ТИП УРОКА. Промежуточный контроль по разделу “Лексика”.
ЦЕЛИ УРОКА:
Познавательные:
- формировать умения применять полученные знания в нестандартной ситуации;
- продолжить обучение умению самостоятельно добывать знания на.основе взаимосотрудничества и работе в команде.
Развивающие:
- продолжить формировать у учащихся умение определять объекты орфографического внимания, выделять их основные признаки, сопоставлять и противопоставлять;
- продолжать работу над речью учащихся в плане усиления ее коммуникативных свойств (экспрессивность, выразительность);
- развитие общеучебных умений и навыков( самостоятельно работать над данным материалом в команде).
Воспитывающие:
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе;
- воспитание умения слушать и говорить;
- воспитание аккуратности и внимания;
- воспитание бережного отношения и любовь к родному языку.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
- заранее класс разделить на равноценные команды;
- выбрать капитанов;
- пригласить членов жюри (старшеклассников или учителей);
- дать контрольные вопросы для повторения и подготовки:
- Что изучает лексика?
- Как образуются слова в русском языке?
- На какие две группы делятся морфемы?
- Роль приставки в русском языке.
- Что такое корень слова?
- Для чего нужны суффиксы.
- Почему окончание - значимая часть слова?
- Каков состав лексики русского языка.
- Повторите иностранные слова.
ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА.
Перед началом УРОКА-КВНа желательно класс украсить различными смешными рожицами и воздушными шарами для создания хорошего настроения, организовать музыкальные заставки.
ПЛАН УРОКА
1 .Организационный момент.
2. Проверка знаний учащихся.(3адания КВНа)
3. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА-КВНа:
I. Организационный момент (Приветствие и пожелание учащимся у спехов и побед при выполнении заданий КВНа)
П. КВН:
1-й конкурс: ( Конкурс оценивается 3 балла)
РАЗМИНКА (Повторение теории. Каждая команда вытягивает вопрос.
А) Первая команда- Что изучает лексика?
Б) Вторая команда- Как образуются слова в русском языке?
В) Третья команда- На какие две группы делятся морфемы?
2-й конкурс: (Конкурс оценивается 7 баллов)
ПУТЕШЕСТВИЕ С ВЕСЕЛЫМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ от станции до города .
(Докажите, что приставка значимая часть слова. Кто больше использует приставок.
Каждой команде дается одинаковая картинка (рисунок № 1)
“Жили- были два друга и на станции . Однажды отправились они в долгое путешествие в город , который находился на другом берегу реки...”
3-й конкурс: (Конкурс оценивается 3 балла)
КОНКУРС КАПИТАНОВ “ЧТО НАМ СТОИТ СЛОВО ДОСТРОИТЬ”
(Образуйте слова по заданной схеме. Каждому капитану достается конверт с зашифрованным словом, необходимо определить часть речи, форму слова, определить значение этого слова)
А) Первому капитану достается
схема Б) Второму- В) Третьему- |
4-й конкурс:
“РАЗБЕРИТЕСЬ С ЗАГАДОЧНЫМИ РИСУНКАМИ” (Цена конкурса 6 баллов)
(Учащиеся должны доказать, что окончание - значимая часть слова и расписать падежные окончания на одинаковых деталях( у каждого предмета их по шесть)
А) Первой команде достается | ЦВЕТИК-ШЕСТИЦВЕТИК | (рисунок № 2) |
Б) Второй- | ОРНАМЕНТ | (рисунок № 3) |
В) Третьей- | ПЕТУХ | (рисунок № 4) |
5-й конкурс:
“ПОМОГИТЕ ЗОЛУШКЕ РАЗОБРАТЬСЯ СО СЛОВАМИ”
(Команды получают конверты, в которых на отдельных листочках написаны слова
русские и иностранные. Команды должны разложить слова по стопкам.)
Ш. Подведение итогов игры:
Сегодня мы с вами в такой игровой форме повторили и я, надеюсь, закрепили полученные знания по разделу “ЛЕКСИКА”.
А теперь многоуважаемое ЖЮРИ подведет итоги, и мы узнаем, какая же команда оказалась лучшей.. .(Подводятся итоги)
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ КВНа:
1. РАЗМИНКА:
А) Лексика изучает слово, его строение и словарный состав языка.
Б) Слова в русском языке образуются следующими способами:
- приставочным;
- суффиксальным;
- приставочно-суффиксальным;
- способом сложения.
В) Морфемы делятся на словообразующие и формообразующие.
2. “ПУТЕШЕСТВИЕ С ВЕСЕЛЫМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ”
Вышли
Пошли
Перешли
Подошли
Пришли
Вошли
3. “ЧТО НАМ СТОИТ СЛОВО ДОСТРОИТЬ”
А) Имя существительное одушевленное, множественного числа, в творительном падеже, обозначает детеныша животного ( утятами, котятами. . .)
Б) Имя прилагательное в единственном числе, в именительном падеже, обозначает цвет со значением (чуть-чуть).
В) Глагол неопределенной формы, несовершенного вида; обозначает действие, которое еще не выполнено.
4. РАЗБЕРИТЕСЬ С ЗАГАДОЧНЫМИ РИСУНКАМИ:
Учащиеся должны расписать падежные окончания имен существительных.
5. “ПОМОГИТЕ ЗОЛУШКЕ РАЗОБРАТЬСЯ СО СЛОВАМИ”
Русские слова: Иностранные слова Ступа Шоколад Лапти Мастер Кольчуга Костюм Врата Галстук