Урок математики в 1-м классе (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). Тема: "Введение числовой прямой"

Разделы: Начальная школа


Цель: выявить условия, необходимые для построения числовой прямой, - выбор начала, направления и шага.

Тип урока: постановка учебной задачи.

Форма проведения урока: урок-игра.

Методы обучения:

  • игровой,
  • групповой,
  • наблюдение,
  • поисковый,
  • общеклассная дискуссия,
  • практическая лабораторная работа.

Оборудование:

  • иллюстрация к сказке К.Чуковского “Доктор Айболит”,
  • письмо от Доктора Айболита к обучающимся 1 г класса,
  • карточка с формулой задания,
  • индивидуальные листы для выполнения задания каждой группой (4 штуки),
  • карточки с неверно выполненным заданием в группах (для анализа),
  • тетрадь для работ по математике у каждого обучающегося,
  • набор цифр от 1 до 5 (для проведения физкультминутки).

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

II. Создание учебной ситуации.

Игра “Доброе утро”.

- Доброе утро тем, кто утром почистил зубу.

- Доброе утро тем, кто читал дома.

- Доброе утро тем, у кого сегодня хорошее настроение.

- Доброе утро тем, кто пришёл в школу учиться.

 

 

- Чему мы учились на последних уроках математики?

- Вот сейчас вы и покажите, как умеете это делать.

Посмотрите на задание на доске: (прочитайте)

Постройте величину А, используя мерки С.

 

- Кто может справиться самостоятельно?

- У кого есть вопросы?

- Постарайтесь выполнить это задание самостоятельно.

- Что нужно уметь, чтобы выполнить это задание?

- В каком порядке вы выполняли его?

- Чему равна величина А?

- Легко или трудно было вам выполнить это задание?

- Оцените себя (работают в тетрадях по математике, оценивают на линеечке).

Если обучающиеся согласны с утверждением, то машут учителю в ответ рукой.

 

 

 

 

 

 

 

- Учились выполнять построение величин по схеме или формуле.

- Правильно выполнять измерение величин с помощью мерки и описывать его стрелочной схемой.

Дети читают формулу А = 5С (величина А состоит из 5 мерок С)

 

 

 

Дети отвечают, что задание могут выполнить самостоятельно, так как на прошлом уроке они работали над этой проблемой. Если возникают вопросы, то дети отвечают, помогая друг другу.

- Правильно выполнять построение по формуле.

- Прочитали формулу, взяли мерку и начертили её 5раз, подписали величину А.

 

 

 

 

 

Вывод: мы умеем строить величину по заданной формуле и мерке.

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
III. Постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

1. Физкультминутка на внимание.
1 – хлопаем
2 – топаем
3 – кричим
4 – молчим

2. Практическая работа в группах

 

 

 

 

3. Решение проблемной ситуации.

 

 

 

4. Самостоятельная работа в группах.

 

 

 

 

 

 

5. Физкультминутка (подвижная)

6. Введение числовой прямой (новая тема)

 

 

 

 

 

7. Практическая коллективная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Постановка задачи на следующий урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Итоговая рефлексия.

- Вчера я получила письмо от доктора Айболита. Он просит помочь ему в лечении больных зверей. Необходимо отмерить объём лекарства в сосуды по формуле Б = 3С для лечения зверей.

Но доктор Айболит поставил нам одно условие: объём жидкости в разных сосудах должен быть везде одинаковый.

Справимся с заданием?!

- Что для этого нужно?

- А как быть с условием доктора Айболита?

- Как будем работать?

- Задание ответственное, поэтому проверим, какая группа самая внимательная.

 

 

 

 

- Покажите знаком, какая группа готова к работе.

Группам раздаются сосуды разной формы. (приложение 1)

Задание. Измерить меркой С объём жидкости, чтобы он соответствовал формуле Б = 3С.

Учитель ставит все сосуды рядом, просит сравнить объёмы жидкости в них.

- Можем ли мы ответить доктору Айболиту, что объём лекарств во всех сосудах одинаковый?

- Каким же способом мы сможем сравнить ваши результаты работы?

 

Учитель раздаёт каждой группе карточку,.на которой обучающиеся выполняют работу (пишут письмо, выполняя чертёж по схеме). (приложение 2)

 

- Напомните мне, какая должна быть мерка, если объём в сосудах одинаковый?

- Покажите знаком, кто выполнил задание.

 

Учитель помещает карточки для проверки на доску.

 

- Но разбойники по дороге чуть не заменили наши письма – чертежи другими (учитель вывешивает эти письма – чертежи на доску для обсуждения) (приложение 3)

- Как вы считаете, вы помогли вылечить доктору Айболиту больных зверей?

- Давайте отдохнём и станцуем танец “Буги- вуги”

Мартышке Чита, помощнице доктора Айболита, приходилось много раз в сосуды отмеривать лекарства меркой С. Посмотрите, что она придумала для удобства. Она налила в сосуд лекарство меркой С и сделала на стекле отметку, поставила черточку и написала цифру один. Затем ещё раз налила в сосуд лекарство меркой С и поставила ещё одну черточку и написала цифру два на сосуде и т.д. У неё получился вот такой мерный стаканчик.

- Удобно?

- А вы можете сейчас не считая сказать сколько здесь мерок С налито?

- А как вы это поняли?

- Давайте сейчас начертим такой же удобный чертёж с делениями, черточками, с мерками шагами и цифрами для записи результатов измерения.

Учитель работает у доски, а обучающиеся работают в тетрадях.

- Что за линия получилась?

- На ней есть числа. Значит это какая прямая?

- Что ещё есть на числовой прямой?

- Какие должны быть мерки – шаги?

- Что обозначает этот значок?

- А как на числовой прямой показано направление отсчёта мерок – шагов?

- Что можно делать на числовой прямой?

- С какой прямой удобнее работать?

- Но разбойники опять хотели заменить нашу числовую прямую своей и послать её доктору Айболиту (учитель вывешивает на доску различные варианты числовой прямой). (приложение 4)

- Ребята, это прямые линии?

- Есть ли на этих прямых числа-мерки?

- Есть ли мерки – шаги?

- А видите ли какие-нибудь ошибки?

- Вот на вопрос “Всё ли здесь правильно?” вы ответите завтра.

- Что мы будем делать завтра?

- Умеем ли мы самостоятельно строить числовую прямую?

- Что нового мы узнали?

- Что было интересно?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

 

 

 

- Да.

- Для этого нужно взять сосуд и мерку.

- Нам необходима всем одинаковая мерка.

-Так как 4 сосуда, разделимся на 4 группы.

 

 

Дети следят за цифрами, которые показывает учитель, и выполняют задание по указанию.

 

Дети берутся за руки в группе и поднимают их вверх.

 

 

Выполнив задание, дети знаком показывают , что группа готова ( берутся за руки и поднимают их вверх).

- Нет, так, как уровень жидкости во всех сосудах разный из-за того, что сосуды разной формы.

После обсуждения и разных версий дети приходят к выводу, что необходимо написать письмо доктору Айболиту в виде чертежа, и указать там сколько мерок каждая группа наливала в сосуд т.е смоделировать свои действия на чертёже.

 

- Мерка должна быть одинаковая.

Выполнив задание, дети знаком показывают, что группа готова ( берутся за руки и поднимают их вверх).

Группы сравнивают свои результаты (письма) и приходят к выводу, что у всех объём лекарств одинаковый.

После фронтального обсуждения дети делают вывод: чтобы правильно выполнить это задание, нужно следить, чтобы мерка была одинаковая, количество мерок соответствовало формуле.

- Да

Обучающиеся повторяют за учителем движения в танце.

 

 

 

- Да.

- Да. 6 мерок.

- Посмотрели до какого деления (черточки) налито лекарство и какая цифра написана рядом.

 

Совместно с учителем строят числовую прямую, отмечая мерки – шаги, направление движения отсчёта мерок, числа и т.д.

- Прямая?

- Числовая прямая.

- Мерки – шаги.

- Одинаковые.

- Начало отсчёта мерок – шагов.

- Стрелочкой.

 

- Показывать значение величины.

- С прямой, где уже отмечены числа, так как сразу можно показать нужную величину.

- Да, это прямые.

- Да, есть.

- Да.

Дети отвечают: “да” и “нет”. Мнения разделились.

 

- Будем обсуждать, какие ошибки допустили разбойники в построении числовой прямой.

- Сегодня мы только познакомились с числовой прямой, а завтра будем учиться её строить.