Цели:
- математика: научить применять знания на практике и действовать в нестандартной ситуации.
- экология: видение и понимание экологических проблем местности, и нахождение путей решения этих проблем.
Задачи:
обучения:
- повторить все действия с натуральными числами, единицы измерения площади и массы;
- применить знания при решении задач экологического содержания;
- познакомить учащихся с экологическими проблемами местности.
развития:
- продолжить формирование навыков работы с компьютером, умения анализировать, размышлять, делать выводы;
- развить умение ориентироваться в нестандартной ситуации.
воспитания:
- воспитывать новое экологическое мышление, экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине.
Тип урока: урок повторения.
Метод обучения:
- беседа,
- рассказ (словесный),
- решение задач (практический),
- проблемный метод,
- исследовательский метод.
Форма обучения:
- фронтальная работа;
- групповая (парная);
- индивидуальная (самостоятельная) работа.
Средства обучения: локальная сеть + программа Microsoft Office Power Point + Интернет
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Мы сегодня собрались для того, чтобы расширить круг своих знаний и посмотреть на учебные предметы с иной точки зрения, чтобы пообщаться друг с другом.
Учитель экологии: Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты, “Леса учат человека понимать прекрасное” – эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы <приложение 1>
Учитель математики: Но лес – это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Лес необходим для строительства сел и городов, фабрик и заводов, гидроэлектростанций. Производство бумаги и кинопленки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины. Древесина служит сырьем для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли. Высококачественный русский лес охотно покупают многие страны. Сегодня мы остановимся на производстве бумаги. Проведем маленькое исследование и сделаем вычисления к следующей задаче.
Задача 1.
Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник “Математика” авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М: “Мнемозина”, 2004, и сколько, чтобы издать тираж учебника?
Этапы работы над задачей:
1. Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить на уроке)
2. Умножить результат на количество страниц в учебнике (посмотреть количество страниц)
3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж)
3. Выразить результат в квадратных метрах.
4. Найти в Интернете на сайте Российского экологического центра http://www.rusecocentre.ru в разделе “Новости” (стр. 2) какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги (ответ: на 1000 м2 требуется га леса)
5. Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?
Решение.
Размеры одной страницы учебника 14см на 21 см, т.е. площадь равна
В учебнике 284страницы или 142 листа, значит площадь всех страниц учебника . На 1000 м2 нужно вырубить деревьев, т.е. в 2,5 раза больше. Значит на производство одного учебника требуется 10 м2 4370 см2
На весь тираж в 50 000 экземпляров требуется леса
Учитель экологии: Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу? (прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового)
Учитель математики: Домашним заданием одной из групп ребят было такое задание: по электронной почте связаться со школами района и задать вопрос: сколько учеников обучается в их школе. Результаты их поиска приведены в таблице
Школа района | Количество учащихся | |
1. Аксаковская сош | 73 |
shkola-aksakowo@yandex.ru |
2. Баймаковская сош | 67 |
baymakovo@yandex.ru |
3. Благодаровская сош | 114 |
Cernikov-elena1@yandex.ru |
4. Дмитриевская сош |
57 |
dmitrievka-list@yandex.ru |
5. Елатомская сош |
119 |
elatomskayashola@yandex.ru |
6. Завьяловская сош | 122 | hamitov1@yandex.ru |
7. Кирюшкинская сош | 76 | margarita-galkina@yandex.ru |
8. Коровинская сош | 101 |
korovino-school@yandex.ru |
9. Михайловская сош | 274 |
kurkihae@mail.ru |
10. Нойнинская сош | 60 |
noykino-school@yandex.ru |
11. Пилюгинская сош | 260 |
pilugino@mail.ru |
12. Полибинская сош | 57 |
Palibino@yandex.ru |
13. Пронькинская сош | 76 |
Pronya9@yandex.ru |
14. Пониклинская сош | 76 |
Ponikla-school@yandex.ru |
15. Русскобоклинская сош | 51 |
alikaevaSS@mail.ru |
16. Советская сош | 96 |
sovetskoje-school@yandex.ru |
17. Староузелинская сош | 77 |
useli-school@yandex.ru |
17. Верхнепавлушкинская ош | 40 |
Vpavlushkino@mail.ru |
18. Вишневская ош | 28 |
Vishnevka-school@yandex.ru |
19. Ивановская ош | 30 |
Tichonvit2@yandex.ru |
20. Кокошеевская ош | 42 |
kokosheevka@yandex.ru |
21. Коптяжевская ош | 28 |
koptyajevo@yandex.ru |
22. Красноярская ош | 42 |
Tatyana-aleshenko@yandex.ru |
23. Лукинская ош | 51 |
lukinka@bk.ru |
24. Морд-Бугурусланская ош | 37 |
MBSCH1@yandex.ru |
25. Николаевкая ош | 29 |
Nikolaevka11@yandex.ru |
26. Сапожкинская ош | 12 |
sapojkino@yandex.ru |
27. Старо-Тюринская ош | 42 |
Turino-2006@yandex.ru |
Кроме того, другая группа учеников проводила мини-исследование такого плана: они прошлись после уроков по школе и собрали весь бумажный мусор, взвесили его и получили результат, что за день школьники выбрасывают 548г бумаги. Продолжим их исследование.
Задача 2
- Сколько в нашей школе остается бумаги на столах за день после уроков? Сколько за 210 учебных дней?
- Сколько всего школ в нашем районе? (27 )
- Сколько детей в этих школах? (2137чел)
- Сколько бумаги приходится в день на одного ученика?
- Прикинуть сколько может быть оставлено бумаги в школах района?
- Узнать на сайте Энциклопедии кругосвет http://www.krugosvet.ru (Бумага и прочие писчие материалы. Производство, стр.3)сколько бумаги производится в нашей стране (около 6000 тонн)
- Посчитать какая часть будет потрачена впустую.
Решение.
На столах после уроков остается 548 г бумаги, в нашей школе 274 ученика. Значит, на одного ученика приходится 548 : 274 = 3 г бумаги.
Зная, что в районе 2137 учеников, посчитаем сколько бумаги выбросят в мусор за один день по всем школам =6 кг 411г
В учебном году 210 учебных дней, за это время потратят
В нашей стране за год производится 6000 т. 1 т. 346кг 310.г=5998 т. 653 к.г 690 г. бумаги потрачено с пользой.
Учитель экологии: Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.
Учитель математики:
Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они “работают” как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.
Еще одна группа учеников в качестве домашнего задания должна была ответить на такие вопросы:
1. Какова площадь школьного участка?
2. Какую площадь занимают деревья?
3. Сколько детей обучается в школе?
Продолжим их исследование. Ответим на следующий вопрос.
4. Сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на одного ученика?
Решение.
Общая площадь участка 150 ар (соток) = 15000м2. Деревьями и кустарниками засажено 50 ар = 5000 м2. В нашей школе обучается 274 человека, значит, на одного ученика приходится 5000 : 274 примерно 18 м2 насаждений.
Учитель экологии (показ презентации в виде слайд-шоу):
Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного – бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – это долг каждого российского человека <приложение 2>
Итог урока: Итак, мы считаем, что сегодняшний урок стал поучительным и полезным. Учащиеся школьного научно-экологического объединения “Земля” приготовили буклеты “Правила личного природоохранного поведения в зонах отдыха Бугурусланского района (река Мочагай)” <приложение 3>
Выставление оценок за работу на уроке и за выполнение творческих заданий.
Домашнее задание:
Математика: составить задачу экологического содержания, используя материал СМИ, средства Интернет
Экология: провести исследование по вычислению площади зеленых насаждений на одного члена семьи в частном секторе и во дворах многоэтажных домовa