Цель встречи: закрепление пройденного материала.
Задачи:
- заинтересовать учащихся в изучении мировой культуры;
- дать возможность проявить творчество в различных видах искусства;
- сплотить коллектив класса.
Тексты изречений, которыми оформлен зал.
- “В том-то и праздник настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно” Ф.М. Достоевский
- “Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа” Б. Ауэрбах
- “Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат” Леонардо-да-Винчи
- “Поэзия – музыка души” Вольтер
Звучит музыка эпохи Возрождения.
Ведущий 1:
Искусство – зеркало,
И отразилось в нём всё то,
Что нынешним у нас зовётся днём,
С его заботами, трудами
И зреющими в нём грядущими годами.
Мазок на полотне, слова стихотворений,
Волненье скульптора, певучий взлёт смычка –
Так сохранит наш день для новых поколений
Картина, музыка и точная строка.
Ведущий 2:
Здравствуйте, друзья. Сегодня наша школа представляет собой музей искусства, где состоится встреча с прекрасным и вечным. Почему искусство вечно? Потому что оно отражает жизнь. Потому что всегда есть талантливые люди, которые понимают искусство, знают, ценят его и сохраняют на века. Мы сегодня встречаемся с ними.
Ведущий 1:
Команды эрудитов продемонстрируют знания в области мирового искусства с древних времён до эпохи Просвещения. А помогут нам в этом музы Аполлона. Они представят различные виды искусства и помогут в награждении. Самые активные болельщики могут тоже получить приз. В добрый путь!
Конкурс начинается с музыкальных позывных. Выходят исполнители ролей Мельпомены (музы трагедии) в чёрном костюме с маской трагедии в руке и Талии (музы комедии) в белом костюме с маской комедии в руках.
МЕЛЬПОМЕНА:
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь письмена. (И.Бунин)
ТАЛИЯ:
Всё было встарь, всё повторится снова,
И сладок нам лишь узнаванья миг! (О.Мандельштам)
Ведущий 2: обращается к болельщикам с вопросами:
- Вы, наверное, поняли, что вас приветствовали музы трагедии и комедии. Назовите их имена. (Мельпомена, Талия)
- Назовите главного Бога Олимпа (Зевс)
- Как звали греческую богиню Земли? (Гера)
- Назовите имена богини любви в Греции и Риме. (Афродита, Венера)
- Кто автор “ИЛИАДЫ” и “ОДИССЕИ” (Гомер)
Ведущий 1:
Вы показали знания Античной культуры. А теперь предоставим возможность знатокам ответить на более трудные вопросы.
- Назовите имена и род занятий всех муз Аполлона – покровителя искусства.
- Вы знаете, что прекрасный певец Орфей, о котором сложено столько легенд, мифов, сказаний, написано картин, музыкальных произведений был сыном Аполлона, а кто же из ( муз была его мать?
- За три минуты перечислите (запишите) 12 подвигов Геракла.
КАЛЛИОПА:
Все былые страсти, все тревоги
Навсегда забудь и затаи…
Вам молюсь я, маленькие боги,
Добрые хранители мои.
“Молитва” В. Ходасевич
Вопрос: Перед какими богами приклоняется поэт?
Ответ: Перед мышами. В Древней Элладе существовал культ Аполлона мышиного повелителя. Существует связь между словами МУЗА и МЫШЬ. У всех народов с мышами связано много верований и примет. Немудрено, что поэт молился им и пытался их задобрить. Ведь “мыши” это “музы”. А для поэта нет ничего дороже музы-вдохновения.
КЛИО: муза истории выходит со свитком в руке
Ржавеет золото, и истлевает сталь.
Крошится мрамор
К смерти всё готово.
Всего прочнее на Земле печаль
И долговечней царственного слова. (А. Ахматова)
Ведущий 2 обращается к болельщикам:
Как вы поняли, речь пойдёт о вечной книге “БИБЛИИ”. Наверное, вы уже знаете, что БИБЛИЯ самая читаемая книга в мире. Она занимает первое место по переводам, а также первое место по тиражу. Вы знаете многие библейские истории и сможете ответить на вопросы.
- Что означает слово Библия? (книга)
- Сколько книг в Библии? (77)
- Кто является автором Библии? (разные авторы)
- Из каких частей состоит эта книга? (Ветхий и Новый Завет)
- Что такое ЕВАНГЕЛИЕ? (Благая весть о Иисусе Христе)
- Что такое апокалипсис? (часть Библии, где предсказание о конце Света)
Вопросы знатокам.
1. Бытует выражение: “Бог создал человека по Своему образу и подобию”. В БИБЛИИ читаем “И сказал Бог – сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему” – так по чьему подобию Бог создал человека?
Ответ: Бог говорит о себе во множественном числе, потому что он триедин – Отец, Сын и Дух Святой.
2. В БИБЛИИ читаем: “Всему своё время, и время всякой вещи под небом, время рождаться, время умирать; время насаждать и время вырывать насаженное! Время убивать, и время врачевать, время разрушать, и время строить, время разбрасывать камни, и время собирать камни”.
Кому принадлежат эти слова?
Ответ: (ЕККЛЕСИАСТУ или Проповеднику)
Выходит муза пантомимы Полигимния в чёрном костюме с белой короной на голове
ПОЛИГИМНИЯ
Мню я быть мастером,
Затосковав о трудной работе,
Что останавливать?
Мрамора гиблый разбег и крушение,
Лить жеребцов из бронзы гудящей,
С ноздрями, как розы,
И быков, у которых острые рёбра.
Веки тяжелых каменных женщин
Не дают мне покоя…
(П. Васильев “Быть мастером”)
Ведущий обращается к болельщикам.
Поговорим о таких видах искусства, как скульптура и архитектура.
- Перечислите шедевры мировой скульптуры и архитектуры Древнего Египта, Греции, Рима, Китая, Месопотамии, Индии.
- Назовите знаменитых скульпторов и архитекторов Древних цивилизаций.
Вопросы знатокам:
- Перед вами статуя “ДАВИД” – кто скульптор статуи и каков её размер? (Микеланджело, около 5 метров)
- Скульптура, как вид искусства имеет несколько видов: – станковая, монументальная, монументально-декоративная, декоративно-прикладная. К какому виду принадлежат эти произведения? (демонстрируются на экране по выбору учителя)
- В каком греческом ордере сооружен знаменитый ПАРФЕНОН? (дорический)
- Определите стиль архитектурного сооружения (на экране демонстрируются архитектурные сооружения по выбору учителя).
Выходит муза лирической поэзии Евтерпа.
ЭВТЕРПА:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас.
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас.
Её глаза, как два тумана,
Полуулыбка, полуплачь,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцает
Её прекрасные глаза.
(Н.Заболоцкий “Портрет”)
Ведущий:
Вы догадались, что следующий конкурс нашей встречи – живопись. Я ещё раз напоминаю, что мы говорим об искусстве определённого исторического периода: с древних времён до XVII века. Поэтому вам легче определиться в этом виде искусства, ограничиваясь рамками этого периода. Вопросы:
- Как называется роспись по сырой штукатурке? (фреска)
- Автор иконы “ТРОИЦА” (А.Рублёв)
- Самый древний вид изобразительного искусства? (наскальный)
- Кто написал картину “Сикстинская мадонна”? (Рафаэль)
- Самая знаменитая картина Леонардо да Винчи? (Джоконда)
Вопросы знатокам:
- Кто из художников жил и творил раньше Тициан или Рублёв? (А.Рублёв – первая четверть XV в., Тициан – XVI в.)
- Итальянский художник эпохи Возрождения – мастер колорита? (Леонардо да Винчи)
На сцене появляется муза эпической поэзии Каллиопа.
КАЛЛИОПА:
Бывает так, какая-то истома.
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и тленных голосов,
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается, какой то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов звонов
Встаёт один, всё победивший звук.
Там вокруг его неповторимо тихо,
Что слышно, как в лесу растёт трава,
Как по земле идёт с котомкой лихо,
Но вот уже послышались слова
И лёгких рифм сигнальные звоночки,
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
Ведущий:
Мы уже касались прекрасного вида искусства литературы. Сейчас эрудиты блеснут своими знаниями в поэзии и драматургии.
- Что такое куртуазная литература и когда она возникла? Куртуазная (или рыцарская литература) появилась в XII веке во Франции. Прославлялись рыцарские подвиги и дама сердца. Пример: “Тристан и Изольда”
- Выдающимся человеком эпохи Возрождения был Шекспир. Он создал английский национальный театр и написал много пьес. Вы знаете “самую печальную повесть на свете – повесть о Ромео и Джульетте”. В чёрном ящике находится предмет, который стал причиной гибели влюблённых, что это? (склянка с ядом)
- Что за яблоко попало на пиршественный стол богинь? (Айва)
- Звучит песня Д. Тухманова “Из вагантов”.
Вопрос: – Кто автор слов? (Ваганты – бродячие студенты – поэты XII века)
Жюри подводит итоги конкурсов и награждает победителей. Отмечают и болельщиков, которые набрали наибольшее количество жетонов.
СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРУ:
Задания можно изменить, учитывая возраст и программу, по которой обучаются учащиеся. Между конкурсами, желательно, представлять номера художественной самодеятельности.
Оформление зала соответствует тем эпохам, которые представлены на празднике.