Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Цель урока: научиться:
- прогнозировать сдвиги спроса и предложения в зависимости происходящих событий
- анализировать изменение спроса и предложения под влиянием различных факторов
- изображать графически изменение спроса и предложения
- определить направление изменение равновесной цены и равновесного количества под воздействием сдвигов кривой спроса и кривой предложения.
Форма проведения урока: работа в группах.
Раздаточный материал:
- По одной копии упражнения 1А, 1Б, 1В, 1Г
- Упражнения №2.
- Демонстрационный материал №1 .2
Опорные термины:
- Рыночное равновесие
- Равновесная цена
- Равновесное количество
- Детерминанты спроса
- Детерминанты предложения
Требуемое время – один урок
Порядок проведения урока.
Повторить опорные понятия, пользуясь демонстрационным материалом.
Класс разделить на 4 группы. Они будут самостоятельно выполнять задания.
Для ввода в игровую ситуацию вместе с участниками необходимо обсудить их функциональные роли.
Скажите ученикам, что они будут представлять фирму, которой поступили заказы на изучение коньюктуры рынков. Заказчикам необходимо выяснить, как различные комбинации изменения факторов спроса и предложения, которые когда-либо происходили или могут произойти, влияют на равновесную цену и равновесное количество. Заказ необходимо сделать в кратчайший срок и представить аналитический отчет по всем возможным ситуациям для заказанных рынков, поэтому специалисты компании должны разделиться на группы.
Объясните, что описанное событие в карточке влияет на рынок. Пусть каждая группа:
- определит, что подверглось изменению спрос или предложение, или то и другое одновременно:
- определит фактор, который повлиял на изменение;
- определит, как и почему они изменились;
- нанесет изменения на исходную диаграмму равновесного рынка;
- укажет, как изменились равновесная цена и равновесное количество.
После окончания работы (в течение 20 минут), группы обмениваются выполненными заданиями и проверяют правильность выполнения.
Покажите демонстрационный материал 1. Каждая группа должна представить результаты по следующему алгоритму:
- Прочитать событие;
- Назвать фактор, к которому относится условие в задании;
- Определить на спрос или предложение повлиял этот фактор;
- Нанести изменения на общую диаграмму в соответствии с ситуацией изменения спроса и предложения (демонстрационный материал 2) и показать новые Ре и Qe.
- Объяснить, что произошло с Ре и Qe.
- Отразить вывод
Если изменяется только спрос при неизменном предложении, что происходит с Ре и Qe (увеличение спроса способствует увеличению и Ре, и Qe; уменьшение спроса способствует уменьшению и Ре, и Qe
Если изменяется только предложение при неизменном спросе и, что происходит с Ре и Qev (увеличение предложения способствует снижению Ре и увеличению Qe; уменьшение предложения способствует росту Ре и уменьшению Qe
Если спрос и предложение одновременно растут, что происходит с Ре и Qe? (в этом случае Qe тоже растет, а Ре может увеличиться, уменьшиться или не измениться – это будет зависеть от того, насколько по отношению друг другу изменяются спрос и предложение).
Если спрос и предложение одновременно уменьшаются, что происходит с Ре и Qe? (в этом случае Qe тоже сокращается, а Ре может увеличиться, уменьшиться или не измениться – это будет зависеть от того, насколько по отношению друг другу изменяются спрос и предложение)
Если спрос растет, а предложение уменьшается, что происходит с Ре и Qe? (в этом случае Ре однозначно увеличиться, a Qe может увеличиться, уменьшиться или не измениться – это будет зависеть от того, насколько по отношению друг другу изменяются спрос и предложение)
Если спрос уменьшается, а предложение растет, что происходит с Ре и Qe? (в этом случае Ре однозначно снижается, a Qe может увеличиться, уменьшиться или не измениться – это будет зависеть от того, насколько по отношению друг другу изменяются спрос и предложение)
ОЦЕНКА
Для оценки контроля знаний данного урока раздайте каждому ученику копию упражнения 2.