Цели:
- Добиться усвоения особенностей строения и процессов жизнедеятельности шляпочных грибов.
- Создать условия для определения взаимосвязи и взаимодействия шляпочных грибов и растений, отличие съедобных и ядовитых грибов.
- Создать условия для изучения правил сбора грибов и правил оказания первой помощи при отравлении грибами.
- Организовать ситуацию для развития рефлексивных способностей личности
- Содействовать воспитанию коммуникативной культуры.
Ход урока
Вопрос:
Какие царства существуют?
Какие царства мы изучили?
Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями питания, размножения еще одного царства. А какого? Вы узнаете, отгадав загадку:
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Он бывает очень рад,
Коли дождик и тепло,
Он считает – повезло
Сегодня на уроке мы познакомимся с царством грибов. Узнаем о строении, питании, размножении грибов, научимся отличать грибы
Запись темы урока в тетрадь.
В некотором царстве, в грибном государстве жил был царь грибов- крепкий, с толстой коричневой ножкой
На доске вывешивается аппликация плодового тела
Это часто мы называем грибами неправильно. Ведь не называют люди яблоко - яблоней, а яблоню – яблоком. А вот у грибов так называют, т. к нам видно только плодовое тело, а сам гриб (мицелий, грибница) спрятан. У большинства грибов плодовое тело образовано шляпкой и пеньком, поэтому и называются шляпочные грибы. Если там, где снят гриб, слегка раздвинуть почву, то можно обнаружить тонкие ветвящиеся нити- гифы гриба или грибницу. Грибница – главная часть гриба.
А вот какие удивительные ассоциации вызывает появление плодового тела у тонкого наблюдательного писателя М.М.Пришвина безгранично любящего русскую природу.
“Соберитесь в себе до конца в лесной тишине и тогда, может быть, усмотрите, как напрягаясь лбом своим, белым и мокрым, сыроежка поднимает над собой земляной потолок с мхом, хвоинками, веточками и ягодками брусники. Идите, вглядывайтесь, и вы непременно, глядя в гриб, вспомните, как у нас, у людей, в тяжкое время, когда люди гибли на полях, на горах, в воде и воздухе, женщина незаметно для глаза выходила из-под земли и поднимала над собой крышу тюрьмы своей и брала жизнь в свои руки”.
Вопрос: С чем сравнивается гриб?
Мы замечали, что определенные грибы предпочитают соседство определенных деревьев? Наверное, это не случайно. Какой вопрос в связи с этим мы можем рассмотреть? (Взаимосвязи растений и грибов)
Он (царь) любил больше всего отдыхать среди зеленых мхов под деревьями и раскидистыми кронами, Все грибы относятся к нему с почтением. Неподалеку жили братья; один – под деревьями, у которых листочки дрожали в сухую погоду.
Вопрос: Что это за гриб?
Другой под деревьями, которые все любят называть ”русские красавицы”
Вопрос: Что это за гриб? Назовите его.
По соседу в царстве жил другой царь. Он боялся света, а поэтому прятался в лесной подстилке. Кожа у него была бледная, нежная, хрупкая. Окружала его свита грибов желтых, оранжевых, синих, которые тоже боялись света.
Задание: Назовите их, покажите по таблице.
Вопрос: Чем они отличаются от братьев царя грибов?
Задание: Рассмотрите грибы. Сравните нижнюю сторону шляпки грибов. Одинакова ли она?
Составляется схема:
В царстве жили лекари, которые должны были знать строение грибов, чтобы лечить их болезни. Давайте и мы побудем лекарями, для этого выполним лабораторную работу.
Работа в тетрадях:
Выполнение лабораторной работы: Тема “ Строение плодовых тел шляпочных грибов”
Вопрос: Все ли грибы, которые встречаются вам в лесу, вы собираете в свою корзину? (Значит необходимо выяснить отличные признаки съедобных грибов).
В царстве жили грибы-выскочки, надменные с ядовитым характером, гордые тем, что их иногда поедали лоси и волки, когда болели, но никто ни белки, ни ежи, ни люди их не рвали, т.к. они были очень ядовиты. Одним из таких грибов является поганка. Послушайте стихотворение:
Где шишки пустышки
Ощерили лапки
Живет под сосною
В лесной тишине
Гражданка поганка
В коричневой юбке
И модном кашне
Заходит поганка
Погодою летней
К соседям попить
Голубую росу
И всюду разносит
Поганые сплетни
Про тех, кто живет
Судачит о белке
О том, что орехи
От всех она прячет
В дупле под листком.
Что ходит лисица
В искусственном мехе
И дразнит волчицу
Пушистым хвостом.
Про дятла пускает
Недобрые слухи
О том, что, мол портит
Деревья в лесу.
Болтает про зайца
Что трус длинноухий
Взобрался на ель,
Увидав стрекозу.
Бездельем ее
Возмущаются грузди,
Опенки ее
Попрекают враньем.
Волнушки, волнуясь
Заводят с ней споры,
И лишь ядовиты
Грибы мухоморы
Поганке поддакивать
Любят во всем.
А если придут
Грибники спозаранку,
То сев на виду под сосновым стволом,
Ненужная людям гражданка-поганка
Прикинуться метит хорошим грибом.
Цвет шляпки меняет
Обманщица в спешке,
Чтоб стал он на шляпки другие похож,
И делает вид, что она сыроежка,
А может опенок, а может волнушка,
А может лисичка, никак не поймешь.
А нынче в лесу
Под густою осинкой
Гражданка – поганка
Нашла себе кров.
И к мальчику Пете
Попала в корзинку
В компанию честных сьедобных грибов.
Уселась меж ними,
Но старшие дети
Поганку со всех оглядели сторон,
И дружно сказали смущенному Пете:
А ну-ка поганку выбрасывай вон!
И так и осталась одна на полянке
Под ливнем осенним
В лесной тишине
Гражданка поганка
В коричневой юбке
И модном кашне
Вопрос: Какие еще ядовитые грибы? Найдите их на таблице, муляжах и назовите отличие съедобных и ядовитых грибов.
Запись в тетрадь:
Отличие ядовитых и съедобных:
- Пленочное кольцо (кроме опенка)
- Цвет нижней стороны шляпки
- Изменение цвета мякоти
- Бородавки и лоскутки на шляпке
- Ярко окрашенные пластинки, запах
А так как грибы все жители грибного царства были не зеленые, то они имели тайную кухню под лесной подстилкой, которая находилась под деревьями в тени.
Вопрос: А как грибы питаются? Грибы зеленые или нет? Образуются ли в них органические вещества?
Чтобы ответить на эти вопросы обратимся к учебнику и составим схему, на какие группы делятся грибы по способу питания
Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой появляются черные споры – их будущие детки Когда они попадут в землю, из них прорастут новые грибница, а на ней образуются маленькие бугорки - плодовые тела. Детки растут медленно, но они не любят ,когда разрывают вокруг них подстилку, от этого они умирают.
Вопрос: Давайте подумаем, как правильно собирать грибы?
Чтобы не отравиться будьте внимательны при сборе грибов. А если все-таки случилось отравление грибами, что нужно предпринять? (Вызвать врача). До приезда доктора, чем мы можем помочь больному? Давайте выясним и такой вопрос: Первая помощь при отравлении грибами. (сообщение учащегося)
Запись в тетрадь:
Первая помощь при отравлении грибами :
- Вызвать врача
- Очистить желудок (раствор марганцовки)
- Очистить кишечник (клизма)
- Обильное питье
2. Закрепление изученного:
Ребята, мы сегодня узнали достаточно много о шляпочных грибах, давайте проверим, сможем ли мы найти биологические ошибки у взрослых людей поэтов:
Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся
(Корешка у грибов нет. Функция корней выполняет грибница)
Сморчками полно лукошко,
А опенков некуда деть.
У камня большого черника
Раскинула листьев сеть.
(Сморчки и опята созревают в разное время)
Выполнение теста:
1. Какие вещества поглощает гриб из корней деревьев?
А) минеральные вещества
Б) органические вещества
В) воду
2. Какие вещества получают корни деревьев от грибов?
А) минеральные вещества
Б) органические вещества
В) воду
3. Какие способы питания характерны для грибов7
А) сапрофитный
Б) паразитный
В) гетеротрофный
Итог урока.
Домашнее задание:
- Сделать рекламу белого гриба
- Сделать рекламу мухомора
- Написать письмо шампиньона, выращенного в теплице, своим лесным сородичам.