Гигиена водной среды

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применение знаний и умений в новых учебных ситуациях, проверка уровня учебного материала.

Содержательная цель урока: состоит из взаимосвязанных аспектов – познавательного, развивающего и воспитывающего.

Тип урока: комбинированный; слайд-шоу.

План по содержанию:

1) Роль воды в жизнедеятельности человека.

2) Эпидемиологическое значение воды.

3) Органолептические свойства воды.

4) Очистка и обезвоживание воды.

Ход урока

(лекционный материал сопровождается показом слайдов)

Вода - это самое распространенное соединение водорода и кислорода на Земле, ее значение очень велико.

Значение воды:

1) вода является универсальным растворителем различных веществ;

2) вода служит для поддержания гомеостаза;

3) вода входит в состав клеток, тканей и органов, служит внутриклеточной и межклеточной жидкости;

4) вода – это среда для различных химических реакций, участвует в процессе ассимиляции и диссимиляции;

5) вода используется для закаливания, лечебной физической культуры, личной гигиены и как среда для спортивных занятий;

6) вода используется в быту.

ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ

1. __________

4. __________

2. __________

5. __________

3. __________

6. __________

Общее количество используемой населением воды является показателем, характеризующим гигиенические условия жизни.

Качество воды:

1) вода должна обладать определенными органолептическими свойствами:

- быть прозрачной;

- бесцветной;

- без запаха;

- без привкусов;

2) вода должна иметь определенную температуру и обладать освежающим свойством;

3) вода должна иметь постоянный химический состав, должна не содержать избытка соли и должна быть не способна оказывать вредное влияние на здоровье. Должна быть свободной от ядов и радиоактивных загрязнений;

4) вода не должна содержать патологических бактерий, яиц и личинок гельминтов.

Предъявляются определенные требования, установленные государственным стандартом

КАЧЕСТВО ВОДЫ

1. __________ 3. __________
2. __________ 4. __________

Органолептические свойства воды – это свойства, которые могут быть определенны органами чувств человека.

1) прозрачность – это показатель чистоты воды, который определяется как способность пропускать свет и делать видимыми предметы, находящиеся на определенной глубине. Прозрачность определяется наличием механических примесей. Мутная вода опасна с эпидемиологической точки зрения. Прозрачность должна быть не менее 30 см;

2) цвет воды. Питьевая вода должна быть бесцветной (но бесцветной воды встречается очень редко, в основном в подземных водах – ручьи, артезианские воды). В основном используется вода, имеющая оттенок, - объясняется наличием в воде солей, железа; такая вода имеет металлический привкус. В допустимых нормах содержание железа не наносят вред организму, избыточное количество способствует образованию камней в желчных потоках, печени, почках. Оттенок воде дает также фтор (фтор используется в профилактике кариеса, но в то же время избыток вызывает флюроз);

3) запах. Наличие запаха указывает на присутствие продуктов биологического распада, химических веществ, посторонних для питьевой воды;

4) вкус. Вода не должна иметь посторонних привкусов. Вкус зависит от наличия растворенных в воде солей и концентрации газов. Вкусовые качества воды зависят от солей кальция и магния и содержания углекислого газа и кислорода;

5) температура. Наиболее благоприятной температурой для питья считается вода, имеющая температуру +70С…+120С. Такая вода утоляет жажду, способствует охлаждению слизистой оболочки полости рта и пищевода и вызывает усиление деятельности желез. Прием воды, температура которой ниже +50С, вызывает подавление желез внутренней секреции, нарушение пищеварения и может привести к местному переохлаждению носоглотки; особенно если организм находится в разогретом состоянии. Температура воды имеет большое гигиеническое значение при купании и плавании в бассейне (+250С…+260С). Температура воды служит гигиеническим показателем качества воды.

ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ

1. __________ 4. __________
2. __________ 5. __________
3. __________ 6

Химический состав воды определяется характером почв, грунтов, поверхностей, водоисточниками. Основными характеристиками являются:

1) наличие органических веществ в воде (количество микроорганизмов, гельминтов и др.);

2) окисляемость воды – это количество кислорода, расходуемое на полное окисление органических веществ, содержащихся в 1 литре воды (чем меньше кислорода необходимо для окисления, тем выше качество);

3) жесткость воды определяется наличием в ней солей кальция и магния. Различают мягкую, жесткую и умеренно жесткую воду. Выделяют общую жесткость воды, устраняемую путем кипячения, и неустранимую жесткость, которая не снижается даже вследствие кипячения.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ВОДЫ

1. __________ 3. __________
2. __________ 4. __________

 Очистка и обезвоживание воды происходит в несколько этапов:

1) очистка воды от взвешенных частиц (отстаивание);

2) коагуляция (очистка при помощи специальных химических соединений - коагулянтов);

3) фильтрация;

4) дезинфекция (хлорирование, обезвреживание при помощи кислорода и озона, применение ультрафиолетовых лучей);

5) в полевых условиях – кипячение (до 5 минут).

ЭТАПЫ ОЧИСТКИ И ОБЕЗВОЖИВАНИЯ ВОДЫ

1. __________ 4. __________
2. __________ 5. __________
3. __________ 6. __________  

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. В чем состоит роль воды в жизнедеятельности человека?

2. Укажите основные гигиенические требования к питьевой воде.

3. Перечислите основные органолептические свойства воды.

4. Что определяет жесткость воды?

5. В чем заключается эпидемиологическое значение воды?

6. Какие основные способы очистки и обеззараживания воды вы знаете?

7. Как можно очищать и обеззараживать воду в полевых условиях?

Используемая литература:

  1. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 240 с.
  2. Громова, З.П. Гигиена и физическое воспитание в семье [Текст] / Под ред. Д.И. Перельевская, В.В. Смолина, О.Э. Чкалова. – Мн.: Нар. асвета, 1993. – 144 с.
  3. Хрипкова, А.Г., Колесов, Д.В. Гигиена и здоровье школьника [Текст] / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. – М.: Просвещение, 1998. – 1941 с.