Конспект урока по литературному чтению для проведения в 4-м классе. Тема: К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить детей с рассказом Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.
  2. Развивать:
    • навык правильного, плавного чтения с соблюдением знаков препинания;
    • речь, мышление.
  3. Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование:

  • портрет К. Г. Паустовского,
  • выставка книг,
  • картина Остроухова,
  • грамзапись Грига.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию.

- На уроке мы с вами продолжим знакомиться с творчеством Константина Георгиевича Паустовского. (портрет на доске)

Константин Георгиевич начал писать рано. “Моя писательская жизнь – вспоминает он – началась с желания все знать, все видеть и путешествовать. В каждом рассказе, в каждой повести видны следы скитаний.

У Паустовского много произведений о природе и не только.

Посмотрите на доску. Здесь вы видите книги которые были написаны К.Г. Паустовским.

(краткий обзор книг)

Сегодня мы с вами прочитаем рассказ “Корзина с еловыми шишками”.

В этом рассказе писатель изобразил картину из жизни композитора Эдварда Грига.

(портрет на доске)

- Григ родился в городе Беренге. С шести лет начались серьезные занятия музыкой. В четырнадцать лет Эдвард стал студентом консерватории. Григ трудился без устали, часто забывал о сне и еде.

Его творчество, его деятельность, вся его жизнь отданы норвежскому искусству. Величественна и сурова Норвегия – страна диких скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Шум волн, пение птиц, таинственные шорохи леса вдохновляли композитора, оживая затем в звуках его музыки.

А сейчас, ребята, мы прослушаем одно из произведений Грига.

(Дети слушают музыку с закрытыми глазами.)

Слушайте внимательно музыку, а потом скажите, какие образы у вас возникали?

(впечатления детей)

Композитор в этом произведении изображает восход солнца.

Солнышко всходит
И небо светит.
Природа проснулась
И утро пришло.

Какая эта музыка по характеру? Она веселая? (нет)

А какая? (тревожная, нежная, лиричная)

- Да, действительно, это музыка лиричная, нежная, но и грустная, тревожная. Потому что неизвестно, что принесет новый день. Природа просыпается в ожидании, в тревоге чего-то нового.

Последние годы жизни Григ провел в местечке Тролльхауген (что означает “холм троллей”). В Тролльхаугене ничто не отвлекало его от работы.

Об этом периоде жизни композитора Паустовский написал рассказ “Корзина с еловыми шишками”.

3. Первичное чтение.

- Откройте учебник на стр. 33.

Но прежде чем мы начнем читать, давайте разберем непонятные слова, которые встретятся в тексте:

Парча – плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми или серебряными нитями.

Фетровые шляпы.

Фетр – тонкий, плотный материал из валяной шерсти.

Ботфорты – в старину высокие каваллериские сапоги.

А теперь начнем читать.

(чтение по смысловым отрывкам – 7 человек)

4. Проверка восприятия.

- Скажите, понравился ли вам рассказ? (да)

А чем он вам понравился?

Кто главные герои этого рассказа? (Эдвард Григ, Дагни Педерсен)

5. Повторное чтение.

1 часть.

А теперь откройте первую часть нашего рассказа.

Найдите в тексте и прочитайте описание горных лесов.

Показ картины Остроухова.

Посмотрите на эту картину. Какое время года изобразил художник Остроухов?

Да, действительно, это осень.

Опишите эту картину.

- В этой картине выразительно передается удивительная, сказочная красота золотого наряда осеннего леса. На первом плане деревья, усыпанные ярко – желтыми листьями. Золотое покрывало из опавшей листвы расстилается и по земле. Весело щебечут сороки на виднеющейся сквозь листву тропинке.

Когда смотришь на эту картину хочется пройтись по этой тропинке в лесу, среди золотого убора деревьев и подышать свежестью осеннего воздуха.

Так изобразил осенний лес художник Остроухов, а как Паустовский описал осенний лес? Прочитайте.

Каким показан осенний лес? (он сказочный)

А зачем Паустовский описывает осенний лес? (ответы детей)

Потому что осень в Норвегии на мгновение и такая красота тоже.

С кем встретился Григ в лесу? (ответы детей)

Далее мы будем читать по ролям. (распределение ролей)

Начинаем читать со слов: “Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ?”.

(чтение отрывка)

Какой подарок решил сделать Григ? (написать музыку)

Но Григ не сказал Дагни, какой подарок сделает ей: “Такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых”.

Что сказала Дагни ему в ответ? Прочитайте.

Что спросил Григ у Дагни перед уходом?

2 часть.

Далее мы будем читать по цепочке.

(чтение по цепочке)

Прочитайте, что автор говорит о рояле?

Каким качеством он его наделяет? (ответы детей)

Да, он как живой!

О чем думал композитор во время игры, какие картины виделись ему? Прочитайте.

Что говорил Григ о жизни? (она удивительна и прекрасна)

Почему он чувствовал себя счастливым человеком? (ответы детей)

Прочитайте, как реагировали на музыку Грига синицы, матросы, Золушка?

3 часть.

- Следующую часть прочитайте про себя. И подготовьтесь к пересказу.

(пересказ)

Почему отец отправил Дагни погостить к своей сестре?

Кем работали Магда и ее муж?

Где они жили?

Прочитайте описание комнаты.

4 часть.

Дагни часто ходила в театр.

Какое впечатление оказывал театр на Дагни? (ответы детей)

“Тетушка Магда настояла на том, чтобы пойти для разнообразия в концерт.”

Где проходили концерты?

Найдите в тексте слова: “Концерт начался после обычного вечернего выстрела из старой пушки в порту.”

Прочитайте отрывок и подумайте, какую картину бы вы нарисовали.

(ответы детей)

Что произошло на концерте?

Как слушала Дагни музыку Грига, которую он посвятил ей? Прочитайте.

Какие мысли и чувства вдруг охватили ее?

Почему она сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился когда-то в лесу и помог донести до дому корзину с еловыми шишками?

Что она думала о композиторе? Прочитайте.

6. Обобщающая беседа.

Какой подарок подарил Григ Дагни?

Что его вдохновило написать музыку?

Какова же главная мысль рассказа? (ответы детей)

Главная мысль – видеть прекрасное!

7. Подведение итогов.

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Кто его автор?