Готовимся к изложению в 9-м классе. Работаем со слабыми учениками

Разделы: Русский язык


Итоговый экзамен по русскому языку в девятом классе – изложение обязателен для всех выпускников. Многие учителя сталкиваются с проблемами подготовки к изложению, так как уровень подготовки учащихся различен, а тексты для проведения письменного экзамена по русскому языку достаточно сложны для плохо успевающих школьников. Предлагаемые индивидуальные задания для слабых учащихся помогут подготовить выпускников основной школы к изложению.

Текст №2 (Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной средней школы. 9 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ авт.- сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, -2007)

1. Выпишите из текста яркие

А) портретные характеристики Шаляпина
Б) характеристики, которые дает автор голосу певца
В) характеристики, которые автор дает манерам, поведению певца

2. Выпишите из текста характеристики собаки Буськи.

3. Обратитесь к толковому словарю и выясните значение следующих слов:

  • филолог – специалист по филологии; филология-совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве;
  • энтузиаст – человек, который предан делу, действует с энтузиазмом;
  • челядь – дворовые слуги помещика;
  • пелерина – накидка на плечи, обычно немного не доходящая до пояса
  • рельефный – выпуклый, выступающий над поверхностью.

4. Составьте цитатный план текста . Перескажите текст.

5. Ответьте письменно на вопрос: “В какой степени владел Федор Иванович искусством перевоплощения? (ответ аргументируйте). (В ответе используйте такие клише и словосочетания: мастер перевоплощения, гениальный актер, артистичность натуры, мог вжиться за короткое время в любой образ, его актерская игра была убедительна)

6. Ответьте письменно на вопрос: “В чем комичность ситуации, описанной в этом фрагменте?”

Клише, которые помогут ответить на вопрос:

В основе комического лежит несоответствие, и мы, слушая историю о гениальном русском певце и актере, не ожидаем, что этот величественный человек… Именно поэтому у нас эта сцена из жизни …. вызывает смех так же, как и у… Удивительная способность перевоплощаться, присущая Федору Шаляпину восхищает, ведь только гениальный актер может…

Текст №3

1. Перечертите в тетрадь таблицу и заполните ее цитатами из текста

Параметры сравнения Толстые Тонкие
внешность    
поведение на приеме у губернатора    
материальное положение    
Деловые качества    
будущее    

2. Обратитесь к толковому словарю и выясните значение следующих слов:

Комплимент – любезные приятные слова, лестный отзыв;

Бакенбарды – волосы, растущие от висков по щекам при выбритом подбородке;

Букли – локоны;

Фрак – род парадного сюртука с вырезанными спереди полами и с длинными узкими фалдами сзади;

Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества.

Ответьте письменно на вопросы: “В чем особенности сравнительной характеристики “толстых” и “тонких”? Почему Чичиков присоединяется к “толстым”?”

Клише, которые помогут ответить на вопрос:

Рассказывая нам о “толстых” и “тонких”, Гоголь прибегает к антитезе (противопоставлению). Внешне “толстые” отличаются от “тонких” тем, что одни…, а другие… Контрастно и поведение героев на приеме у губернатора: если “тонкие”…, то “толстые”… Деловые качества “толстых” и “тонких” тоже противопоставлены: если …, то…

И поэтому будущее этих категорий героев тоже различно:…

Чичиков, на мой взгляд, присоединяется к “толстым”, потому что…

Текст 14

1. Прочитайте текст, озаглавьте его.

2. Составьте подробный план текста. Перескажите текст.

3. Обратитесь к толковому словарю и выясните значение следующих слов:

  • спесивый – надменный;
  • заносчивый – высокомерный, чванливый;
  • величавый – исполненный внутреннего достоинства, величия, внушающий почтение к себе;
  • монументальный – величественный, производящий впечатление величиной, мощностью; основательный, глубокий по содержанию;
  • комфорт – бытовые удобства.

4. Ответьте на вопрос : “Какую черту личности Анны Ахматовой (величавость, талант, отзывчивость, великодушие, щедрость, простота в общении с людьми) вы считаете наиболее яркой и почему?”

Клише, которые помогут ответить на вопрос:

Анне Андреевне Ахматовой были присущи многие черты, которые располагают к себе людей: … Но на мой взгляд, главная черта личности А.Ахматовой – … Корней Иванович Чуковский, лично знавший А. Ахматову, убеждает нас в этом, рассказывая историю о том,… Несмотря на свою гениальность, великая поэтесса всегда могла…, умела… , и именно поэтому современники видели в А. Ахматовой не только талантливого поэта, но и … человека.

Текст 15

1. Прочитайте текст, озаглавьте его.

2. Составьте подробный план. Перескажите текст.

3. Обратитесь к толковому словарю и выясните значение следующих слов:

  • тюбетейка – маленькая, с узором, шапочка, облегающая темя;
  • лекция – устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения;
  • лектор – лицо, читающее лекции;
  • аудитория – помещение для чтения лекций; слушатели лекции, доклада;
  • обескуражить – лишить уверенности в себе, привести в состояние растерянности, озадачить;
  • оригинальный – своеобразный, необычный.

4. Ответьте на вопрос: “Каким предстает Лев Ландау в данном тексте?”

Клише, которые помогут ответить на вопрос:

Рассказывая о студенчестве великого русского ученого Льва Давидовича Ландау, автор текста старается обратить внимание читателя на черты характера этого выдающегося человека. Как и многие талантливые люди, Лев Ландау был забывчив, рассеян, так, например,… Доброта и скромность также были присущи этому человеку: он всегда…

Но вместе с тем, молодой человек умел отстаивать свою точку зрения, так, например, он, будучи еще первокурсником, не побоялся поспорить с уважаемым преподавателем, доказывая свою правоту. И именно поэтому Ландау уважали как…, так и…