим императором”, “врагом коварства и невежд”. Вспомните, что вам известно о Павле I и его правлении. Информацию представьте в виде кластера.
- Каким представляется вам император Павел I?
Далее ребята сначала в парах, а затем в группе составляют кластер по теме: “Павел I и его царствование”. Представители групп по очереди знакомят класс с результатами своей работы.
2 этап урока – стадия осмысления.
Задачи фазы реализации смысла:
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал;
- Помочь соотнести старые знания с новыми.
Учитель: В ночь с 11 на 12 марта 1801 года две группы заговорщиков - одна во главе с Паленом, другая во главе с Беннигсеном, - вошли в Михайловский замок с разных сторон. Разбуженный шумом император спрятался за каминной ширмой, но толпа заговорщиков нашла его. Последними произнесенными им словами были: “Что я сделал?” Вам предстоит оценить деятельность императора Павла и определить мотивы его убийства.
На этом этапе урока используется прием ИНСЕРТ (интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления).
Работая с текстом рабочего листа № 2 (См. Приложение 2), учащиеся заполняют таблицу, используя маркировочные значки:
V |
+ |
- |
? |
Я это знал | Это для меня абсолютно новое | Это противоречит тому, что я знал | Я хочу узнать об этом побольше |
После заполнения таблицы учитель снова организует работу с кластером в том же порядке: индивидуально – в парах – в группах. Ребята дополняют кластеры, увеличивая “гроздья”. Итогом обсуждения становится общеклассный кластер на доске.
3 этап урока – рефлексия.
Задачи фазы рефлексии:
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;
- Помочь самостоятельно определить направления дальнейшего изучения материала.
Учащиеся делают самостоятельные выводы.
Этот одинокий, замкнувшийся в своих фантазиях человек, казался современникам безумным, деспотичным, психически неуравновешенным человеком, что не соответствовало действительности. Павел I - яркая, незаурядная личность, талант и способности которого не были раскрыты в полной мере в силу сложившихся обстоятельств. Политика императора Павла была импульсивной, порой противоречивой, но в его нововведениях было много полезного.
Учитель:
Час пройдет за часом, век за веком:
Жизнь мелькнет водоворотом слов,
Камнем смерть прижмет уста и веки,
Но никто не снимет с человека
Бремя преступлений и грехов.В темных складках гатчинского плаца,
Словно заклейменный палачом,
Он встает без четверти двенадцать,
Бледный принц с манерами паяца,
Пряча шпагу под смешным плащом…
- А вы, ребята, можете написать свое стихотворение об императоре Павле Петровиче.
На этом этапе учитель использует прием написания синквейна. Синквейн – это маленькое стихотворение, состоящее из пяти строк. (Синквейн происходит от французского слова “5”). Написанное в лаконичной форме, оно позволяет описывать суть понятия или явления, а также осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Алгоритм составления синквейна:
- Первая строка: тема или предмет, выраженные одним словом (сущ.)
- Вторая строка: описание темы или предмета (два прилагательных или причастия).
- Третья строка: три глагола, характеризующих действия темы/предмета.
- Четвертая строка: фраза, выражающая отношение автора к теме/предмету (обычно состоит из четырех значимых слов).
- Пятая строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).
Ученики могут писать синквейны индивидуально или в группах. Важно! Оценить работу каждой группы, найти возможность поощрить каждого ребенка.
Синквейны, написанные учениками:
Павел
Вспыльчивый, гневный
Заставлял, наказывал, ссылал
“…Он гнал людей в отставку и ссылал по произволу…” (княгиня Ливен)
Тиран!
Император
Несчастный, нелюбимый
Мечтал, старался, не осуществил
Трагическая и противоречивая личность.
Рыцарь!
Павел I
Глубокий, трагический
Не поверю, проиграл, ошибался
Родился не в том месте и в не свое время.
Несправедливость!
Император Павел
Странный, вспыльчивый
Убить, предать, не понять
Убийство Павла I – последний дворцовый переворот.
Трагедия.
Домашнее задание: определите роль Александра I в последнем дворцовом перевороте. Найдите высказывания современников и историков об этом императоре. Какую оценку его личности дали бы вы?