Разработка нетрадиционного урока по русскому языку в 5-м классе. Урок-КВН "Путешествие по лексике"

Разделы: Русский язык


ТИП УРОКА. Промежуточный контроль по разделу “Лексика”.

ЦЕЛИ УРОКА:

Познавательные:

  • формировать умения применять полученные знания в нестандартной ситуации;
  • продолжить обучение умению самостоятельно добывать знания на.основе взаимосотрудничества и работе в команде.

Развивающие:

  • продолжить формировать у учащихся умение определять объекты орфографического внимания, выделять их основные признаки, сопоставлять и противопоставлять;
  • продолжать работу над речью учащихся в плане усиления ее коммуникативных свойств (экспрессивность, выразительность);
  • развитие общеучебных умений и навыков( самостоятельно работать над данным материалом в команде).

Воспитывающие:

  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе;
  • воспитание умения слушать и говорить;
  • воспитание аккуратности и внимания;
  • воспитание бережного отношения и любовь к родному языку.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

- заранее класс разделить на равноценные команды;

- выбрать капитанов;

- пригласить членов жюри (старшеклассников или учителей);

- дать контрольные вопросы для повторения и подготовки:

  1. Что изучает лексика?
  2. Как образуются слова в русском языке?
  3. На какие две группы делятся морфемы?
  4. Роль приставки в русском языке.
  5. Что такое корень слова?
  6. Для чего нужны суффиксы.
  7. Почему окончание - значимая часть слова?
  8. Каков состав лексики русского языка.
  9. Повторите иностранные слова.

ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА.

Перед началом УРОКА-КВНа желательно класс украсить различными смешными рожицами и воздушными шарами для создания хорошего настроения, организовать музыкальные заставки.

ПЛАН УРОКА

1 .Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся.(3адания КВНа)

3. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА-КВНа:

I. Организационный момент (Приветствие и пожелание учащимся у спехов и побед при выполнении заданий КВНа)

П. КВН:

1-й конкурс: ( Конкурс оценивается 3 балла)

РАЗМИНКА (Повторение теории. Каждая команда вытягивает вопрос.

А) Первая команда- Что изучает лексика?
Б) Вторая команда- Как образуются слова в русском языке?
В) Третья команда- На какие две группы делятся морфемы?

2-й конкурс: (Конкурс оценивается 7 баллов)

ПУТЕШЕСТВИЕ С ВЕСЕЛЫМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ от станции до города .

(Докажите, что приставка значимая часть слова. Кто больше использует приставок.

Каждой команде дается одинаковая картинка (рисунок № 1)

“Жили- были два друга и на станции . Однажды отправились они в долгое путешествие в город , который находился на другом берегу реки...”

3-й конкурс: (Конкурс оценивается 3 балла)

КОНКУРС КАПИТАНОВ “ЧТО НАМ СТОИТ СЛОВО ДОСТРОИТЬ”

(Образуйте слова по заданной схеме. Каждому капитану достается конверт с зашифрованным словом, необходимо определить часть речи, форму слова, определить значение этого слова)

А) Первому капитану достается схема

Б) Второму-

В) Третьему-

4-й конкурс:

“РАЗБЕРИТЕСЬ С ЗАГАДОЧНЫМИ РИСУНКАМИ” (Цена конкурса 6 баллов)

(Учащиеся должны доказать, что окончание - значимая часть слова и расписать падежные окончания на одинаковых деталях( у каждого предмета их по шесть)

А) Первой команде достается ЦВЕТИК-ШЕСТИЦВЕТИК (рисунок № 2)
Б) Второй- ОРНАМЕНТ (рисунок № 3)
В) Третьей- ПЕТУХ (рисунок № 4)

5-й конкурс:

“ПОМОГИТЕ ЗОЛУШКЕ РАЗОБРАТЬСЯ СО СЛОВАМИ”

(Команды получают конверты, в которых на отдельных листочках написаны слова

русские и иностранные. Команды должны разложить слова по стопкам.)

Ш. Подведение итогов игры:

Сегодня мы с вами в такой игровой форме повторили и я, надеюсь, закрепили полученные знания по разделу “ЛЕКСИКА”.

А теперь многоуважаемое ЖЮРИ подведет итоги, и мы узнаем, какая же команда оказалась лучшей.. .(Подводятся итоги)

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ КВНа:

1. РАЗМИНКА:

А) Лексика изучает слово, его строение и словарный состав языка.

Б) Слова в русском языке образуются следующими способами:

  • приставочным;
  • суффиксальным;
  • приставочно-суффиксальным;
  • способом сложения.

В) Морфемы делятся на словообразующие и формообразующие.

2. “ПУТЕШЕСТВИЕ С ВЕСЕЛЫМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ”

Вышли

Пошли

Перешли

Подошли

Пришли

Вошли

3. “ЧТО НАМ СТОИТ СЛОВО ДОСТРОИТЬ”

А) Имя существительное одушевленное, множественного числа, в творительном падеже, обозначает детеныша животного ( утятами, котятами. . .)
Б) Имя прилагательное в единственном числе, в именительном падеже, обозначает цвет со значением (чуть-чуть).
В) Глагол неопределенной формы, несовершенного вида; обозначает действие, которое еще не выполнено.

4. РАЗБЕРИТЕСЬ С ЗАГАДОЧНЫМИ РИСУНКАМИ:

Учащиеся должны расписать падежные окончания имен существительных.

5. “ПОМОГИТЕ ЗОЛУШКЕ РАЗОБРАТЬСЯ СО СЛОВАМИ”

Русские слова: Иностранные слова
Ступа Шоколад
Лапти Мастер
Кольчуга Костюм
Врата Галстук