Урок русского языка в 7-м классе по теме "Обобщение изученного материала по теме «Наречие»"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Обучающие:

  • повторить и обобщить знания учащихся по пройденной теме “Наречие”;
  • совершенствовать умения работать с текстом, находить в тексте наречия;
  • содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы.

Развивающие:

  • формировать умения находить в тексте фонетические омонимы, определять их написание;
  • развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы;

Воспитательные:

  • на материале текстов создать условия для воспитания любви к родной природе;
  • способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа.

Оборудование:

  • карточки,
  • таблица,
  • дополнительная литература,
  • учебники,
  • оформленная доска.

Тип урока: урок обобщения изученного материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Какое у вас сегодня настроение? Вы со мной согласитесь, наверное, что только при хорошем настроении можно творчески и интересно работать. Давайте создадим такую атмосферу и поиграем в игру “Добрый снежный ком”.

Станьте в круг. Вам нужно по очереди называть лучшее качество одноклассника, стоящего слева от вас. Первый касается своего соседа, называет лучшее его качество, второй также касается своего соседа, называет качество первого, а также третьего и т.д.

Изменяется ли ваше настроение, когда вам делают комплементы? Действительно, люди больше всего на свете любят свое имя и комплементы в свой адрес, если они сделаны от души, искренне.

II. Лингвистическая разминка:

- Расставьте ударения в словах, написанных на карточке:

Балуясь, добела, досыта, до смерти, досуха, мельком, неподалеку, начатый, по двое, подолгу, поднятый, по трое, смолоду, сослепа, сослепу, удобнее, ржавея.

- Куда мы должны с вами обращаться в случае затруднения произношения этих слов? (словарь в разделе “Говори правильно”)

- Среди написанных слов найдите примеры тех, где количество букв не совпадает с количеством звуков.

- Подберите синонимы к слову мельком. Что такое синонимы?

- Как называются слова, противоположенные по значению?

- Ребята, посмотрите на записанные вами слова. Слов какой части речи здесь больше? Как вы думаете, почему?

III. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.

- Прочитайте тему нашего урока: “Обобщение изученного материала по теме “Наречие”.

- Как вы думаете, каким делом мы будем заниматься на уроке?

(учащиеся формулируют цель урока)

- Не зря говорят, что знания – это сила, и эту силу необходимо правильно применять. Сегодня мы попробуем проверить, какой же силой мы с вами обладаем.

IV. Актуализация опорных знаний учащихся:

- Итак, мы повторяем с вами тему наречие.

Проведем игру “Ромашка”, наша ромашка будет не простая, а лингвистическая. На доске сердцевина от нашей ромашки (надпись “Наречие”), вам необходимо к ней прикрепить лепестки, которые лежат у вас на партах. На лепестках вы должны написать все, что вы знаете о наречии за 1 минуту. Приступайте к работе.

Вывод о наречии.

- Что такое наречие? (таблица)

V. Повторение изученного материала:

(работа с текстом на карточках)

- Задание: прочитайте текст, определите тему текста, его основную мысль.

Гроза

Томление и зной усиливались. Замолкли птицы, мухи осоловели на окнах. К вечеру низкое солнце скрылось в раскаленной мгле. Сумерки настали быстро.

И вот в мертвой тишине глухо и важно зашумели ветлы, долетели испуганные крики грачей. Шум становился все крепче, торжественнее. Налетевший ветер засвистел, завыл в трубах и углах дома. Где-то3 бухнуло окно, зазвенели разбитые стекла. Весь сад теперь шумел, скрипели стволы, качались невидимые вершины.

И вот бело – синим ослепительным светом раскрылась ночь. На мгновенье черными очертаниями появились низко наклонившиеся деревья4. И – снова тьма. И грохнуло, обрушилось все небо. Хлынул дождь – сильный, обильный, потоком.

А.Н. Толстой

- Определите стиль текста, тип речи в тексте.

- Какие признаки предгрозовой природы называет автор? Какими средствами языка он их обозначает?

- Как в первом абзаце показывается, что признаки нарастают? Свой ответ обоснуйте примерами.

- Как показано нарастание признаков грозы во втором абзаце? Как обозначается начало новых действий?

- Как показана борьба сил в природе? Как передается смена состояний?

- Из текста выпишите наречия? С какими орфограммами столкнулись вы при написании данных наречий?

- Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор выделенного слова.

- Вспомните все изученные вами орфограммы написания наречий, примеры запишите в тетради.

Игра “Найди лишнее слово” (карточка)

ИЗДАВНА

ДОБЕЛА

ВЛЕВО

СНОВА

VI. Применение знаний на практике.

(выборочный диктант)

Учитель читает текст, учащиеся должны выписать наречия и распределить их на 2 группы: слитное и раздельное написание наречий.

  1. Прочь от дома на снежный простор на салазках они покатили. (А.Блок)
  2. Подзорная труба оказалась лучше хороших биноклей, и Костяков, обладавший ею, заявил, что различает две гряды: переднюю пониже и сплошь белую, а заднюю выше с черными скалами. (В. Обручев)
  3. На ровных местах собаки бежали почти вскачь, и люди едва поспевали за ним…(В. Обручев)
  4. За высокий сугроб закатилась звезда,/блещет месяц – глазам невтерпёж.(Н. Заболоцкий)
  5. Погода оставалась пасмурной, гребень хребта был сплошь покрыт серыми тучами. (В.Обручев)
  6. Немая заброшенность и тоска смотрели из каждой щели, настежь раскрытых ящиков, тускло освещенного люка. (А.Грин)
  7. От силы удара молодой человек чуть не свалился навзничь, но, пересилив боль, пополз дальше. (А.Грин)
  8. Уснуть бы! А уснуть невмочь. (А. Сурков)

(проверка выполненной работы, текст раздать учащимся)

Задания:

1. Выполнить синтаксический разбор 7 предложения.

2. Подобрать антонимы и синонимы к любым словам из текста.

Контроль и самоконтроль полученных знаний:

(самостоятельная работа)

- упражнение 272,

Задание: списать текст, озаглавить, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сложные наречия подчеркнуть как члены предложения.

VIII. Исследовательская работа:

Прочитать предложения, найти фонетические омонимы. Можно ли, не применяя специальные приемы, определить написание фонетических омонимов?

Используйте уже известный вам способ проверки:

1) найдите словосочетание, в которое входит проверяемое на слитно – раздельное написание слово; 2) попробуйте это слово поставить в начальную форму или устранить проверяемую на слитно – раздельное написании часть: если проверяемая на слитно – раздельное написание часть устраняется – пишите раздельно, нет – слитно.

Спишите предложения. Фонетические омонимы (омофоны) подчеркните.

  1. Молния ударила в верх сосны. Стебли тянулись вверх.
  2. В высь туманную ударили лучи прожектора. Самолет уходит ввысь.
  3. В дали голубой замелькал парус. Вдали послышался шум мотора.
  4. В начале лета шли дожди. Вначале разговор не клеился.
  5. С начала весны установилась прекрасная погода. Сначала надо выучить правило.
  6. Я шел на встречу с другом. Я шел навстречу другу.

IX. Тестовое задание:

Какие слова являются наречиями?

а) третий;
б) тройка;
в) трижды;
г) три;

2. Какие наречия являются определительными?

а) вдвое;
б) вечером;
в) отсюда;
г) напротив;

3. Отметьте словосочетания с наречиями в сравнительной степени:

а) стало легче;
б) брат сильнее меня;
в) действовал увереннее;
г) сделал лучше всех;

4. В каких наречиях пишется одна буква н?

а) облегче…о вздохнул;
б) искус…о выточил;
в) вниматель…о смотрел;
г) естестве…о выглядел;

5. В каких наречиях на конце пишется буква о?

а) горяч…;
б) угрожающ…;
в) ещ…;
г) свеж…;

6. В каких наречиях на конце пишется буква а?

а) направ…;
б) издавн…;
в) измучен…;
г) слев…;

7. Какие наречия пишутся раздельно?

а) бок(о)бок;
б) (с)разбегу;
в) (на)глазок;
г) (мало)помалу;

X. Домашнее задание:

  • составить словарный диктант (20 слов) на изученные орфограммы написания наречий;
  • написать сочинение- миниатюру на тему “Идет волшебница-зима”.

XI. Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке.

- Какую часть речи мы повторяли сегодня на уроке?

- Чем отличается наречие от других частей речи?

XII. Рефлексия:

- Говорят, что волшебство не существует. Но давайте представим, что этот предмет волшебный, и кто возьмет его в руки, тот говорит только правду. Хочется, чтобы каждый из вас выразил свое отношение к уроку, свое настроение, состояние. Я начну первая.

Список использованной литературы:

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
  2. Роговик Т.Н. Русский язык 7 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации. – М.: “Экзамен”, 2004. – 256 с.
  3. Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.
  4. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. “Русский язык, 7 класс”.: М.: Издательство “Экзамен”. 2007 – 121 с.
  5. Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок: Русский язык: Правописание. Интенсивный курс. Часть II. – Симферополь: “Таврида”, 2005 – 288 с.