Интегрированный урок (математика + экология) в 5-м классе по теме "Школьные экологические проблемы на уроке математики"

Разделы: Математика, Экология


Цели:

  • математика: научить применять знания на практике и действовать в нестандартной ситуации.
  • экология: видение и понимание экологических проблем местности, и нахождение путей решения этих проблем.

Задачи:

обучения:

  • повторить все действия с натуральными числами, единицы измерения площади и массы;
  • применить знания при решении задач экологического содержания;
  • познакомить учащихся с экологическими проблемами местности.

развития:

  • продолжить формирование навыков работы с компьютером, умения анализировать, размышлять, делать выводы;
  • развить умение ориентироваться в нестандартной ситуации.

воспитания:

  • воспитывать новое экологическое мышление, экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине.

Тип урока: урок повторения.

Метод обучения:

  • беседа,
  • рассказ (словесный),
  • решение задач (практический),
  • проблемный метод,
  • исследовательский метод.

Форма обучения:

  • фронтальная работа;
  • групповая (парная);
  • индивидуальная (самостоятельная) работа.

Средства обучения: локальная сеть + программа Microsoft Office Power Point + Интернет

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Мы сегодня собрались для того, чтобы расширить круг своих знаний и посмотреть на учебные предметы с иной точки зрения, чтобы пообщаться друг с другом.

Учитель экологии: Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты, “Леса учат человека понимать прекрасное” – эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы <приложение 1>

Учитель математики: Но лес – это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Лес необходим для строительства сел и городов, фабрик и заводов, гидроэлектростанций. Производство бумаги и кинопленки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины. Древесина служит сырьем для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли. Высококачественный русский лес охотно покупают многие страны. Сегодня мы остановимся на производстве бумаги. Проведем маленькое исследование и сделаем вычисления к следующей задаче.

Задача 1.

Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник “Математика” авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М: “Мнемозина”, 2004, и сколько, чтобы издать тираж учебника?

Этапы работы над задачей:

1. Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить на уроке)

2. Умножить результат на количество страниц в учебнике (посмотреть количество страниц)

3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж)

3. Выразить результат в квадратных метрах.

4. Найти в Интернете на сайте Российского экологического центра http://www.rusecocentre.ru в разделе “Новости” (стр. 2) какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги (ответ: на 1000 м2 требуется га леса)

5. Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?

Решение.

Размеры одной страницы учебника 14см на 21 см, т.е. площадь равна

В учебнике 284страницы или 142 листа, значит площадь всех страниц учебника . На 1000 м2 нужно вырубить деревьев, т.е. в 2,5 раза больше. Значит на производство одного учебника требуется 10 м2 4370 см2

На весь тираж в 50 000 экземпляров требуется леса

Учитель экологии: Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу? (прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового)

Учитель математики: Домашним заданием одной из групп ребят было такое задание: по электронной почте связаться со школами района и задать вопрос: сколько учеников обучается в их школе. Результаты их поиска приведены в таблице

Школа района Количество учащихся E-mail
1. Аксаковская сош

73

shkola-aksakowo@yandex.ru
2. Баймаковская сош

67

baymakovo@yandex.ru
3. Благодаровская сош

114

Cernikov-elena1@yandex.ru

4. Дмитриевская сош

57

dmitrievka-list@yandex.ru

5. Елатомская сош

119

elatomskayashola@yandex.ru

6. Завьяловская сош 122 hamitov1@yandex.ru
7. Кирюшкинская сош 76 margarita-galkina@yandex.ru
8. Коровинская сош

101

korovino-school@yandex.ru
9. Михайловская сош

274

kurkihae@mail.ru
10. Нойнинская сош

60

noykino-school@yandex.ru
11. Пилюгинская сош

260

pilugino@mail.ru
12. Полибинская сош

57

Palibino@yandex.ru
13. Пронькинская сош

76

Pronya9@yandex.ru
14. Пониклинская сош

76

Ponikla-school@yandex.ru
15. Русскобоклинская сош

51

alikaevaSS@mail.ru
16. Советская сош

96

sovetskoje-school@yandex.ru
17. Староузелинская сош

77

useli-school@yandex.ru
17. Верхнепавлушкинская ош

40

Vpavlushkino@mail.ru
18. Вишневская ош

28

Vishnevka-school@yandex.ru
19. Ивановская ош

30

Tichonvit2@yandex.ru
20. Кокошеевская ош

42

kokosheevka@yandex.ru
21. Коптяжевская ош

28

koptyajevo@yandex.ru
22. Красноярская ош

42

Tatyana-aleshenko@yandex.ru
23. Лукинская ош

51

lukinka@bk.ru
24. Морд-Бугурусланская ош

37

MBSCH1@yandex.ru
25. Николаевкая ош

29

Nikolaevka11@yandex.ru
26. Сапожкинская ош

12

sapojkino@yandex.ru
27. Старо-Тюринская ош

42

Turino-2006@yandex.ru

Кроме того, другая группа учеников проводила мини-исследование такого плана: они прошлись после уроков по школе и собрали весь бумажный мусор, взвесили его и получили результат, что за день школьники выбрасывают 548г бумаги. Продолжим их исследование.

Задача 2

  1. Сколько в нашей школе остается бумаги на столах за день после уроков? Сколько за 210 учебных дней?
  2. Сколько всего школ в нашем районе? (27 )
  3. Сколько детей в этих школах? (2137чел)
  4. Сколько бумаги приходится в день на одного ученика?
  5. Прикинуть сколько может быть оставлено бумаги в школах района?
  6. Узнать на сайте Энциклопедии кругосвет http://www.krugosvet.ru (Бумага и прочие писчие материалы. Производство, стр.3)сколько бумаги производится в нашей стране (около 6000 тонн)
  7. Посчитать какая часть будет потрачена впустую.

Решение.

На столах после уроков остается 548 г бумаги, в нашей школе 274 ученика. Значит, на одного ученика приходится 548 : 274 = 3 г бумаги.

Зная, что в районе 2137 учеников, посчитаем сколько бумаги выбросят в мусор за один день по всем школам =6 кг 411г

В учебном году 210 учебных дней, за это время потратят

В нашей стране за год производится 6000 т. 1 т. 346кг 310.г=5998 т. 653 к.г 690 г. бумаги потрачено с пользой.

Учитель экологии: Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.

Учитель математики:

Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они “работают” как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.

Еще одна группа учеников в качестве домашнего задания должна была ответить на такие вопросы:

1. Какова площадь школьного участка?

2. Какую площадь занимают деревья?

3. Сколько детей обучается в школе?

Продолжим их исследование. Ответим на следующий вопрос.

4. Сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на одного ученика?

Решение.

Общая площадь участка 150 ар (соток) = 15000м2. Деревьями и кустарниками засажено 50 ар = 5000 м2. В нашей школе обучается 274 человека, значит, на одного ученика приходится 5000 : 274 примерно 18 м2 насаждений.

Учитель экологии (показ презентации в виде слайд-шоу):

Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного – бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – это долг каждого российского человека <приложение 2>

Итог урока: Итак, мы считаем, что сегодняшний урок стал поучительным и полезным. Учащиеся школьного научно-экологического объединения “Земля” приготовили буклеты “Правила личного природоохранного поведения в зонах отдыха Бугурусланского района (река Мочагай)” <приложение 3>

Выставление оценок за работу на уроке и за выполнение творческих заданий.

Домашнее задание:

Математика: составить задачу экологического содержания, используя материал СМИ, средства Интернет

Экология: провести исследование по вычислению площади зеленых насаждений на одного члена семьи в частном секторе и во дворах многоэтажных домовa