Цели урока:
Обучающие:
- повторить и обобщить знания учащихся по пройденной теме “Наречие”;
- совершенствовать умения работать с текстом, находить в тексте наречия;
- содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы.
Развивающие:
- формировать умения находить в тексте фонетические омонимы, определять их написание;
- развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы;
Воспитательные:
- на материале текстов создать условия для воспитания любви к родной природе;
- способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа.
Оборудование:
- карточки,
- таблица,
- дополнительная литература,
- учебники,
- оформленная доска.
Тип урока: урок обобщения изученного материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Какое у вас сегодня настроение? Вы со мной согласитесь, наверное, что только при хорошем настроении можно творчески и интересно работать. Давайте создадим такую атмосферу и поиграем в игру “Добрый снежный ком”.
Станьте в круг. Вам нужно по очереди называть лучшее качество одноклассника, стоящего слева от вас. Первый касается своего соседа, называет лучшее его качество, второй также касается своего соседа, называет качество первого, а также третьего и т.д.
Изменяется ли ваше настроение, когда вам делают комплементы? Действительно, люди больше всего на свете любят свое имя и комплементы в свой адрес, если они сделаны от души, искренне.
II. Лингвистическая разминка:
- Расставьте ударения в словах, написанных на карточке:
Балуясь, добела, досыта, до смерти, досуха, мельком, неподалеку, начатый, по двое, подолгу, поднятый, по трое, смолоду, сослепа, сослепу, удобнее, ржавея.
- Куда мы должны с вами обращаться в случае затруднения произношения этих слов? (словарь в разделе “Говори правильно”)
- Среди написанных слов найдите примеры тех, где количество букв не совпадает с количеством звуков.
- Подберите синонимы к слову мельком. Что такое синонимы?
- Как называются слова, противоположенные по значению?
- Ребята, посмотрите на записанные вами слова. Слов какой части речи здесь больше? Как вы думаете, почему?
III. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.
- Прочитайте тему нашего урока: “Обобщение изученного материала по теме “Наречие”.
- Как вы думаете, каким делом мы будем заниматься на уроке?
(учащиеся формулируют цель урока)
- Не зря говорят, что знания – это сила, и эту силу необходимо правильно применять. Сегодня мы попробуем проверить, какой же силой мы с вами обладаем.
IV. Актуализация опорных знаний учащихся:
- Итак, мы повторяем с вами тему наречие.
Проведем игру “Ромашка”, наша ромашка будет не простая, а лингвистическая. На доске сердцевина от нашей ромашки (надпись “Наречие”), вам необходимо к ней прикрепить лепестки, которые лежат у вас на партах. На лепестках вы должны написать все, что вы знаете о наречии за 1 минуту. Приступайте к работе.
Вывод о наречии.
- Что такое наречие? (таблица)
V. Повторение изученного материала:
(работа с текстом на карточках)
- Задание: прочитайте текст, определите тему текста, его основную мысль.
Гроза
Томление и зной усиливались. Замолкли птицы, мухи осоловели на окнах. К вечеру низкое солнце скрылось в раскаленной мгле. Сумерки настали быстро.
И вот в мертвой тишине глухо и важно зашумели ветлы, долетели испуганные крики грачей. Шум становился все крепче, торжественнее. Налетевший ветер засвистел, завыл в трубах и углах дома. Где-то3 бухнуло окно, зазвенели разбитые стекла. Весь сад теперь шумел, скрипели стволы, качались невидимые вершины.
И вот бело – синим ослепительным светом раскрылась ночь. На мгновенье черными очертаниями появились низко наклонившиеся деревья4. И – снова тьма. И грохнуло, обрушилось все небо. Хлынул дождь – сильный, обильный, потоком.
А.Н. Толстой
- Определите стиль текста, тип речи в тексте.
- Какие признаки предгрозовой природы называет автор? Какими средствами языка он их обозначает?
- Как в первом абзаце показывается, что признаки нарастают? Свой ответ обоснуйте примерами.
- Как показано нарастание признаков грозы во втором абзаце? Как обозначается начало новых действий?
- Как показана борьба сил в природе? Как передается смена состояний?
- Из текста выпишите наречия? С какими орфограммами столкнулись вы при написании данных наречий?
- Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор выделенного слова.
- Вспомните все изученные вами орфограммы написания наречий, примеры запишите в тетради.
Игра “Найди лишнее слово” (карточка)
ИЗДАВНА
ДОБЕЛА
ВЛЕВО
СНОВА
VI. Применение знаний на практике.
(выборочный диктант)
Учитель читает текст, учащиеся должны выписать наречия и распределить их на 2 группы: слитное и раздельное написание наречий.
- Прочь от дома на снежный простор на салазках они покатили. (А.Блок)
- Подзорная труба оказалась лучше хороших биноклей, и Костяков, обладавший ею, заявил, что различает две гряды: переднюю пониже и сплошь белую, а заднюю выше с черными скалами. (В. Обручев)
- На ровных местах собаки бежали почти вскачь, и люди едва поспевали за ним…(В. Обручев)
- За высокий сугроб закатилась звезда,/блещет месяц – глазам невтерпёж.(Н. Заболоцкий)
- Погода оставалась пасмурной, гребень хребта был сплошь покрыт серыми тучами. (В.Обручев)
- Немая заброшенность и тоска смотрели из каждой щели, настежь раскрытых ящиков, тускло освещенного люка. (А.Грин)
- От силы удара молодой человек чуть не свалился навзничь, но, пересилив боль, пополз дальше. (А.Грин)
- Уснуть бы! А уснуть невмочь. (А. Сурков)
(проверка выполненной работы, текст раздать учащимся)
Задания:
1. Выполнить синтаксический разбор 7 предложения.
2. Подобрать антонимы и синонимы к любым словам из текста.
Контроль и самоконтроль полученных знаний:
(самостоятельная работа)
- упражнение 272,
Задание: списать текст, озаглавить, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сложные наречия подчеркнуть как члены предложения.
VIII. Исследовательская работа:
Прочитать предложения, найти фонетические омонимы. Можно ли, не применяя специальные приемы, определить написание фонетических омонимов?
Используйте уже известный вам способ проверки:
1) найдите словосочетание, в которое входит проверяемое на слитно – раздельное написание слово; 2) попробуйте это слово поставить в начальную форму или устранить проверяемую на слитно – раздельное написании часть: если проверяемая на слитно – раздельное написание часть устраняется – пишите раздельно, нет – слитно.
Спишите предложения. Фонетические омонимы (омофоны) подчеркните.
- Молния ударила в верх сосны. Стебли тянулись вверх.
- В высь туманную ударили лучи прожектора. Самолет уходит ввысь.
- В дали голубой замелькал парус. Вдали послышался шум мотора.
- В начале лета шли дожди. Вначале разговор не клеился.
- С начала весны установилась прекрасная погода. Сначала надо выучить правило.
- Я шел на встречу с другом. Я шел навстречу другу.
IX. Тестовое задание:
Какие слова являются наречиями?
а) третий;
б) тройка;
в) трижды;
г) три;
2. Какие наречия являются определительными?
а) вдвое;
б) вечером;
в) отсюда;
г) напротив;
3. Отметьте словосочетания с наречиями в сравнительной степени:
а) стало легче;
б) брат сильнее меня;
в) действовал увереннее;
г) сделал лучше всех;
4. В каких наречиях пишется одна буква н?
а) облегче…о вздохнул;
б) искус…о выточил;
в) вниматель…о смотрел;
г) естестве…о выглядел;
5. В каких наречиях на конце пишется буква о?
а) горяч…;
б) угрожающ…;
в) ещ…;
г) свеж…;
6. В каких наречиях на конце пишется буква а?
а) направ…;
б) издавн…;
в) измучен…;
г) слев…;
7. Какие наречия пишутся раздельно?
а) бок(о)бок;
б) (с)разбегу;
в) (на)глазок;
г) (мало)помалу;
X. Домашнее задание:
- составить словарный диктант (20 слов) на изученные орфограммы написания наречий;
- написать сочинение- миниатюру на тему “Идет волшебница-зима”.
XI. Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке.
- Какую часть речи мы повторяли сегодня на уроке?
- Чем отличается наречие от других частей речи?
XII. Рефлексия:
- Говорят, что волшебство не существует. Но давайте представим, что этот предмет волшебный, и кто возьмет его в руки, тот говорит только правду. Хочется, чтобы каждый из вас выразил свое отношение к уроку, свое настроение, состояние. Я начну первая.
Список использованной литературы:
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
- Роговик Т.Н. Русский язык 7 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации. – М.: “Экзамен”, 2004. – 256 с.
- Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.
- Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. “Русский язык, 7 класс”.: М.: Издательство “Экзамен”. 2007 – 121 с.
- Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок: Русский язык: Правописание. Интенсивный курс. Часть II. – Симферополь: “Таврида”, 2005 – 288 с.