Содержание
Введение | 4 |
Глава 1. Метод проектов как эффективное средство формирования образовательной компетентности | 7 |
|
7 |
|
11 |
Глава 2. Роль родителей в проектной деятельности | 14 |
Глава 3. Проектные шаги в рамках реализации общешкольного эксперимента | 18 |
Заключение | 22 |
Список используемой литературы: | 24 |
Приложения | 24 |
Введение
В связи с развитием различных подходов к совершенствованию системы формирования культуры мышления учащихся общеобразовательной школы появляются и такие, которые базируются на различных педагогических технологиях.
Технологизация – это объективный процесс, подготовивший этап эволюции образования для решения качественно иных задач. Все этапы формирования понятия педагогической технологии составляют следующую последовательность: аудиовизуальное образование, педагогическая техника, программированное обучение, алгоритмизация учения, оптимизация учебного процесса, дидактическая, информационная и педагогические технологии.
В толковом словаре (Ушаков) даётся следующее определение: Технология- совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве.
Анализ научно-методической литературы показал, что существуют различные трактовки понятия “педагогическая технология”. Это зависит от того, как различные авторы представляют структуру и составляющие технологического процесса в обучении.
Проанализировав понятие “педагогическая технология” в работах Беспалько В.П., Селевко Г.К. и др., выделим ключевые элементы, которые и определяют сущность данного понятия: строгость и однозначность целей обучения (для чего и почему?), что, в свою очередь должно способствовать структуре содержания и его отбору (что?), а также оптимальной организации процесса обучения (как?), более того, необходимо учитывать уровень квалификации учителя (кто?) и методы оценки результатов обучения (так ли это?).
Данные ключевые элементы в качестве критериев понятия “педагогическая технология” взяты за основу в нашем исследовании.
Технологический подход имеет характерные признаки:
- Основой технологического подхода является теория учебной деятельности и деятельностный подход к обучению, т.е. выделяются виды деятельности учителя и учащихся, направленные на осуществление процессов полного цикла учебно-познавательной деятельности, последовательность выполнения которых приводит к достижению поставленных целей;
- Технология обучения направлена на развитие личности в учебном процессе и поэтому позволяет организовать разноуровневое и личностно-ориентированное обучение;
- Технологическому подходу присуще диагностическое целеполагание – цели формулируются в действиях ученика или эталонах этих действий, которые можно надежно опознать и диагностировать;
- Технология обучения проектирует наиболее оптимальную организацию учебного материала для самостоятельной учебной деятельности учащихся – дидактические модули, блоки или циклы и специальные материалы для учащихся (технологические карты и учебные пособия);
- Технологический подход предполагает ориентацию учащихся, цель которой – разъяснение основных принципов и способов обучения, контроля и оценки результатов, мотивацию учебной деятельности, способствующие формированию познавательного интереса.
Школа сегодня редко является средоточием всей культурной жизни подростков, имеющих в своем распоряжении клубы, спортобщества и т.д. Авторитет учителя сегодня больше зависит от его личных качеств, чем от его положения. Весьма сложна и проблема индивидуализации воспитания, обучения и развития мышления у подростков в рамках массовой школы. Задача состоит в том, чтобы сделать школу организатором и координатором всей системы воспитания подрастающего поколения.
Поэтому тему эксперимента сформулировала следующим образом : “Проект, как одна из форм организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.Роль родителей в организации проектной деятельности.”
Проблема.
Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс глубже, шире, необходимо участие не только учеников и учителя, но и их родителей, а также при осуществлении проекта может проводиться поисковая, творческая работа. Поэтому возникла необходимость ввести технологию проектной деятельности.
Гипотеза.
Если формы и методы учебных занятий учащихся направить на планирование проектной деятельности, развитие у них познавательной активности, то это поможет приобретать знания в процессе планирования, поможет сформировать способ поисковой деятельности, расширить поле коллективной творческой деятельности.
Цель эксперимента.
Учить детей коммуникативности; развивать их познавательную активность, творчество, умение отбирать нужный материал .Изменение взаимоотношений между детьми и родителями.
Предмет исследования.
Влияние проектной деятельности на изменения отношений между родителями и учащимися, между родителями и учителем, между родителями и родителями.
Глава 1. Метод проектов как эффективное средство формирования образовательной компетентности
§1 О важности проектной деятельности
Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в США. Его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Поэтому чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодится им в жизни. Вот тут-то и требуется проблема из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. В результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы принимает контуры проектной деятельности. Со временем метод проектов претерпел некоторые изменения. Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов в настоящее время становится интегрированным компонентом системы образования.
Суть остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предлагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
При советской власти эти идеи довольно широко внедрялись, но недостаточно продумано и последовательно. Этот метод давал возможность ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому он был изъят из школы => снизилось внимание к основной философской идее образования – направленность его на ребенка и его развитие. Вместе с тем этот метод успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии.
Тезис понимания метода проектов: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую выполняют в Великобритании в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Часто подменяют групповой работой, внеклассными мероприятиями.
Цель проектного обучения:
- Способствовать повышению личной уверенности у
каждого участника проекта.
- Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного.
- Развить у каждого позитивный образ себя и других.
- Развить у учащихся умение истинно оценивать себя.
- Развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.
- Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.
- Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей интегрирования знаний, исследовательского поиска для её решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта.
- Использование исследовательских методов.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным.
- Тематику может предложить учитель с учётом учебной ситуации по предмету.
- Тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена самими учащимися.
- Тематика проектов может касаться какой-то темы с целью углубления знаний отдельных учеников.
Типология проектов
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причины в основном кроются в социальной сфере:
- Необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
- Актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.).
- Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.
- Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Типы проектов:
- Исследовательские
- Творческие
- Ролевые, игровые
- Ознакомительно-ориентировочные (информационные)
- Практико-ориентированные (прикладные).
§2 Проектная деятельность в начальной школе
Общепринято, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности.
Формирование этих социально значимых качеств и признан решить метод проектов.
Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов- неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Но почему-то считается, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься проектной деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками заниматься проектной деятельностью достаточно сложно (и физически и морально) для самих педагогов.
Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребёнка невелики- пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела
Каждый проект- вполне реальное дело для ученика: он знает цели, может своим умственным взором охватить весь процесс работы, может предвидеть затруднения, примерить к ним свои силёнки и составить план своей несложной работы.
Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т. д. Однако при всём их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности и продуктивности.
Выделим два ведущих признака в проектной технологии:
1) прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат. Технология проектной деятельности включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата (проекта).
2) Характер взаимодействия субъектов проектной деятельности- ученика и учителя.
Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:
- помогает ученикам определить цель деятельности;
- рекомендует источники получения информации;
- раскрывает возможные формы деятельности;
- содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
- создаёт условия для активности школьника;
- является партнёром;
- помогает ученику оценить полученный результат и т. д.
Действия ученика можно охарактеризовать так:
- определяет цель своей деятельности;
- открывает новые знания;
- экспериментирует;
- выбирает пути решения возникающих проблем;
- несёт ответственность за свою деятельность и т. д.
Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:
- качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
- умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.
Зададим себе вопрос: готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения? Ответ: конечно же, нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Так же исследовательские умения ребёнка не могут, если он не будет вовлечён в исследовательский процесс.
Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
- желание самого ребёнка;
- благоприятная среда;
- грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.
Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной.
Глава 2. Роль родителей в проектной деятельности
Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу.
Итак, третий субъект проектной деятельности в начальной школе, я считаю – это родители.
Рассмотрим эту сторону организации проектной деятельности младших школьников.
Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
“Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы:
Что такое метод проектов? (очень немного теории)
Каковы этапы выполнения проекта?
Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
- выбор темы проекта;
- выдвижение первоначальных идей;
- выбор лучшей идеи;
- планирование проектной деятельности;
- оценка и самооценка проекта.
- презентация проекта.
Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?
На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:
- помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
- записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.
Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.
Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.
При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.
На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.
Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.
Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.
При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).
На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.
По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.
И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.
Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
- консультируют;
- отслеживают выполнение плана;
- решают оперативные вопросы;
- помогают в предварительной оценке проекта;
- участвуют в подготовке презентации;
- обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
- Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
- Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
Глава 3. Проектные шаги в рамках реализации общешкольного эксперимента
С 2004 года наше образовательное учреждение работает над реализацией Российского эксперимента по теме “Детско-взрослое проектирование в начальной школе”. Наш класс включился в экспериментальную деятельность в 2005 году.
На протяжении 2005-2006 уч. года (1 класс) шла подготовительная работа: знакомство с проектной технологией (родители, учитель) и особенностями данной технологии в начальной школе; реализация факультативного курса ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для учащихся, знакомство с результатами эксперимента “пилотного” класса (класс, в котором эксперимент был начат на год раньше), работа с психологической службой, администрацией по выработке психологического и педагогического мониторинга.
С 2006 года – включение в проектную деятельность.
Учитывая индивидуальные, творческие возможности детей моего класса, мы вместе с родителями, рассмотрев предложение об участии в проектной деятельности, пришли к мнению: начать работу.
Темы проекта были выбраны не случайно. Они связаны с интересами детей на данном этапе учёбы. Мы поработали над тремя проектами. Во всех трёх проектах родители приняли активное участие
ПРОЕКТ “ГЕРОИ АНГЛИЙСКИХ СКАЗОК”.
С большим волнением мы приступили к работе над первым проектом “Герои английских сказок”. Это проект был долгосрочным. В работу включились очень дружно. В нём приняло участие 23 ребёнка и 19 родителей. Необходимость данного проекта вызвана тем, что в связи с введением нового предмета, английского языка, у детей возникло желание узнать больше об Англии, о книгах, которые читают английские школьники. Познакомившись с книгами, они захотели поближе познакомиться с героями сказок, с которыми они встречались на уроках английского языка.
У родителей тоже были поставлена своя дополнительная цель: ознакомиться с сутью метода проектов и определение их роли в проекте.
Так как это был самый первый проект, было много идей, то детям трудно было выбрать и сформулировать тему и задачи проекта. Именно на этом этапе нам потребовалась помощь родителей. Были организованы группы, и во время заседаний групп – принято решение поближе познакомиться с произведениями Р. Киплинга. Намечен план действий и распределены роли, задания по направлениям родители – дети. Неоценимую помощь детям родители оказали на этапе изучения литературы, посещение библиотек, на этапе подготовки выводов по результатам выполнения проекта и их презентации. Родители вместе с детьми готовили дома костюмы, оформление для зала, выполняли совместные поделки ,сделали картину из теста, рисовали рисунки, придумывали различные задания для заключительного праздника.. Презентация данного проекта прошла в виде спортивного праздника под названием: “Маугли. Тропа джунглей.” Сам праздники провели родители. Дети были его участниками
На этот спортивный праздник мы пригласили поучаствовать и ребят 4 класса.
Первый совместный проект показал, что за период работы над ним родители и дети стали ближе друг к другу, большинство родителей стали “ героями” в глазах детей. Родители помогли ученикам, чьи мамы и папы не пожелали работать в данном проекте, тоже быть активными участниками всех дел.
ПРОЕКТ “РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЁЛКА”.
Необходимость данного проекта вызвана тем, что ученики начальных классов-это творческие личности, способные добиться успеха, совместно трудиться на общее дело умеющие общаться. В последнее время вырос интерес к религии, к церкви, к Библии, изучению национальной культуры, традиций, обычаев. Вот и возник вопрос о том, чтобы расширить представление о празднике Рождества не только в нашей стране, но и в Англии.
Ведущая идея проекта-осознание того, что вместе с родителями они приступили к осуществлению данного проекта.
После первого проекта, где родители брали на себя большой объём работы, решили во втором проекте дать больше самостоятельности самим детям . Второй проект “Рождественская ёлка” был краткосрочным. Вместе с нами в работе над проектом принимали участие учителя английского языка Кадочникова М. Г. И Мовчан Т. Н. В работе приняли участие 24 ребёнка и 11 родителей. Родители оказывали помощь детям на каждом этапе. Они вместе с детьми:
Определили тему, цель, сформулировали задачи проекта, был намечен план работы.
Подбирали материала о праздновании Рождества во всём мире.
Познакомили с Библией, с историей рождения Иисуса.
Изготовляли вместе с детьми игрушки на ёлку, а потом её наряжали все вместе.
Объединились по группам с детьми, и каждая группа выпускала свою газету.
Готовили костюмы.
Сходили с детьми в храм.
Выпекали рождественское печенье.
Подбирали рождественские игры.
Разучивали рождественские песни.
Помогли в обработке материала и составлении презентации на компьютере.
Презентация прошла в виде театрализованного представления, где участвовали и дети, и родители.
Это театрализованное представление (отрывок о рождении Иисуса) мы показали ученикам 5-6 класса, а весь праздник младшим классам нашей школы.
ПРОЕКТ “МОЁ ОТЕЧЕСТВО – МОЙ ГОРОД!”
Необходимость данного проекта вызвана тем, что дети, живя в нашем городе, проходя каждый день по улицам, мимо магазинов, зданий, памятных знаков, совсем не знают историю города: с чего всё начиналось? Кто были первыми строителями нашего города? Что сохранилось с тех первых лет жизни нашего города?
Третий проект “Моё Отечество- Мой город!” был самым продолжительным. В нём участвовало 24 ребёнка и 12 родителей. Была проделана большой объём работы. И тут родители были помощниками на всех этапах. Работа велась в двух направлениях:
- Мероприятия, проводимые в классе и школе;
- Мероприятия, проводимые вне школы.
Много времени ребята с родителями занимались изучением литературы дома, работали в читальном зале библиотеки “Первоцвет”.В библиотеке семейного чтения просмотрели фильм о городе. Посетили краеведческий музей, ЗАГС, библиотеки города, архив, познакомились с историческими для города документами, ездили на экскурсию по старому городу, разучили песню про город, танец. Родители приготовили костюмы для музыкального номера. Помогли через адресный стол узнать, кто из первопроходцев, известных людей того времени, живёт сейчас в нашем городе, познакомились с женой первопроходца Анной Перетолчиной. Родители провели среди детей конкурс стихов об Усть-Илимске. А две семьи написали свои стихи, сочиняли их вместе с детьми. Помогли детям организовать выставку книг, фотографий, рисунков, песен о городе. Благодаря поддержке и помощи родителей весь собранный материал удалось систематизировать, эстетически оформить, приобщить фотоматериалы, оформив папку проекта, а так же сделать мультимедиа проекта. Приготовили презентацию под названием: “Первое в Усть- Илимске первые 10 лет.” Показали её на семинаре для завучей школ апреле2007 года.
Заключение
Среди родителей была проведена анкета, в которой была поставлена цель: узнать, как влияет степень участия родителей в раскрытии творческого потенциала ребёнка. Было опрошено 22 человека участников проекта и тех, кто не участвовал в работе.
Оказалось, что:
- 12 опрошенных родителей знают ребёнка, поддерживают его творческое развитие.
- У 10 опрошенных – активность ребёнка стимулируется по мере возможности.
В первой группе преобладали родители-участники проектов.
То есть родители стали более внимательны к своим детям, всячески помогают и поддерживают их, много творческих дел стали выполнять сообща.
Во второй анкете были заданы такие вопросы:
1. Что такое в вашем понимании проектная деятельность.
По сравнению с первым опросом, который проводился в начале работы, сейчас:
- 15 человек ответили, что это совместная исследовательская деятельность;
- 3 – что это презентация, походы, экскурсии, совместная исследовательская деятельность;
- 2 – презентация.
Как видим за год работы родители стали понимать суть метода проектов.
2. Считаете ли вы, что проектная деятельность является нужной и полезной для учеников начальной школы?
- Все родители ответили-да.
Вот некоторые мнения:
- Безусловно! Узнают много нового, высказывают свои суждения, мнения, вырабатывают любознательность, ответственность, умение работать в коллективе.
Расширяет кругозор ребёнка и применение разных идей на практике.
Дети много узнают. Познают мир по-новому, сближаются с родителями.
Роль родителей в проектной деятельности.
15 человек – участие и помощь;
3 – организация и направление деятельности;
2 – были пассивны, пожелали включиться в работу.
3. Нравится ли вам работать вместе с детьми.
- Участвовать вместе с детьми взрослому не менее интересно, такое участие своего рода сотворчество.
- Вместе с ним расту и я и так же узнаю много нового .Мы помогаем друг другу. Я по-другому посмотрела на своего ребёнка.
- Если ребёнок увлечён, увлекаешься сам и с ним работать интересно.
- Это интересное и увлекательное занятие.
- Да. Нравится из-за большего общения с сыном и возможности видеть его способности, приоритеты.
- Вместе узнаём что-то новое, сближает с ребёнком.
- Удивляешься, сколько идей в таком маленьком человечке!
- Очень! Учатся не только дети, но и мы сами, узнаём много нового в наших детях. Оказывается они творческие, интересны ,трудоспособные.
Таким образом, в ходе выполнения проекта родители могли выступить одновременно в нескольких ролях:
- консультировать;
- отслеживать выполнение плана;
- решать оперативные вопросы;
- помогать в предварительной оценке проекта;
- участвовать в подготовке презентации и в самой презентации.
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.
Список используемой литературы:
- Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе(О. В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006.
- Землянская Е. Н.,Чугреева М. К. Учебные проекты младших школьников.
- Журнал “Начальное образование” №5, 2006.
- Журнал “Классный руководитель” №6, 2003.
- Журнал “Завуч начальной школы” №6, 2007.
- Журнал “Управление школой” №3, 2007.
- Журнал “Начальная школа плюс до и после”, №11, №5, 2004.
- Методические рекомендации к семинару “Проективно-технологическая компетентность преподавателя”, Усть-Илимск, 2003.
- Попова Т.Г. Инновации на уроках математики // Сборник X Межрегиональной научно-практ. конф. преподавателей школ, инновационных учебных заведений и ВУЗов. Иркутск.: Март, 2003.
- Попова Т.Г. Формирование и развитие комбинаторно-логического мышления старшеклассников. // Диссертационные материалы 2006-2007 уч. год.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. – М.: издательский центр “Академия”, 2001.
- Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2000. №2, №3.
- Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И. – М.: “Терра”,1996.
- Толковый словарь русского языка. Под ред. Проф. Д. Ушакова. – М.: ТЕРРА, 1996.
- http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm
- http://www.specialschool.ru/experiment/?id=43
- https://urok.1sept.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=314338