Цели:
- Повторить правила умножения и деления десятичных дробей, включая особые случаи (умножение на 0,1; 0,01; …; на 10;100;…деление на 0,1; 0,01;…; на 10; 100;…)
- Закрепить умения применять изученные правила при решении примеров и задач разной степени трудности и содержания;
- Активизировать всех учащихся через разные формы работы (групповая, пары сменного состава, индивидуальная) и использование игровых элементов, соответственно возрасту;
- Продолжить формирование культуры умственного труда и поведения учащихся, грамотности речи, в том числе математической, навыков самоконтроля.
Ход урока
1) Организационный момент: проверка готовности к уроку, постановка целей.
Форма работы - фронтальная беседа.
2) Устный счет.
В парах постоянного состава ребята работают по методике взаимотренажа (ВТ). Каждому ученику выдана карточка заданий ( К-1, К-2, К-3, К-4) на умножение и деление на 10; 100;…;0,1; 0,01;…, и есть алгоритм работы.
ВТ | К-1 | ВТ | К-2 |
354,2•0,1 0:5,8 5,31•100 1,523:0,01 0,02•5 60,2•0,01 9,2:9,2 89:1000 |
35,42 0 531 152,3 0,1 0,602 1 0,089 |
60,48:0,1 94•0,001 0•2,5 12,13•0,1 1,15:100 8,6:1 18,9•10 120,8:1000 |
604,8 0,094 0 1,213 0,0115 8,6 189 0,1208 |
ВТ | К-3 | ВТ | К-4 |
248,34•100 2,89:0,1 5,64:5,64 4,34•0,1 2,48:1 1,5:100 2388,4•0,001 0,25:0,01 |
24834 28,9 1 0,434 2,48 0,015 2,3884 25 |
25,6:10 2473•0,001 3,7:0 5:0,1 222,33•0,01 1•5,72 4,9:7 1,7•100 |
2,56 2,473 нельзя 50 2,2233 5,72 0,7 170 |
Алгоритм работы в паре по методике взаимотренажа (ВТ) Прочитай напарнику первое задание своей карточки, не говоря ответа. Проверь его ответ по своей карточке. Если напарник ответил правильно, то прочитай ему второе задание своей карточки, затем проверь правильность ответа. Если напарник ответил неправильно, повтори ему задание снова. Если напарник ошибается несколько раз, скажи ему правильный ответ. И так все задания карточки. Поменяйтесь с напарником ролями. Ответь поочерёдно на задания из карточки напарника. |
3) Повторение правил умножения и деления десятичных дробей в парах сменного состава. Напарник выбирается как в игре “Ручеёк”: на каждом ряду ученики одного варианта остаются на своих местах, а другие меняются по очереди с впереди сидящим и отвечают правило с номером как номер парты куда сели, а проверяют – с номером на какой парте сидят сами (ученик с первой парты первый раз меняется с учеником последней парты).
Лист правил 1. Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо:1. умножить её на это число, не обращая внимания на запятую; 2. в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби. 2. Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо:1. разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую; 2. поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части. 3. Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:1. выполнить умножение, не обращая внимания на запятые; 2. в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе. 4. Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:1. в делимом и делители перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе; 2. выполнить деление на натуральное число. |
4) Решение примеров по группам.
Ученики лучше усвоившие материал (что могло быть выявлено на предыдущих уроках) вместе решают более трудные задания.
Лист заданий Металлическая деталь объемом в 3,5 дм3 имеет массу 27,3 кг. Другая деталь из этого же металла имеет массу 10,92 кг. Каков объем второй детали? Два пешехода вышли одновременно из одного места в противоположных направлениях. Через 0,8 ч расстояние между ними стало равным 6,8 км. Скорость одного пешехода была в 1,5 раза больше скорости другого. Найдите скорость каждого пешехода. В школу пришел врач и принес для прививки 0,25 кг сыворотки. Скольким ребятам он может сделать уколы, если для каждого укола нужно 0,002 кг сыворотки? Среднее арифметическое двух чисел равно 3,1. одно число равно 3,8. Найдите второе число. Одно число больше другого в 1,5 раза, среднее арифметическое этих двух чисел равно 30. Найдите эти числа. 6. Выполните действия: 42,165-22,165: (0,61 + 3,42). |
Все остальные ребята объединяются в группы для решения примеров и взаимопроверки (ВПЗ).
ВПЗ | К-1 | ВПЗ | К-2 | ВПЗ | К-3 |
46,08:2 16,51:0,127 12•123,8 42:0,7 2,03•1,14 0,824:0,8 |
1. 9,5•11,2 2. 636:0,12 3. 0,0456:3,8 4. 0,22 5. 89,54•7 6. 0,56:8 |
1. 46,8:0,09 2. 6,25•4 3. 0,2•25 22,256:20,8 0,12 24:0,6 |
|||
ВПЗ | К-4 | ВПЗ | К-5 | ВПЗ | К-6 |
1. 46•0,384 2. 4,8:6 3. 131,67:0,057 4. 1,15•0,7 5. 33,3:0,03 6. 12,5•7,8 |
1. 0,484:0,2 2. 183,5:0,05 3. 12,6•7,8 4. 14•2,03 5. 72:0,09 6. 1,55•1,2 |
1. 18,2:0,13 2. 0,42 3. 0,0456:3,8 4. 85,8•3,25 5. 17•12,5 6. 0,36:2 |
Алгоритм взаимопроверки заданий (ВПЗ) в группе. 1. Реши свою карточку. 2. Выбери напарника. 3. Напарник проверяет у тебя первое задание и ставит подпись. 4. Ты проверяешь у напарника первое задание и ставишь подпись. 5. Выбери нового напарника. 6. Напарник проверяет у тебя второе задание и ставит подпись. 7. Ты проверяешь у напарника второе задание и ставишь подпись. 8. Далее выполняешь работу с пункта 2 до последнего напарника. 9. С последним напарником проверяешь последнее задание и ставишь подпись. 10. Поменяйтесь карточками с последним напарником. 11. Реши новую карточку. 12. Сдай на проверку учителю. |
5) Самостоятельная работа (СР).
Индивидуально.
Эта работа нестандартная - ответ предыдущего примера является одним из элементов последующего - “сапёрские” задания. Учащиеся получают карточку с заданиями и приступают к решению. После того, как сделаны, например, три задания, они подходят к учителю и получают листочек с “контрольными точками” и, если все выполнено верно, продолжают решение следующих заданий. Если же какой-то ответ не совпал, то учащиеся возвращаются к тому примеру, в котором допущена ошибка, и начинают решать его снова.
СР | К-1 | СР | К-2 |
18,34+7,063= …… ; …… -18,913= …… ; ……• 2,4= …… ; …… :6= …… ; 9,854+ …… = …… ; 20- …… = …… ; 3,09 •…… = …… ; …… :1,5=…… ; ……•100=…… ; 10. …. . . •0,1= …… . |
1. 14,47+8,708= …… ; 2. …. . . -17,988= …… ; 3. …… •4,2= …… ; 4. …… :3= …… ; 5. 9,324+ …… = ……. ; 6. 20- …… = …… ; 7. 4,06• …… = …… ; 8. …… :1,4= …… ; 9. …… •10= ……. ; 10. …. . . :98,89= …… . |
ОТВЕТЫ |
|||
СР | К-1 | СР | К-2 |
1. 25,403 2. 6,49 3. 15,576 4. 2,596 5. 12,45 6. 7,55 7. 23,3295 8. 15,5539 9. 1555,39 10. 155,539 |
1. 23,178 2. 5,19 3. 21,798 4. 7,266 5. 16,59 6. 3,41 7. 13,8446 8. 9,889 9. 98,89 10. 1 |
6) Итог урока.
Выставляются оценки за выполнение заданий. Оценивается умение работать в парах, группе, самостоятельность, культура поведения.