ЦЕЛИ:
- Познакомить с алгоритмом нахождения значения выражения со скобками. Совершенствовать вычислительные навыки.
- Развивать умения решать задачи в 2 действия на уменьшение на несколько единиц и нахождение суммы. Задачи логического характера.
- Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру и логические задания. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- абаки,
- рисунки с изображениями Кощея Бессмертного, Бабы-Яги, Ивана-Царевича, Змея Горыныча, Василисы Прекрасной,
- карточки с числами, буквами,
- карточки для индивидуальной работы,
- схемы задачи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Сегодня в класс к нам пришли гости. Повернитесь, поприветствуйте их. Подравняйтесь, тихонечко садитесь.
2. Объявление темы урока.
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в Тридевятое государство, а отнесут нас туда волшебные пятерки. Чем лучше вы напишите, тем быстрее мы окажемся в сказке.
3. Каллиграфическая минутка.
Письмо цифры “5” (Ведем от верхней границы клетки линию до середины, прописываем второй элемент — овал: закругление и еще раз закругление, отрываем руку и прописываем верхний элемент цифры)
4. Устный счет.
Сказка начинается, В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили-были Иван-Царевич (рис.1) и Василиса Прекрасная (рис.2). Однажды Василиса исчезла. Иван Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти? Где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем, если правильно будем считать устно. (Дети показывают ответы на абаках.)
рис.1 | рис.2 |
А)
12-3 73-3 8+5 84-80 60-40 20+30
(Примеры читаю по-разному)
Б) Устные задачи.
На Земле 4 океана, а материков на 2 больше. Сколько материков на Земле?
В) Найдите “лишнее” число. Расположите числа в порядке убывания.
35 73 33 40 13 23
В порядке убывания: 73 35 33 23 13
Теперь перевернем карточки. Что получилось? (КОЩЕЙ)
Кто же похитил Василису? (рис.3) (КОЩЕЙ)
рис.3
5. - Иван-Царевич отправился в путь дальше. Но Кощей послал Змея Горыныча (рис.4) погубить Ивана-Царевича. Нужно победить все три головы, Змея.
рис.4
Выполнение детьми заданий в З уровня сложности. Самостоятельная работа.
1 карточка (вычисли)
7+3+8+2= 20
6+4+8+2= 20
18+2+11+9= 40
17+3+5+5= 30
2 карточка (Вычисли удобным способом)
7+8+3+2= 20
6+2+8+4= 20
18+11+2+9= 40
17+5+5+3= 30
З карточка (Сравни, поставь знаки <, >, =)
12-6 14-5 <
15-9 13-9 >
12+10 10+12 =
16-8 1 1-3 =
Проверка фронтальная.
- Свалили мы Змеиные головы? Молодцы!
6. - Идет Иван-Царевич. Видит, густой лес. Избушка на курьих ножках стоит, а в ней Баба Яга (рис.5). Баба Яга говорит Ивану: “Если сделаешь то, что раньше никогда не делал, скажу, где Кощей живет. Поможем Ивану-Царевичу?”
рис.5
Дано два выражения:
10-5+2=7 и 10-(5+2)=3
- Что общего вы заметили в этих выражениях? (числа и действия одинаковые)
- Почему же тогда в примерах разные ответы? Прочитайте второй пример (из числа 10 вычесть сумму чисел 5 и 2). Это значит, что сумма записывается в скобках.
Мы сказали, что из числа вычитаем сумму. Как будем вычислять? (Сначала найдем сумму).
Сначала найдем в скобках, затем вычтем.
- Можно сверху указать порядок, а можно порядок не указывать, а записать промежуточный ответ сверху.
(Учебник с.32) Правило.
Физкультминутка (подражание различным животным).
№1 с.32. Закрепление нового материала.
1 строчка - самостоятельно с взаимопроверкой, 2 строчка - домашнее задание.
Молодцы! Справились с заданием. Баба Яга сказала, как найти Кощея.
7. Добрался Иван-Царевич до Кощея. А он встретил Ивана-Царевича такими словами: “Раз ты смог добраться до меня, выполни мое задание и Василиса твоя! Если не выполнишь, голова с плеч!”
Задача от Кощея.
В моем саду растет волшебная яблоня с золотыми и серебряными яблочками. Золотых яблок на ней 12, а серебряных на 4 яблока меньше, чем золотых. Сколько всего золотых и серебряных яблочек растет на яблоне?
А) Выбор схемы.
Б) Запись краткой записи (сама).
В) Решение (“ведёт” ребёнок). Решение по действиям и выражением со скобками.
Г) Проверка.
8. Ну, Иван, забирай Василису - сказал Кощей. “Только сначала догадайся, где она. У меня 4 башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой. Где она?”
рис.6
Ответ: В третьей башне.
9. Итог.
- Хорошо! Спасли мы Василису? Да! Вот видите, как хорошо мы потрудились! Это потому, что все вместе работали. Для общего дела старались. Спасибо всем, но особенно хорошо потрудились (перечисляю).
(Похлопаем себе).