Обучение и воспитание детей, которые будут жить и заниматься профессиональной деятельностью в ХХI веке, невозможно без учета современных знаний в области экологии, взаимоотношений цивилизации с экосистемой планеты. В этих условиях особенно актуальна программа экологического образования, которая соединяет задачи формирования системы знаний ребенка о природе с новым взглядом на место и роль человека на Земле.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью. Она возбуждает их любознательность. Но, к сожалению, учащиеся поверхностно знакомы с богатством и особенностью окружающей природы, что затрудняет им глубже узнать этот мир, почувствовать его красоту, без чего невозможно развивать внутреннюю потребность, не нарушив природный баланс своим присутствием и убеждением, жизнедеятельностью.
Убеждение человека формируется с детства. Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенок наиболее чувствителен к восприятию таких общечеловеческих ценностей, как красота, одухотворенность и совершенство природы. Поэтому программа ориентирована именно на этот возраст. Не менее важно значение программы в построении коррекционно-развивающего пространства.
Обращение к природе развивает у детей умственные особенности, логическое мышление, речь. А переплетение экологии и краеведческой работы позволяет расширить границы познания учащихся средствами предметного освоения окружающего мира как бы по спирали – от родного “гнезда”, родного края к Отечеству.
Такую логику построение эколого-краеведческой работы подтверждают принципы педагогики: природосообразности, системности, доступности, мотивации учения.
В процессе эколого-краеведческой работы происходит духовное общение с природой, раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир.
Для детей-сирот особенно важно ведение работы по краеведению. Изучая природу родного края, ее быт, традиции, праздники, произведения УНТ в детях воспитывается любовь к родному Отечеству.
Программа спецкурса включает двенадцать тем, рассчитанных на 68 часов.
В процессе работы возможно использование разнообразных методов и приемов:
- чтение стихов, рассказов русских писателей и поэтов; чтение легенд, мифов, библейских притч и их анализ;
- чтение загадок, пословиц, поговорок, скороговорок, сказок, былин;
- рассматривание физической карты мира, энтомологических коллекций, репродукций картин Пензенских художников, знакомство с глобусом;
- беседа, объяснение;
- групповая работа;
- исследования, опыты, мониторинги;
- методы арттерапии;
- малая психологическая игра;
- метод проектов;
- игровые упражнения;
- викторины на знание народных примет;
- прослушивание природных шумов, песен о Сурском крае, голосов птиц;
- составление гербария, икебаны, Красной книги Лопуховского леса, фотоальбома “Дарю людям радость”;
- написание сочинений – миниатюр, придумывание сказок, историй;
- рисование, оригами, лепка, папье-маше;
- разучивание лирических песен о Сурском крае.
Рекомендуется проводить по программе спецкурса интегрированные уроки , привлекая учителей музыки, физкультуры логопедов, а также экскурсии, путешествие по экологической тропе. Необходимо с первого урока начать составление Красной книги региона, куда заносятся экокомпоненты, подлежащие особой защите и охране.
Программа спецкурса может быть использована в системе непрерывного образования начальной школы интегрировано в курсе “Окружающий мир” в 3-4 классах.
Основная цель.
Формирование нового экологического мышления, основанного на понимании красоты родной природы, взаимосвязи человека и природы.
Задачи:
- формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе родного края;
- овладение новыми нормами и правилами поведения в окружающей среде;
- формирование разумного отношения к экосистеме;
- формирование новой системы духовных ценностей учащихся, базирующихся на эстетических компонентах программы;
- увеличение познавательного интереса школьников;
- формирование творческой деятельности учащихся.
Учебно-тематический план.
3 класс (34 часа)
Живая и неживая природа.
№ | Название темы | Количество | часов |
лекционные | практические | ||
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7. 8. |
Мы - жители Земли Неживая природа. Воздух и его охрана в Пензенской области. Неживая природа. Вода и ее охрана. Водоемы Пензенской области. Неживая природа. Почва и ее охрана. Рельеф Пензенской области. Живая природа. Растения, произрастающие в Пензенской области. Живая природа. Животные, обитающие в Пензенской области Создание проекта по спасению Земного шара. Заключение. |
3 2
2
4
4
5
- - |
2 2
2
-
3
2 1
2 |
Общее количество | 20 | 14 |
Мы - жители Земли (5 часов).
Знакомство со строением планеты Земля, ее месте в звездной системе. Изучение представлений древних о форме нашей планеты на примере Древней Индии и Древней Руси. Первые путешественники и первые открытия. Кругосветное путешествие Магеллана.
Практическая часть: рассматривание физической карты мира, глобуса, конструирование макета планеты в технике папье-маше.
Неживая природа.
Воздух и его охрана в Пензенской области (4 часа)
Значение воздуха для живых организмов, атмосферные явления (ветер и его свойства, гроза, молния, радуга), облака и их виды. Охрана воздуха в Пензенской области.
Практическая часть: проведение опытов, прослушивание аудиозаписей ветра разной силы, запуск воздушного змея.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: экскурсия в близлежащие села для составления сборника народных примет, данной местности, связанных с изучаемыми природными явлениями.
Неживая природа.
Вода и ее охрана. Водоемы Пензенской области (4 часа).
Богатство и красота мира воды. Значение воды. Свойства воды. Нравственная сторона водоочищения. Три агрегатных состояния воды. Круговорот воды в природе.
Легенда о владыке всех морей и океанов из греческой и римской мифологии.
Рождение дождя. Виды водоемов: реки, озера, пруды, моря, океаны. Водоемы Пензенской области: Лопуховские пруды, крупные реки: Сура, Ворона, Хопер, Мокша.
Охрана воды.
Практическая часть: опыты с водой для изучения ее свойств, рассматривание физической карты мира, слушание аудиозаписей шума воды, моделирование ручьев из бумаги, рисование спокойного и бушующего моря.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: экскурсия на Лопуховские пруды для ознакомления со свойствами воды.
Неживая природа.
Почва и ее охрана. Рельеф Пензенской области (4 часа)
Различие понятий земля и почва. Виды почв и их свойства. Изучение различных видов камней по форме, по красоте, по качествам. История драгоценных камней. Легенды о талисманах. Горы. Рельеф Пензенской области: Среднерусская возвышенность. Охрана почв.
Практическая часть: проведение опытов для изучения свойств почвы, рассматривание физической карты мира и драгоценных камней, рисование на тему: “Какой я вижу землю”.
Живая природа.
Растения, произрастающие в Пензенской области (7 часов)
Живые объекты природы.
Строение растений. Легенды о цветах, кустарниках, травах, обитающих в лесах Пензенской области.
Значение леса в жизни человека.
Знакомство с представителями лесного сообщества на примере Лопуховского леса: лесные этажи, (деревья, кустарники, травы, мхи, грибы), питание растений. Виды лесов: лиственные, хвойные, смешанные.
Виды лесов по названию деревьев, в них произрастающих: липняк, бор, ельник, рябинник, осинник, орешник, роща, дубняк.
Луг и его значение в жизни человека.
Знакомство с представителями сообщества луга на примере Лопуховских лугов.
Охрана лесов и лугов.
Практическая часть: рассматривание образцов растений в гербариях, составление гербария, икебаны, оформление фотоальбома “Дарю людям радость”, рисование и оригами, сочинение-миниатюра на тему “Мой любимый цветок”, приготовление фиточая с использованием дикорастущих трав.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: путешествие по экологической тропе ранней весной, посещение Борока -участка заповедника Приволжская лесостепь на реке Кададе.
Живая природа.
Животные, обитающие в Пензенской области (7 часов)
Классификация животных. Места обитания животных, зависимость строения тела от места обитания. Археология – наука о вымерших животных.
Земля – планета насекомых. Паукообразные. Рыбы – низший тип хордовых.
Покорители воздушного океана. Птицы Лопуховского леса. Виды животных, обитающих в Пензенской области. Влияние человека на мир животных. Их место в экосистеме и охрана.
Практическая часть: рассматривание энтомологических коллекций, проведение опытов с пером птиц, слушание голосов птиц в Лопуховском лесу, рисование птиц, оригами животных.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, в зоологический музей ЕГФ ПГПУ для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
Создание проекта по спасению Земного шара.
Заключение. (3 часа)
Обобщение и систематизация знаний о живой и неживой природе. Создание проекта по спасению планеты Земля от глобальной экологической катастрофы. Летние задания по сбору лекарственных трав, проведение эколого-краеведческой олимпиады для учащихся и воспитателей.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- что такое природа, живая и неживая;
- взаимосвязи природы;
- название частей растений;
- особенности деревьев, кустарников, трав, лиственных и хвойных растений, произрастающих в Пензенской области;
- классификацию животных, названия 3-4 видов каждого типа животных, обитающих в Пензенской области;
- свойства воздуха, воды, почвы;
- особенности охраны природы в Пензенской области.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
- различать наиболее распространенные в данной местности растения;
- охранять растения и животных, правильно вести себя в природе;
- пользоваться оборудованием для проведения опытов и практических работ, предусмотренных программой;
- определять уровень загрязнения воздуха и воды в микрорайоне школы;
- принимать участие в озеленении и противоэрозийных мероприятиях ближайшего природного окружения.
4 класс (34 часа)
Природа и мы.
№ | Название темы | Количество | часов |
лекционные | практические | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Экологические профессии Знакомство с “Красной книгой Пензенской области” Путешествие по экологической тропе Лопуховского детского дома. Сбор экземпляров для экологической книги. Проведение исследований. Составление “Красной книги Лопуховского леса” Экология и Пензенский фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни родного края о природе) Знаменитые художники – пейзажисты Н. Савицкий и Горюшкин - Сорокопудов – наши земляки Экологическая сказка “Сказ про то, как Иванушка Лопуховское царство спасал” - творческий отчет. Заключение |
3 3 - 3 2 2 2 |
1 - 8 2 5 2 |
Общее количество | 16 | 18 |
Экологические профессии (4 часа)
Что это такое? Знакомство с деятельностью плодоовощевода, лесничего, пчеловода, садовода-декоратора, селекционера. Изучение плодов деятельности этих людей.
Практическая часть: составление “Альбома моих друзей” из рисунков детей о профессиях, фотоальбома “Дарю людям радость” о плодах профессиональной деятельности.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: посещение тепличного комбината в г. Пензе с целью ознакомления с деятельностью селекционеров; организация встреч с лесниками Лопуховского лесхоза для ознакомления с их деятельностью.
Знакомство с “Красной книгой Пензенской области” (3 часа)
“Красная книга” - что это такое? “Красная книга РФ” “Красная книга Пензенской области”
Практическая часть: рассматривание “Красной книги” с целью выявления ее структуры и содержания.
Путешествие по экологической тропе (8 часов)
Практическая часть: сбор материала и проведение исследований и опытов; составление экологической книги.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: экскурсия в Лопуховский лес.
Составление “Красной книги Лопуховского леса” (5 часов)
Значение “Красной книги” для жителей данной местности.
Практическая часть: сбор материалов о растениях и животных, требующих охраны, красочное оформление “Красной книги Лопуховского леса”
Экология и Пензенский фольклор (7 часов)
Знакомство с произведениями УНТ (пословицами, поговорками, загадками, лирическими песнями), созданными жителями Пензенской области о родной природе. М. Смирнова, О. Гришин, О. Панькина, Ю. Сысоев – Пензенские поэты – песенники.
Практическая часть: разучивание и исполнение детьми лирических песен о Пензенском крае, сбор экспонатов для музея “Исток”
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: посещение концертов народных коллективов “Миряне”, “Голоса России”, “Реченька”, народного хора им. О.В. Гришина в драматическом театре г. Пензы; организация и проведение культурных экспедиций в близлежащие села с целью сбора фольклорного материала.
Знаменитые художники – пензенцы (4 часа)
К. Савицкий и Горюшкин – Сорокопудов – наши земляки. Пейзажи знаменитых художников.
Современные художники – пейзажисты Сурского края.
Практическая часть: рассматривание и анализ репродукции картин, рисование учащимися картин природы.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: посещение картинной галереи им. К. Савицкого в г. Пензе с целью ознакомления с творчеством знаменитого земляка; организация встречи с современными художниками-пейзажистами.
Творческий отчет (2часа)
Практическая часть: инсценирование “Сказка о том, как Иванушка Лопуховское царство спасал”
Заключение (1 час)
Обобщение и систематизация знаний о роли человека в сохранении природы родного края. Летние задания: сбор фольклорного материала, созданного жителями Пензенской земли.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- название экологических профессий;
- значение и структуру Красной книги;
- пословицы, поговорки, загадки, лирические песни, созданные жителями Пензенской области;
- знаменитых художников – земляков.
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
- уметь проводить исследования и опыты, предусмотренные программой;
- применять знания экологических правил;
- уметь собирать материал о растениях и животных, требующих охраны;
- исполнять несколько лирических песен о родном крае;
- уметь анализировать репродукции картин Пензенских художников;
- охранять растения и животных, правильно вести себя в природе.
Условия реализации программы.
Для реализации данной программы необходимы:
- физическая карта мира;
- глобус;
Красная книга РФ, Красная книга Пензенской области;
- сборники пословиц, поговорок, загадок;
- сборники стихов и рассказов русских писателей и поэтов;
- легенды и мифы древних народов;
- репродукции картин художников;
- аудиозаписи для прослушивания, магнитофон;
- материалы для проведения опытов и наблюдений, предусмотренных программой, материалы для моделирования и рисования;
- энтомологические коллекции;
- гербарий;
- образцы драгоценных камней;
- лекарственные травы для приготовления фиточая;
- костюмы для проведения творческого отчета.
Литература.
- Агесс П. Ключ к экологии. – Л.; 1982.
- Акимушкин И. Мир животных. –М.: Молодая гвардия, 1971.
- Берюкова Е.Л., Груздева Н.В. Окружающий мир. Природоведение. Экология. – М., 1972.
- Вент Ф.В мире растений. – М., 1972.
- Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. – Начальная школа – 2003 - № 2 – с. 110.
- Кошмина И. Межпредметные связи в начальной школе. – М., 2001.
- Лаптев И.Д. Надежды зеленого дома. – М.: Дет. лит., 1980.
- Охранять природу – значит охранять Родину/ под редакцией Баканиной Ф. – Горький, 1983.
- Степанова Н.А. Работа по экологии и краеведению. – Начальная школа – 2003 - № 2 – с. 107.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль, 1997.
- Экологическое воспитание младшие школьники. – Йошкар-Ола, 2002.
- Экологическое воспитание в семье. – Н. Новгород, 1991.