Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применение знаний и умений в новых учебных ситуациях, проверка уровня учебного материала.
Содержательная цель урока: состоит из взаимосвязанных аспектов – познавательного, развивающего и воспитывающего.
Тип урока: комбинированный; слайд-шоу.
План по содержанию:
1) Роль воды в жизнедеятельности человека.
2) Эпидемиологическое значение воды.
3) Органолептические свойства воды.
4) Очистка и обезвоживание воды.
Ход урока
(лекционный материал сопровождается показом слайдов)
Вода - это самое распространенное соединение водорода и кислорода на Земле, ее значение очень велико.
Значение воды:
1) вода является универсальным растворителем различных веществ;
2) вода служит для поддержания гомеостаза;
3) вода входит в состав клеток, тканей и органов, служит внутриклеточной и межклеточной жидкости;
4) вода – это среда для различных химических реакций, участвует в процессе ассимиляции и диссимиляции;
5) вода используется для закаливания, лечебной физической культуры, личной гигиены и как среда для спортивных занятий;
6) вода используется в быту.
ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ |
|
1. __________ |
4. __________ |
2. __________ |
5. __________ |
3. __________ |
6. __________ |
Общее количество используемой населением воды является показателем, характеризующим гигиенические условия жизни.
Качество воды:
1) вода должна обладать определенными органолептическими свойствами:
- быть прозрачной;
- бесцветной;
- без запаха;
- без привкусов;
2) вода должна иметь определенную температуру и обладать освежающим свойством;
3) вода должна иметь постоянный химический состав, должна не содержать избытка соли и должна быть не способна оказывать вредное влияние на здоровье. Должна быть свободной от ядов и радиоактивных загрязнений;
4) вода не должна содержать патологических бактерий, яиц и личинок гельминтов.
Предъявляются определенные требования, установленные государственным стандартом
КАЧЕСТВО ВОДЫ |
|
1. __________ | 3. __________ |
2. __________ | 4. __________ |
Органолептические свойства воды – это свойства, которые могут быть определенны органами чувств человека.
1) прозрачность – это показатель чистоты воды, который определяется как способность пропускать свет и делать видимыми предметы, находящиеся на определенной глубине. Прозрачность определяется наличием механических примесей. Мутная вода опасна с эпидемиологической точки зрения. Прозрачность должна быть не менее 30 см;
2) цвет воды. Питьевая вода должна быть бесцветной (но бесцветной воды встречается очень редко, в основном в подземных водах – ручьи, артезианские воды). В основном используется вода, имеющая оттенок, - объясняется наличием в воде солей, железа; такая вода имеет металлический привкус. В допустимых нормах содержание железа не наносят вред организму, избыточное количество способствует образованию камней в желчных потоках, печени, почках. Оттенок воде дает также фтор (фтор используется в профилактике кариеса, но в то же время избыток вызывает флюроз);
3) запах. Наличие запаха указывает на присутствие продуктов биологического распада, химических веществ, посторонних для питьевой воды;
4) вкус. Вода не должна иметь посторонних привкусов. Вкус зависит от наличия растворенных в воде солей и концентрации газов. Вкусовые качества воды зависят от солей кальция и магния и содержания углекислого газа и кислорода;
5) температура. Наиболее благоприятной температурой для питья считается вода, имеющая температуру +70С…+120С. Такая вода утоляет жажду, способствует охлаждению слизистой оболочки полости рта и пищевода и вызывает усиление деятельности желез. Прием воды, температура которой ниже +50С, вызывает подавление желез внутренней секреции, нарушение пищеварения и может привести к местному переохлаждению носоглотки; особенно если организм находится в разогретом состоянии. Температура воды имеет большое гигиеническое значение при купании и плавании в бассейне (+250С…+260С). Температура воды служит гигиеническим показателем качества воды.
ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ |
|
1. __________ | 4. __________ |
2. __________ | 5. __________ |
3. __________ 6 |
Химический состав воды определяется характером почв, грунтов, поверхностей, водоисточниками. Основными характеристиками являются:
1) наличие органических веществ в воде (количество микроорганизмов, гельминтов и др.);
2) окисляемость воды – это количество кислорода, расходуемое на полное окисление органических веществ, содержащихся в 1 литре воды (чем меньше кислорода необходимо для окисления, тем выше качество);
3) жесткость воды определяется наличием в ней солей кальция и магния. Различают мягкую, жесткую и умеренно жесткую воду. Выделяют общую жесткость воды, устраняемую путем кипячения, и неустранимую жесткость, которая не снижается даже вследствие кипячения.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ВОДЫ |
|
1. __________ | 3. __________ |
2. __________ 4. __________ |
Очистка и обезвоживание воды происходит в несколько этапов:
1) очистка воды от взвешенных частиц (отстаивание);
2) коагуляция (очистка при помощи специальных химических соединений - коагулянтов);
3) фильтрация;
4) дезинфекция (хлорирование, обезвреживание при помощи кислорода и озона, применение ультрафиолетовых лучей);
5) в полевых условиях – кипячение (до 5 минут).
ЭТАПЫ ОЧИСТКИ И ОБЕЗВОЖИВАНИЯ ВОДЫ |
|
1. __________ | 4. __________ |
2. __________ | 5. __________ |
3. __________ 6. __________ |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. В чем состоит роль воды в жизнедеятельности человека?
2. Укажите основные гигиенические требования к питьевой воде.
3. Перечислите основные органолептические свойства воды.
4. Что определяет жесткость воды?
5. В чем заключается эпидемиологическое значение воды?
6. Какие основные способы очистки и обеззараживания воды вы знаете?
7. Как можно очищать и обеззараживать воду в полевых условиях?
Используемая литература:
- Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 240 с.
- Громова, З.П. Гигиена и физическое воспитание в семье [Текст] / Под ред. Д.И. Перельевская, В.В. Смолина, О.Э. Чкалова. – Мн.: Нар. асвета, 1993. – 144 с.
- Хрипкова, А.Г., Колесов, Д.В. Гигиена и здоровье школьника [Текст] / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. – М.: Просвещение, 1998. – 1941 с.