Одной из важных задач курса математики в начальной школе является формирование устойчивых вычислительных навыков. Для решения этой задачи совершенно естественно использовать информационные технологии на уроках математики. Предлагаемая компьютерная программа “Устный счет” позволяет организовать самостоятельную работу младших школьников как в школе, так и дома, и добиться хороших результатов в овладении навыками устного счета.
Начало работы с программой
Для того, чтобы начать пользоваться программой, необходимо выполнить следующие шаги (см. рисунок 1):
- Запустить исполняемый файл;
- Выбрать класс (появится список учеников класса);
- Найти свою фамилию (появится фотография ученика);
- Выбрать тип задания (сложение, вычитание, умножение, деление);
- Выбрать уровень сложности;
- Нажать кнопку “СТАРТ”;
Рисунок 1. Начало работы с программой
Выполнение заданий
После нажатия кнопки “СТАРТ”, в соответствии с выбранными настройками формируется набор из десяти примеров (используется генератор случайных чисел; в рамках одного набора примеры не повторяются).
Правильный ответ нужно ввести с клавиатуры. Если введено неправильное число, оно выделяется красным, и примерно через 2 секунды появляется правильный ответ.
Количество ошибок учитывается, в конце выставляется оценка. Все оценки сохраняются в журнале и доступны для просмотра.
На рисунке 2 представлен снимок экрана во время выполнения задания.
Рисунок 2. Выполнение задания
Уровни сложности
Система уровней сложности заданий компьютерного тренажера “Устный счет” основана на методических рекомендациях по математике по программе “Перспективной начальной школы” [1].
Уровни сложности для сложения и вычитания приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Уровни сложности для сложения
№ | Описание | Обозначение |
1 | Сложение однозначного числа и единицы | 4 + 1 |
2 | Сложение однозначного числа и двойки | 4 + 2 |
3 | Сложение в пределах 10 | 4 + 3 |
4 | Сложение в пределах 20 | 8 + 7 |
5 | Сложение круглого и однозначного | 20 + 3 |
6 | Сложение двузначного и однозначного без перехода через десяток | 24 + 3 |
7 | Сложение двузначного и однозначного с переходом через десяток | 28 + 7 |
8 | Сложение двух круглых чисел | 20 + 10 |
9 | Сложение круглого и двузначного | 20 + 13 |
10 | Сложение двузначных чисел без перехода через десяток | 24 + 13 |
11 | Сложение в пределах 100 | 28 + 17 |
Таблица 2. Уровни сложности для вычитания
№ | Описание | Обозначение |
1 | Вычитание единицы из однозначного числа | 5 – 1 |
2 | Вычитание двойки из однозначного числа | 6 – 2 |
3 | Вычитание в пределах 10 | 7 – 3 |
4 | Вычитание в пределах 20 | 15 – 7 |
5 | Вычитание однозначного из круглого | 20 – 7 |
6 | Вычитание однозначного из двузначного без перехода через десяток | 27 – 3 |
7 | Вычитание однозначного из двузначного с переходом через десяток | 35 – 7 |
8 | Вычитание круглого из круглого | 30 – 10 |
9 | Вычитание из круглого двузначного | 33 – 20 |
10 | Вычитание двузначного из двузначного без перехода через десяток | 37 – 13 |
11 | Вычитание в пределах 100 | 45 – 17 |
Уровни сложности для умножения и деления соответствуют обычному порядку изучения таблицы умножения: умножение на 2, на 3, и так далее.
Для каждого из перечисленных вариантов возможно дополнительное усложнение заданий – примеры “с окошками”, например:
5 | + | . | = | 8 |
Результаты использования компьютерной программы “Устный счет”
Практическое использование программы “Устный счет” позволило сделать ряд выводов:
- Большое количество уровней с постепенным усложнением обеспечивает ступенчатый характер совершенствования вычислительных навыков, что положительно сказывается на мотивации ученика.
- Важное свойство использования компьютерной программы для отработки вычислительных навыков – интерактивность. Оценка за решенные примеры выставляется сразу, а в случае ошибки всегда появляется правильный ответ, что способствует более быстрому запоминанию.
- Оценку ставит компьютер, поэтому не возникает никаких негативных эмоций по поводу “необъективности” учителя по отношению к ученику. При этом учитель освобождается от проверки всего этого огромного количества примеров.
- Работа с программой-тренажером воспринимается детьми как игра, поэтому требуемый результат достигается с гораздо меньшими затратами сил и времени.
- Естественное желание ребенка попасть в игре “на следующий уровень” и доступность заданий любой сложности приводят часто к опережению программы.
Список литературы
- Чекин А.Л. Математика: Методическое пособие для учителя. В 2 частях. – М.: Академкнига / Учебник, 2002-2004, 2005