Задача урока: систематизировать и обобщить знания учащихся об органах цветкового растения об особенностях их строения и функции, о взаимосвязи органов как основе целостности растительного организма, повторить материал о многообразии и видоизменениях органов растения, закрепить понятие “биосистема”.
Оборудование: живые экземпляры цветов, натуральные плоды, семена (“Аукцион”); конверты с кружками красного, жёлтого и зелёного цвета у каждого ученика (“Светофор”); карточки, таблицы, открытки, рисунки, схемы для проведения других этапов; схемы типов цветков.
Музыкальное оформление: магнитофон и кассета с записью песни “Коробейники” (“Эх, полным – полна коробушка”).
На доске – схема “торговых рядов” (название этапов игры).
Ход урока
Звучит музыка.
Наш урок называется “Ярмарка знаний”. Самое главное на ярмарке – торг и товар. Команда, выгоднее других продавшая свои знания, станет победительницей.
Аукцион.
Путём жеребьевки определяем тему для каждой команды: “Цветок”, “Плод”, “Семя”. На столе лежат живые цветы, плоды (тыква, помидор, горох, фасоль, орех), семена.
Команды получают задания: описать тип, строение и функции доставшихся цветков (плодов, семян). Представление описаний “своего товара”.
Светофор.
Устный тест – учитель зачитывает вопрос и три последовательных ответа, а учащиеся должны поднять кружок соответствующего цвета: красный – утверждение неверное; жёлтый – ответ неполный; зелёный – ответ правильный.
Цветковые растения размножаются;
- только семенами (красный)
- только вегетативно (жёлтый);
- и семенами, и вегетативно (зелёный).
Венчик цветка, прежде всего:
- защищает главные части цветка (красный);
- украшает цветок (жёлтый);
- привлекает насекомых (зелёный).
Двудомными называют:
- растения, цветки у которых собраны в соцветия (красный);
- растения, у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на одной особи (жёлтый);
- растения, у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на разных особях (зелёный).
Зная особенности опыления цветковых растений, можно предложить, что они:
- возникли после появления всех групп насекомых на Земле (красный);
- возникли до появления насекомых на Земле (жёлтый);
- развивались одновременно с некоторыми группами насекомых (зелёный).
В семенах растений органических веществ:
- больше, чем минеральных (красный);
- меньше, чем минеральных (жёлтый);
- столько же, сколько минеральных (зелёный).
Наибольшее количество белка содержится в семени:
- подсолнечника (красный);
- пшеницы (жёлтый);
- фасоли (зелёный).
“Чёрный ящик”
В “чёрном ящике” лежат открытки с изображениями растений трёх разных видов. Название одного из них отражено в многочисленных песнях. Обычно период его цветения совпадает с временным похолоданием. Второе называют лилией цветущих долин. Оно цветёт в мае. Название третьего растения зашифровано в популярном романсе. Цветёт в мае – июне. Какие растения изображены на открытках? Что между ними общего? (Черёмуха, ландыш, белая акация. Все это многолетние растения с белыми ароматными цветами, собранными в соцветие кисть. Опыляются насекомыми.)
Ералаш.
1. Соцветие корзинку имеет: кукуруза; осот; морковь; рожь.
2. Соцветие простой зонтик имеет: вишня; овёс; астра; акация.
3. К однодольным не относится: лук; ячмень; тыква; тюльпан.
4. Максимальной температурой для прорастания требует: рожь; кукуруза; огурец; горох.
5. Позже остальных надо сажать: тыкву, лен, рожь, морковь.
Почемучка.
1. Любка двулистная – редкое растение из семейства орхидных. Подлежит охране. Белые цветки любки начинают издавать сильный запах только с наступлением вечера. Почему? (Опылители любки – бабочки, летающие в ночное время.)
2. Почему в еловом лесу преобладают растения с белыми цветками: майник, ландыш и т.д.? (Под пологом елового леса всегда темно. Белые цветки здесь лучше других заметны для насекомых – опылителей.)
3. Почему вкус плодов тыквы улучшается при хранении? (Мякоть плодов тыквы богата крахмалом. При хранении крахмал в тыкве под действием ферментов превращается в сахар, и вкусовые качества плодов улучшается.)
4. Почему семя кувшинки плавает, а гороха тонет? (Семя кувшинки имеет губчатое мешковидное покрывало, наполненное воздухом, которое, как поплавок, удерживает семя на поверхности воды. Семя гороха такого покрывала не имеет.)
5. Семена чистотела муравьи расселяют, а кислицы нет. Почему? (Мясистый белый придаток, имеющийся на поверхности семени чистотела, содержит масла, которые являются лакомой пищей для муравьев. Семена кислицы таких придатков не имеют.)
Сказочное растение.
Какие сказки связанны с растениями и их
плодами? К каким типам относятся плоды
упомянутых растений?
“Принцессе на горошине” Х.К.
Андерсена, “Боб, соломина и уголек” братья
Гримм, русская народная сказка “Петушок и
бобовое зёрнышко”:
Из семян, каких растений получают эти крупы?
Сельское хозяйство.
Вы агроном станции защиты растений. Какие меры, предупреждающие занос семян сорняков на пахотные земли, вы будете осуществлять?
(Необходимо тщательно очищать семена культурных растений от семян сорняков; производить очистку тары, машин, орудий труда; скашивать сорняки вдоль дорог и окраин полей до образования семян; вносить навоз, который не содержит жизнеспособных семян сорняков.)
Вы агроном хозяйства. Будете ли вы учитывать экспозицию склонов (северная и южная) при проведении агротехнических приемов (посев, уборка) на склоновых землях? Почему?
(Слоны северной и южной экспозиции получают неодинаковое количество солнечной энергии: южные – больше, северные – меньше. Поэтому на южных склонах посев и уборку следует проводить раньше, а на северных - позже.)
Два фермерских хозяйства выращивали рожь. В одном хозяйстве произвели запоздалую, в другом – преждевременную уборку ржи. Окажут ли влияние сроки удобри ржи на количество и качество?
(При запоздалой уборке полновесны семена осыпаются, колосья обламываются и опадают, питательные вещества семян вымываются дождями и росами; семена могут прорастать и загнивать в колосьях. Недозревшие семена щуплые, плохо вымолачиваются, легко травмируются, содержат мало питательных веществ. Уборку ржи целесообразно начинать, когда зерно достигает восковой спелости.)
Зашифрованные слова.
Прочтите зашифрованные слова и исключите “лишнее”.
Рьцлеы, льпныик, зьвазя, кстилоб. (Рыльце, пыльник, завязь, столбик. “Лишнее” - пыльник, не является частью пестика.)
Льтпоо, льоха, влкере, рикеошн. (Тополь, ольха, клевер, орешник. “Лишнее” - клевер, единственное травяное растение.)
Ржкоуа, кршеоко, клестебе, чатликсише. (Кожура, корешок, стебелёк, почечка чашелистик. “Лишнее” - чашелистик, не является частью семени.)
Подведение итогов.
Все члены команды, занявшей I место, получают “5”. Половина членов команды, занявшей II место получают “4”, а половина – “5” (по усмотрения жюри). Все члены команды, занявшей III место, получают “4”.