Цель: выявить условия, необходимые для построения числовой прямой, - выбор начала, направления и шага.
Тип урока: постановка учебной задачи.
Форма проведения урока: урок-игра.
Методы обучения:
- игровой,
- групповой,
- наблюдение,
- поисковый,
- общеклассная дискуссия,
- практическая лабораторная работа.
Оборудование:
- иллюстрация к сказке К.Чуковского “Доктор Айболит”,
- письмо от Доктора Айболита к обучающимся 1 г класса,
- карточка с формулой задания,
- индивидуальные листы для выполнения задания каждой группой (4 штуки),
- карточки с неверно выполненным заданием в группах (для анализа),
- тетрадь для работ по математике у каждого обучающегося,
- набор цифр от 1 до 5 (для проведения физкультминутки).
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент
II. Создание учебной ситуации. |
Игра “Доброе утро”. - Доброе утро тем, кто утром почистил зубу. - Доброе утро тем, кто читал дома. - Доброе утро тем, у кого сегодня хорошее настроение. - Доброе утро тем, кто пришёл в школу учиться.
- Чему мы учились на последних уроках математики? - Вот сейчас вы и покажите, как умеете это делать. Посмотрите на задание на доске: (прочитайте) Постройте величину А, используя мерки С.
- Кто может справиться самостоятельно? - У кого есть вопросы? - Постарайтесь выполнить это задание самостоятельно. - Что нужно уметь, чтобы выполнить это задание? - В каком порядке вы выполняли его? - Чему равна величина А? - Легко или трудно было вам выполнить это задание? - Оцените себя (работают в тетрадях по математике, оценивают на линеечке). |
Если обучающиеся согласны с
утверждением, то машут учителю в ответ рукой.
- Учились выполнять построение величин по схеме или формуле. - Правильно выполнять измерение величин с помощью мерки и описывать его стрелочной схемой. Дети читают формулу А = 5С (величина А состоит из 5 мерок С)
Дети отвечают, что задание могут выполнить самостоятельно, так как на прошлом уроке они работали над этой проблемой. Если возникают вопросы, то дети отвечают, помогая друг другу. - Правильно выполнять построение по формуле. - Прочитали формулу, взяли мерку и начертили её 5раз, подписали величину А.
Вывод: мы умеем строить величину по заданной формуле и мерке. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
III. Постановка учебной задачи.
1. Физкультминутка на внимание. 2. Практическая работа в группах
3. Решение проблемной ситуации.
4. Самостоятельная работа в группах.
5. Физкультминутка (подвижная) 6. Введение числовой прямой (новая тема)
7. Практическая коллективная работа.
IV. Постановка задачи на следующий урок.
V. Итоговая рефлексия. |
- Вчера я получила письмо от доктора
Айболита. Он просит помочь ему в лечении больных
зверей. Необходимо отмерить объём лекарства в
сосуды по формуле Б = 3С для лечения зверей. Но доктор Айболит поставил нам одно условие: объём жидкости в разных сосудах должен быть везде одинаковый. Справимся с заданием?! - Что для этого нужно? - А как быть с условием доктора Айболита? - Как будем работать? - Задание ответственное, поэтому проверим, какая группа самая внимательная.
- Покажите знаком, какая группа готова к работе. Группам раздаются сосуды разной формы. (приложение 1) Задание. Измерить меркой С объём жидкости, чтобы он соответствовал формуле Б = 3С. Учитель ставит все сосуды рядом, просит сравнить объёмы жидкости в них. - Можем ли мы ответить доктору Айболиту, что объём лекарств во всех сосудах одинаковый? - Каким же способом мы сможем сравнить ваши результаты работы?
Учитель раздаёт каждой группе карточку,.на которой обучающиеся выполняют работу (пишут письмо, выполняя чертёж по схеме). (приложение 2)
- Напомните мне, какая должна быть мерка, если объём в сосудах одинаковый? - Покажите знаком, кто выполнил задание.
Учитель помещает карточки для проверки на доску.
- Но разбойники по дороге чуть не заменили наши письма – чертежи другими (учитель вывешивает эти письма – чертежи на доску для обсуждения) (приложение 3) - Как вы считаете, вы помогли вылечить доктору Айболиту больных зверей? - Давайте отдохнём и станцуем танец “Буги- вуги” Мартышке Чита, помощнице доктора Айболита, приходилось много раз в сосуды отмеривать лекарства меркой С. Посмотрите, что она придумала для удобства. Она налила в сосуд лекарство меркой С и сделала на стекле отметку, поставила черточку и написала цифру один. Затем ещё раз налила в сосуд лекарство меркой С и поставила ещё одну черточку и написала цифру два на сосуде и т.д. У неё получился вот такой мерный стаканчик. - Удобно? - А вы можете сейчас не считая сказать сколько здесь мерок С налито? - А как вы это поняли? - Давайте сейчас начертим такой же удобный чертёж с делениями, черточками, с мерками шагами и цифрами для записи результатов измерения. Учитель работает у доски, а обучающиеся работают в тетрадях. - Что за линия получилась? - На ней есть числа. Значит это какая прямая? - Что ещё есть на числовой прямой? - Какие должны быть мерки – шаги? - Что обозначает этот значок? - А как на числовой прямой показано направление отсчёта мерок – шагов? - Что можно делать на числовой прямой? - С какой прямой удобнее работать? - Но разбойники опять хотели заменить нашу числовую прямую своей и послать её доктору Айболиту (учитель вывешивает на доску различные варианты числовой прямой). (приложение 4) - Ребята, это прямые линии? - Есть ли на этих прямых числа-мерки? - Есть ли мерки – шаги? - А видите ли какие-нибудь ошибки? - Вот на вопрос “Всё ли здесь правильно?” вы ответите завтра. - Что мы будем делать завтра? - Умеем ли мы самостоятельно строить числовую прямую? - Что нового мы узнали? - Что было интересно? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? |
- Да. - Для этого нужно взять сосуд и мерку. - Нам необходима всем одинаковая мерка. -Так как 4 сосуда, разделимся на 4 группы.
Дети следят за цифрами, которые показывает учитель, и выполняют задание по указанию.
Дети берутся за руки в группе и поднимают их вверх.
Выполнив задание, дети знаком показывают , что группа готова ( берутся за руки и поднимают их вверх). - Нет, так, как уровень жидкости во всех сосудах разный из-за того, что сосуды разной формы. После обсуждения и разных версий дети приходят к выводу, что необходимо написать письмо доктору Айболиту в виде чертежа, и указать там сколько мерок каждая группа наливала в сосуд т.е смоделировать свои действия на чертёже.
- Мерка должна быть одинаковая. Выполнив задание, дети знаком показывают, что группа готова ( берутся за руки и поднимают их вверх). Группы сравнивают свои результаты (письма) и приходят к выводу, что у всех объём лекарств одинаковый. После фронтального обсуждения дети делают вывод: чтобы правильно выполнить это задание, нужно следить, чтобы мерка была одинаковая, количество мерок соответствовало формуле. - Да Обучающиеся повторяют за учителем движения в танце.
- Да. - Да. 6 мерок. - Посмотрели до какого деления (черточки) налито лекарство и какая цифра написана рядом.
Совместно с учителем строят числовую прямую, отмечая мерки – шаги, направление движения отсчёта мерок, числа и т.д. - Прямая? - Числовая прямая. - Мерки – шаги. - Одинаковые. - Начало отсчёта мерок – шагов. - Стрелочкой.
- Показывать значение величины. - С прямой, где уже отмечены числа, так как сразу можно показать нужную величину. - Да, это прямые. - Да, есть. - Да. Дети отвечают: “да” и “нет”. Мнения разделились.
- Будем обсуждать, какие ошибки допустили разбойники в построении числовой прямой. - Сегодня мы только познакомились с числовой прямой, а завтра будем учиться её строить. |