Цели:
- Познакомить детей с рассказом Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.
- Развивать:
- навык правильного, плавного чтения с соблюдением знаков препинания;
- речь, мышление.
- Воспитывать эстетический вкус.
Оборудование:
- портрет К. Г. Паустовского,
- выставка книг,
- картина Остроухова,
- грамзапись Грига.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию.
- На уроке мы с вами продолжим знакомиться с творчеством Константина Георгиевича Паустовского. (портрет на доске)
Константин Георгиевич начал писать рано. “Моя писательская жизнь – вспоминает он – началась с желания все знать, все видеть и путешествовать. В каждом рассказе, в каждой повести видны следы скитаний.
У Паустовского много произведений о природе и не только.
Посмотрите на доску. Здесь вы видите книги которые были написаны К.Г. Паустовским.
(краткий обзор книг)
Сегодня мы с вами прочитаем рассказ “Корзина с еловыми шишками”.
В этом рассказе писатель изобразил картину из жизни композитора Эдварда Грига.
(портрет на доске)
- Григ родился в городе Беренге. С шести лет начались серьезные занятия музыкой. В четырнадцать лет Эдвард стал студентом консерватории. Григ трудился без устали, часто забывал о сне и еде.
Его творчество, его деятельность, вся его жизнь отданы норвежскому искусству. Величественна и сурова Норвегия – страна диких скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Шум волн, пение птиц, таинственные шорохи леса вдохновляли композитора, оживая затем в звуках его музыки.
А сейчас, ребята, мы прослушаем одно из произведений Грига.
(Дети слушают музыку с закрытыми глазами.)
Слушайте внимательно музыку, а потом скажите, какие образы у вас возникали?
(впечатления детей)
Композитор в этом произведении изображает восход солнца.
Солнышко всходит
И небо светит.
Природа проснулась
И утро пришло.
Какая эта музыка по характеру? Она веселая? (нет)
А какая? (тревожная, нежная, лиричная)
- Да, действительно, это музыка лиричная, нежная, но и грустная, тревожная. Потому что неизвестно, что принесет новый день. Природа просыпается в ожидании, в тревоге чего-то нового.
Последние годы жизни Григ провел в местечке Тролльхауген (что означает “холм троллей”). В Тролльхаугене ничто не отвлекало его от работы.
Об этом периоде жизни композитора Паустовский написал рассказ “Корзина с еловыми шишками”.
3. Первичное чтение.
- Откройте учебник на стр. 33.
Но прежде чем мы начнем читать, давайте разберем непонятные слова, которые встретятся в тексте:
Парча – плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми или серебряными нитями.
Фетровые шляпы.
Фетр – тонкий, плотный материал из валяной шерсти.
Ботфорты – в старину высокие каваллериские сапоги.
А теперь начнем читать.
(чтение по смысловым отрывкам – 7 человек)
4. Проверка восприятия.
- Скажите, понравился ли вам рассказ? (да)
А чем он вам понравился?
Кто главные герои этого рассказа? (Эдвард Григ, Дагни Педерсен)
5. Повторное чтение.
1 часть.
А теперь откройте первую часть нашего рассказа.
Найдите в тексте и прочитайте описание горных лесов.
Показ картины Остроухова.
Посмотрите на эту картину. Какое время года изобразил художник Остроухов?
Да, действительно, это осень.
Опишите эту картину.
- В этой картине выразительно передается удивительная, сказочная красота золотого наряда осеннего леса. На первом плане деревья, усыпанные ярко – желтыми листьями. Золотое покрывало из опавшей листвы расстилается и по земле. Весело щебечут сороки на виднеющейся сквозь листву тропинке.
Когда смотришь на эту картину хочется пройтись по этой тропинке в лесу, среди золотого убора деревьев и подышать свежестью осеннего воздуха.
Так изобразил осенний лес художник Остроухов, а как Паустовский описал осенний лес? Прочитайте.
Каким показан осенний лес? (он сказочный)
А зачем Паустовский описывает осенний лес? (ответы детей)
Потому что осень в Норвегии на мгновение и такая красота тоже.
С кем встретился Григ в лесу? (ответы детей)
Далее мы будем читать по ролям. (распределение ролей)
Начинаем читать со слов: “Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ?”.
(чтение отрывка)
Какой подарок решил сделать Григ? (написать музыку)
Но Григ не сказал Дагни, какой подарок сделает ей: “Такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых”.
Что сказала Дагни ему в ответ? Прочитайте.
Что спросил Григ у Дагни перед уходом?
2 часть.
Далее мы будем читать по цепочке.
(чтение по цепочке)
Прочитайте, что автор говорит о рояле?
Каким качеством он его наделяет? (ответы детей)
Да, он как живой!
О чем думал композитор во время игры, какие картины виделись ему? Прочитайте.
Что говорил Григ о жизни? (она удивительна и прекрасна)
Почему он чувствовал себя счастливым человеком? (ответы детей)
Прочитайте, как реагировали на музыку Грига синицы, матросы, Золушка?
3 часть.
- Следующую часть прочитайте про себя. И подготовьтесь к пересказу.
(пересказ)
Почему отец отправил Дагни погостить к своей сестре?
Кем работали Магда и ее муж?
Где они жили?
Прочитайте описание комнаты.
4 часть.
Дагни часто ходила в театр.
Какое впечатление оказывал театр на Дагни? (ответы детей)
“Тетушка Магда настояла на том, чтобы пойти для разнообразия в концерт.”
Где проходили концерты?
Найдите в тексте слова: “Концерт начался после обычного вечернего выстрела из старой пушки в порту.”
Прочитайте отрывок и подумайте, какую картину бы вы нарисовали.
(ответы детей)
Что произошло на концерте?
Как слушала Дагни музыку Грига, которую он посвятил ей? Прочитайте.
Какие мысли и чувства вдруг охватили ее?
Почему она сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился когда-то в лесу и помог донести до дому корзину с еловыми шишками?
Что она думала о композиторе? Прочитайте.
6. Обобщающая беседа.
Какой подарок подарил Григ Дагни?
Что его вдохновило написать музыку?
Какова же главная мысль рассказа? (ответы детей)
Главная мысль – видеть прекрасное!
7. Подведение итогов.
С каким произведением мы сегодня познакомились?
Кто его автор?