Урок чтения в 4-м классе. В.Драгунский. "Девочка на шаре"

Разделы: Начальная школа


Цели:

- активизировать деятельность детей, повышая степень их понимания прочитанного, улучшая правильность и беглость чтения;

- повышать интерес к процессу чтения;

- развивать творческие способности и творческое воображение учащихся;

- умение самостоятельно ориентироваться в тексте, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении.

Оборудование:

Кроссворд (в том числе у детей).

Проигрыватель. Пластинка (В. Шаинский “Цирк”).

Детские работы: рисунки, сочинения, поделки.

Литература:

Ефрем Тимошенко “Приглашение в цирк”

Анатолий Гурович “Про слона Вилли, который работает в цирке”

Амаяк Акопян “И никакого волшебства”

Наталья Дурова “Новенькая”

Наталья Дурова “Подружитесь со мной”

Наталья Дурова “Чрезвычайное путешествие или Чичи-проказница”

Владимир Дуров “Мои звери” и др.

С.И. Ожегов Словарь русского языка.

1. Актуализация знаний

Вход под музыку В. Шаинского “Цирк”.

Здравствуйте, ребята! Этими словами вас всегда приветствуют в цирке перед началом представления его участники, приветствую вас и я. Вы, конечно, не раз бывали в цирке и любите искусство отважных, ловких и веселых. Цирк я тоже люблю.

Сегодня на уроке мы завершим работу над произведением В. Драгунского “Девочка на шаре”.

Вы многое узнали о цирке из рассказа, постарайтесь разгадать, о ком или о чем я прочитала в толковом словаре.

КРОССВОРД

1.Человек, идущий по канату.

2.Человек, сохраняющий равновесие в трудных положениях тела, например, стоя на цилиндрах (мячах).

3. Фокусник, цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит на лету различные предметы.

4. Искусный гимнаст, исполнитель сложных гимнастических номеров в цирке.

Ученик читает из толкового словаря: “Цирк – буквально круг. Здание для цирковых представлений. С древности проводились на круглых аренах соревнования – гонки колесниц. В перерывах между гонками выступали акробаты, эквилибристы, комики, дрессировщики”.

2. Проверка домашнего задания

- Если хотите больше узнать о цирке, то можете взять в школьной библиотеке (или детской городской) вот такие книги:

Ефрем Тимошенко “Приглашение в цирк”

Анатолий Гурович “Про слона Вилли, который работает в цирке”

Амаяк Акопян “И никакого волшебства”

Наталья Дурова “Новенькая”

Наталья Дурова “Подружитесь со мной”

Наталья Дурова “Чрезвычайное путешествие или Чичи-проказница”

Владимир Дуров “Мои звери” и др.

Творчество писателя и творчество читателя – это единый процесс, взаимно дополняющий друг друга. Как книге нужно творчество читателя, так и творчеству читателя нужна книга.

Вы согласны, ребята?

3. Работа над произведением

(Беседа – размышление.)

“Художник- автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель”, - говорил С.Я. Маршак.

Итак, вернемся к нашему рассказу.

- Какие картины предстали перед вами, когда вы читали произведение Виктора Драгунского “Девочка на шаре” (перечисляют: “Я увидел…”, “Я представил…”,)

- Какие звуки услышали? (стр. 130 – оркестр, барабаны, трубы; крики, шум, хохот, звон колокольчиков, стук, рычание, хлопанье.) Отвечают: “Я услышал…”

- Какие запахи? (особенные) - Как об этом говорит автор?

- Какие своеобразные воспоминания остались у Дениски после первого посещения цирка? Почему?

- Каким мы видим Дениску? (радостным, счастливым, самокритичным)

Найдите и прочитайте, (выборочное чтение)

девочки:

1) Что понравилось мальчику, когда он пришел в цирк во второй раз? (стр.131 – начало части 2)

мальчики:

2) Какой эпизод показался вам наиболее смешным? (стр.131 – “и вдруг жонглер…”)

- Чем так поразила Дениску эквилибристка – девочка на шаре? (“…он никогда не видел таких маленьких и красивых девочек, … и это было как в сказке…”)

- Кто желает творчески пересказать отрывок о выступлении девочки? (до слов “…не видел ничего такого подобного”)

- Почему Дениска уже ни на что не хотел смотреть? (он хотел сохранить в памяти образ девочки, лучше ее запомнить)

- Зачитайте, как пишет об этом автор. Кто желает прочитать?

- Как поступил Дениска, когда объявили антракт? Найдите ответ в тексте.

- О чем он думал после представления, когда шел домой?

- Папа спросил сына про цирк. Что ответил мальчик на вопрос отца? Найдите это место в тексте. Прочитайте диалог без слов автора.

Учитель: И Денис стал ждать…

- Какие слова, выражения использует автор, чтобы передать чувство ожидания мальчика? (Не длинная неделя, а длиннющая; повторение союза “и”; выражение “каждый день думал”).

- Осуществилась ли мечта Дениса? Найдите ответ на вопрос.

4. Физминутка

1 упражнение “Крутим обруч” - девочки

2 упражнение “Отжимаем гири” - мальчики

3 упражнение “Мы - гимнасты” - все – наклоны, повороты туловища на счет 1-2-3-4

4 упражнение “Мячики” - прыгаем

- Увидел ли Денис девочку на шаре во второй раз?

- О чем он подумал, когда ее выступление не было объявлено? Зачитайте этот отрывок.

- Почему на самом деле не состоялось выступление Танечки Воронцовой? Давайте прочитаем по ролям.

- В какой момент вам стало грустно?

- Почему, несмотря на то, что папе было интересно в цирке, он выполнил Денискину просьбу уйти домой?

(Высказывания детей: “Я думаю… Я предполагаю… Я считаю”)

- Как вы объясните: почему Денис действовал так, а не иначе?

(Учитель зачитывает отрывок.)

- Почему у Дениса возникли именно такие мысли, а не другие?

Наводящий вопрос: - Что скрыто за этими словами героя? (тоска, печаль, желание увидеть Таню)

- Что предложил папа сыну по пути из цирка домой? Зачем?

(Высказывания детей: “Хотел поддержать сына. Увести от грустных мыслей. Поднять настроение. Порадовать.”)

- Прочитайте строчки из текста, доказывающие, что отец понимает сына, а Дениска чувствует поддержку отца и очень благодарен ему за это. Давайте прочитаем хором.

- Как вы думаете, почему же у папы было очень серьезное и грустное лицо? (переживал, волновался, поддерживал сына, сострадал, сопереживал)

- Каким вы видите автора произведения? (добрым, сочувствующим, переживающим, понимающим)

- Как он относится к своим героям? (сопереживает вместе с ними, страдает)

- Разделяете ли вы его отношение?

- Как вы понимаете слова: “Счастье – это когда тебя понимают…”

- Прочитайте хором четвертый вопрос, стр. 138.

- А как вы понимаете своих родителей, а они – вас? Расскажите, какие у вас взаимоотношения в семье с родителями?

- Какое желание возникло у вас после прочтения рассказа “Девочка на шаре”? (дописать, продолжить, желание стать эквилибристом, жонглером)

- Пофантазируйте. Каким вы представляете себе будущее героев? Как, по вашему мнению, сложится их судьба?

- Не напомнило ли вам это произведение что-либо из вашей собственной жизни?

- Расскажите, а если бы вам пришлось оказаться в подобной ситуации, как бы вы чувствовали себя, как бы действовали?

5. Закрепление. Проверка знаний

- А теперь давайте проверим, как внимательно вы читали рассказ?

Викторина.

1. По сколько порций мороженого предложил съесть папа Дениске? (по 2)

2. Над чем ужасно расхохотался Дениска, когда был в цирке в первый раз? (Когда один акробат полез на голову другому…)

3. В кого попал Мишка мячиком? (В дирижера).

4. Куда уехала Танечка Воронцова вместе с родителями? (Во Владивосток).

5.Что не понравилось Денису во время выступления львов? (“И мне не понравилось, что укротитель все время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки”.)

6. Какого цвета было платье у Тани Воронцовой? (серебристого)

7. На каком ряду сидели папа и Денис, когда пришли в цирк? (на 2-м)

6. Итог урока

- Итак, о чем же хотел рассказать автор в этом грустном и серьезном рассказе? (О взаимоотношениях отца и сына, о взаимопонимании, о глубине чувств ребенка, о необходимости учиться понимать друг друга).

- Поделитесь своими мыслями и чувствами об этом рассказе.

Самооценка

Домашнее задание

(устно или письменно)

Вариант 1. Написать сочинение-размышление о произведении.

Зачем В. Драгунский написал такой рассказ? Что хотел показать?

Вариант 2. Кто из героев рассказа понравился и почему?