Учебный проект "Создание конвертера по переводу различных единиц измерения средствами Visual Basic"

Разделы: Информатика


Введение

Многие школьники при изучении раздела “Алгоритмизация и программирование” курса информатики не видят практической значимости получаемых знаний и умений, поэтому для повышения мотивации учащихся мы предлагаем создать коллективный программный продукт.

Очень часто, при решении математических, экономических, физических задач, и просто в повседневной жизни нам приходится выполнять перевод из одних единиц измерения (длины, веса, массы, времени, денежных единиц и т.д.) в другие. Перевод часто используемых единиц не сложен и может быть организован “в уме”, например, метры —> км, минуты —> часы, байты —> килобайты. Но есть ситуации, когда перевод осложняется неизвестными (забытыми, старинными) мерами или очень большими числами. Создание такого помощника по переводу позволит сэкономить время при решении задач, снабдит справочной информацией о мерах и измерениях, он пригодится любому ученику и учителю-предметнику. Объектно-ориентированный язык программирования позволяет реализовать данную идею.

Предлагаем заменить стандартную форму представления материала на проектный метод, который позволит школьникам не только освоить приёмы и способы работы в данной технологии, активно изучить новый материал, но и послужит развитию их навыков самоорганизации и самостоятельной познавательной деятельности.

Цель проекта

  1. Овладение основами программирования в среде Visual Basic посредством коллективной работы учащихся над учебным проектом. Развитие навыков проектной деятельности, самоорганизации, самостоятельности и творческого мышления учащихся при работе над учебным проектом.
  2. Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.
  3. Работа над проектом носит интегрированный характер, объединяет знания из различных предметных областей (физика, математика, информатика, история).

Минимальные знания и технологические умения для запуска проекта:

  • знать свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции;
  • знать логическую символику, уметь работать с логическими выражениями;
  • уметь вести поиск в различных источниках информации – справочниках, электронных каталогах и энциклопедиях, в сети Интернет.

План работы по проекту:

  1. Постановка задачи, создание мотивации.
  2. Деление на группы, выбор тем (жеребьевка).
  3. Установка на работу в группах: комментарии учителя по использованию инструкций и заполнению индивидуальных оценочных карт.
  4. Работа со справочной информацией, заранее подготовленной педагогом.
  5. Работа над проектом (в парах по созданию своей части проекта).
  6. Работа с индивидуальной оценочной картой.
  7. Сборка частей конвертера.

Для запуска проекта необходим следующий справочный и дидактический материал:

  • справочники по различным единицам измерения;
  • электронные энциклопедии;
  • карточки по основным свойствам компонентов языка программирования VB;
  • перечень ссылок на ресурсы сети Интернет по темам “Единицы информации”, “Объектно-ориентированное программирование. Visual Basic”.
  • инструкция для учащихся.

Инструкция является основой для самостоятельной работы, и представляет собой электронный документ со ссылками на учебные ролики (подготовлены с помощью программы ScreenCamera_v1_12) и Интернет-ресурсы.

Благодаря визуальному представлению, возможности многократного просмотра и небольшому объёму, ролики позволят повысить эффективность занятий и дают возможность организовать работу по индивидуальным траекториям. Их можно использовать без предварительной установки.

Например, при просмотре ролика “Создание событийной процедуры для кнопки”, ребята имеют наглядное представление о том, что должно получиться в результате их работы на данном этапе.

Применение технологий в классе

Использование ресурсов сети Интернет при сборе справочной информации. Необходимо стабильное подключение к сети, подготовленный учителем список ссылок. Программное обеспечение на машины учащихся – Internet Explorer. На случай сбоя соединения рекомендуется скачать необходимые сайты для автономной работы.

Работа в группах по разработке проектов

Программное обеспечение: на машины учащихся должна быть установлена среда программирования VBasic 6.0, размещены демонстрационные ролики, на одном из компьютеров необходимо создать общую папку для сборки проекта.

Самостоятельная работа

Каждый ученик заполняет индивидуальную оценочную карту в электронном виде для оценки личного вклада в проект, полученных знаний и умений, развивая тем самым способность к самоорганизации.

Советы по оценке

Оценка достижений учащихся и формальная оценка осуществляются на основе анализа индивидуальных оценочных карт и результата работы, полученного на выходе. Обязательным условием является регулярная работа с картой и постоянное отслеживание этого процесса учителем, что позволяет осуществить её электронный формат.

Например, при просмотре ролика “Создание событийной процедуры для кнопки”, ребята имеют наглядное представление о том, что должно получиться в результате их работы на данном этапе.

Инструкция для учащихся по работе над проектом “Создание конвертера по переводу различных единиц измерения средствами Visual Basic”

При создании данного проекта приобретаются навыки создания приложения Windows в объектно-ориентированной среде программирования Visual Basic.

Выполняя этот проект, вы научитесь:

  • работать в группе и в коллективе, сознавая ответственность за выполнение своей части работы;
  • создавать понятный и привлекательный графический интерфейс окон благодаря размещению необходимых компонентов на форме и заданию нужных значений свойствам всех объектов;
  • создавать событийные процедуры, позволяющие реализовать необходимые действия;
  • создавать независимое от среды программирования приложение.

Вы должны получить рабочее приложение, позволяющее осуществить конвертирование следующих единиц измерения: температуры, площади, массы, скорости, денежных единиц, объёма данных и единиц измерения расстояний в русской системе мер.

Время работы над проектом: семь–восемь уроков.

Подготовка к работе

Участие в жеребьевке позволит определиться с темой части проекта для вашей группы.

Заранее распределите между собой задачи в группе: пока один из вас работает с создаваемой частью проекта, другой записывает выполняемые действия или находит нужную информацию; при переходе к следующему этапу вы меняетесь ролями.

Скопируйте индивидуальную оценочную карту в папку со своей фамилией и ознакомьтесь с ее содержанием (вы должны заполнять карту в конце каждого урока).

Этапы работы Урок 1 Урок 2 Итог
  Дата работы        
  Результат проделанной работы:
Количество (что мне удалось выполнить)
       
  Качество (чему я научился)        
  Проблемы —> цели
(что не получилось, чему необходимо ещё научиться, какие мои личные качества мешают работе)
       
  Личный вклад при работе в паре
(оценка по процентной шкале 0 -100%)
       
  Степень самоорганизации
Как я организовал свою деятельность.
(оценка по процентной шкале согласно пунктам 2-5)
       
  Самооценка по пятибалльной шкале      

Поиск информации

  1. При сборе справочной информации вы можете использовать справочную литературу, электронные энциклопедии, ссылки на ресурсы сети Интернет.
  2. http://www.decoder.ru/ (сайт для преобразования различных единиц измерения);
  3. http://www.ru.convert-me.com/ru/ (интерактивный калькулятор для перевода физических величин)
  4. http://www.internevod.com/rus/info/01/conv/ (КОНВЕРТЕРЫ (единицы измерения))
  5. http://www.pribor.info/docs/?start=0&action=obj&objid=82476&relid=3 (справочник по ГОСТам)
  6. http://www.calc.ru/index.html (калькулятор величин)
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%98 (СИ – Википедия (свободная энциклопедия))

Перечень и описание учебных роликов:

  1. Узнать, как запустить среду программирования Visual Basic и сохранить проект в нужную папку, познакомиться с интерфейсом среды программирования, вам поможет ролик “Запуск VBasic, интерфейс среды программирования, сохранение проекта” (Приложение1).
  2. Как продолжить работу с сохраненным ранее проектом вы узнаете из ролика “Открытие сохранённого проекта” (Приложение2).
  3. Изменить имя, цвет, размер формы и расположение её на экране монитора вы сможете, просмотрев ролик “Работа с формой” (Приложение3).
  4. Разместить на форме надпись, текстовое поле, командную кнопку или раскрывающийся список, и задать нужные значения свойствам всех объектов вам поможет ролик “Размещение компонентов на форме, работа со свойствами компонентов” (Приложение4).
  5. Как заставить кнопку работать вы узнаете из ролика “Создание событийной процедуры для кнопки” (Приложение5).
  6. Чтобы узнать о том, как подключить новую форму для вывода справочной информации, познакомьтесь с роликом “Создание информационной справки посредством подключения новой формы” (Приложение6).
  7. Как запустить свой проект без среды программирования вы узнаете из ролика “Создание независимого приложения” (Приложение7).
  8. Для сборки коллективного итогового проекта, познакомьтесь с роликом “Подключение к стартовому окну” (Приложение8).

Примечание: Вы можете просматривать ролики столько раз, сколько необходимо для усвоения материала. Если какой-то материал уже вам знаком, то вы можете не смотреть ролик, его объясняющий.

Алгоритм работы над проектом

  1. Используя указанные источники, подготовьте материал для разработки проекта. В том числе отыщите информацию о старинных мерах и исторические сведения об единицах измерения по вашей теме.
  2. Познакомьтесь со средой объектно-ориентированного программирования VB (ролики 1, 2).
  3. Создайте интерфейс своего окна (ролик 3).
  4. Разместите на форме необходимые компоненты и измените их свойства по своему желанию (ролик 4).
  5. Разработайте событийную процедуру, которая позволит реализовать преобразование единиц измерения (ролик 5).
  6. Создайте окно со справочной информацией (ролик 6).
  7. Если программа работает без сбоев и ошибок, то создайте независимое exe-приложение (ролик 7), иначе устраните ошибки, вернувшись к предыдущим пунктам.
  8. Скопируйте exe-приложение в общую папку “Конвертер по переводу единиц измерения” на компьютере, указанный учителем. На форме основного (общего) проекта создайте кнопку с именем вашей части работы и организуйте запуск вашего приложения по нажатию на эту кнопку (ролик 8).
  9. После присоединения последнего приложения необходимо создать независимое exe-приложение всего проекта (это может сделать последняя группа, присоединившая своё приложение).

Примечание: Не забывайте сохранять работу!

Литература:

  1. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 93 с.: ил. - ISBN 978-5-94774-639-6
  2. Угринович, Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511 с. : ил. – ISBN 5-94774-189-Х
  3. Макарова, Н. В. Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10-11 класс. Базовый уровень / Наталья Владимировна Макарова, Елена Геннадиевна Кочурова, Галина Семеновна Николайчук; под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.Ж Питер, 2008. – 176 с. : ил. – ISBN 978-5-91180-217-2
  4. Браун, С. Visual Basic 6: Учебный курс [Текст] / Стив Браун; перевод Е. Матвеев. – Питер, 1999. – 688 с. – 5000 экз. – ISBN 5-8046-0054-0 (в пер.).
  5. Пери, Г. Освой самостоятельно Visual Basic 6 за 24 часа [Текст] / Грэг Перри, Санжайа Хеттихева ; перевод Андрей Иванов, В. Карташов, А. Козлов, А. Харламов. – Бином, 1999. – 384 с. – 5000 экз. – ISBN   5-7989-0136-X (в пер.).
  6. Гарнаев, А. Visual Basic 6.0: разработка приложений (практическое руководство) [Текст] / Андрей Гарнаев. – BHV, 2001. – 448 с. – 5000 экз. - ISBN: 5-8206-0084-3