Неделя биологического разнообразия

Разделы: Внеклассная работа


Оборудование:

  • столик с заготовками для эмблем,
  • цветные карандаши,
  • корзина с призами,
  • украшенная букетиками искусственных цветов,
  • мелкие призы (сладкие)

У входа объявление: “сегодня по Указу Повелительницы Флоры и Фауны – День Растений, а посему разрешается:

  • иметь эмблему своего любимого растения (не обязательно цветка);
  • говорить комплименты;
  • восторгаться растениями.
  • Запрещается:
  • быть злом и колючим.

Сбор в 16.00 в актовом зале”

Оформление зала:

  • на стене слова “Да здравствуют растения!”,
  • вырезанные из бумаги цветы, листья,
  • на стенах плакаты о необходимости охраны флоры,
  • надписи с цитатами о значении и красоте растений.

Ведущая украшена цветами, на голове – венок.

Ведущая. Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки, здравствуйте, дорогие цветы!

Разрешите мне от имени и по поручению Повелительницы Флоры и Фауны начать Неделю, посвященную Международному дню биологического разнообразия. Что это за день такой замечательный, что его отмечают все народы Земли? Дело в том, что за последние десятилетия исчезло большое количество растений и животных. И чтобы привлечь внимание людей к этой важной проблеме и отмечается этот день. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде была принята первая Конвенция о сохранении биоразнообразия, которую подписали более 50 стран. Она вступила в силу 29 декабря 1993 года. С тех пор этот день считается Международным днем биологического разнообразия.

Сохранение биоразнообразия – это сохранение видов самых разных животных, растений, тех самых травинок, цветов, деревьев, которые окружают нас с вами. Посмотрите вокруг: зал украшен комнатными растениями. А для чего они нужны?

(Ответы детей: очищают воздух, украшают наши квартиры и т.д.) Верно.

А для чего вообще нужны растения на Земле?

(Ответы детей: они дают пищу, из них строят дома, они вырабатывают кислород и т.д.) Правильно.

С давних пор люди восхищались красотой растений, украшали дома и себя цветами. Посмотрите, друг на друга: ваша одежда яркая, красивая, как цветы; посмотрите на меня: мое платье украшено цветами, на голове венок, который мне подарила Флора – Царица растений.

Сегодня утром вы нарисовали и прикрепили на грудь эмблему своего самого любимого растения: у кого-то это елочка, у кого-то роза. А какое же растение самое любимое у многих? Сейчас мы соберем эмблемы и посмотрим, какое растение чаще всего встречается на эмблемах. А пока мои помощники подсчитывают, мы поиграем в игру “Трава, кустарники, деревья”.

(Дети встают. Ведущая говорит название кустарника, травянистого растения, дерева, а дети должны правильно его изобразить, т.е., если одуванчик – присесть, шиповник – встать прямо, руки вниз, береза – руки вверх – это дерево.)

Подведем итоги. Самым любимым оказался (или оказалась) – ромашка.

Расскажите о нем как можно больше! Можете прочитать стихотворение, спеть песню, рассказать, где растет это растение, что любит, что не любит и т.д. (Дети рассказывают. За самый интересный рассказ – приз.)

А теперь отгадайте загадки о растениях:

  • Ягодка – не сладость, зато глазу радость и лесам украшенье, и дроздам угощенье. (Рябина.)
  • Вроде сосен, вроде елок, а зимой без иголок. (Лиственница.)
  • Какие наши растения заживляют раны? (Подорожник, чистотел.)
  • Назовите деревья-целители. (Береза, ель, липа, дуб.)

Молодцы! Вот вам подарки от Повелительницы.

Итак, сегодняшний день – День Растений – подходит к концу. Растений на Земле – великое множество, но с каждым днем их число сокращается. А ведь, если будут растения – будет кислород, будет кислород – будет вода, будет вода – будет хлеб, а если объединятся растения, вода, земля и кислород – будет Жизнь. Так давайте же беречь, охранять и любоваться растениями!

День второй: ДЕНЬ ЛЯГУШКИ

Оборудование: четыре пластмассовых таза, горох, корзиночка с призами, на корзинке – пластмассовая лягушка.

Оформление зала: на одной из стен слова: "Да здравствуют лягушки!", рисунок лягушки, на других – фотографии земноводных, обитающих в Якутии.

Объявление о Дне Лягушки:

"Нынешний день в стране Флоры и Фауны объявляется днем Лягушки.

Сегодня разрешается:

  • приветствовать друг друга кваканьем;
  • "петь" по-лягушачьи на все лады.

Запрещается: зарываться в ил и впадать в спячку.

Для проверки исполнения данного указания ждем вас в актовом зале".

Ведущая. Ква-ква, лягушата! Сегодня Повелительница Страны превратила вас всех в лягушат. Все квакали, приветствуя друг друга? Выходите, кто не квакал! Вот вам задание: проскакать по-лягушачьи. (Проводится игра "Лягушачьи бега". Самым быстрым – приз).

А знаете ли вы откуда пошло слово "лягушка"? От слова "ляга" – нога, бедро. "Лягать" – ударять ногами. Владимир Даль в своем знаменитом словаре отмечал: "лягать" – ходить прыжками, т.е. прыгать, как лягушка.

У лягушек кваканье – весеннее приветствие. В весенний или летний вечер кажется, что лягушки веселятся, поют лягухи-веселухи. А давайте и мы с вами попробуем выбрать самого лучшего квакалыцика. (Проводит конкурс квакальщиков. Приз получает тот, у кого лучше всех получилось квакать.)

С давних пор люди наблюдали за лягушками, жабами, за их поведением. Лягушки и жабы предсказывали погоду. Знаете ли вы приметы, связанные с этими животными?

(Ответы детей: "лягушка квакает – дождь зовет", "жабы в нору спрятались – на хорошую погоду", "жабы днем на дорожку сада выходятперед дождем" и др.)

Сложены о лягушке и басни, и сказки. Какие сказки вы знаете, где героиня – лягушка?

(Ответы детей: "Царевна-лягушка", "Лягушка-путешественница", "Дюймовочка".)

В сказке "Царевна-лягушка" смеются люди над лягушкой, а ведь как часто бывает, что красота, ум, трудолюбие скрыты под неприметной внешностью.

Многие земноводные (а именно к этому классу относится наша сегодняшняя героиня) находятся в опасности из-за деятельности человека: их давят машины, употребляют в пишу, да и просто безжалостно убивают. Как бы совсем без них не остаться. В настоящее время под угрозой исчезновения находится целый класс царства животных – класс земноводных. Как вы думаете, нужны ли лягушки, жабы, тритоны?

(Ответы детей: поедают насекомых, их личинок.) Верно, ребята!

Получается, что эти животные очень нужны. Ведь теми же лягушками, жабами, тритонами питаются рыбы, птицы и другие животные. В природе все взаимосвязано!

А для того чтобы лягушки размножались, им нужна чистая воды в реках, озерах, болотах. К сожалению, человек то загрязняет, то осушает эти водоемы, и икринки погибают. Сейчас мы с вами потренируемся в спасении икринок.

(Проводится игра "Спаси икринки": "икринки"- горох, "загрязнены" опилками и керамзитом в тазике с водой -"озере" Задача командам из 5-6 человек: выловить "икринки" из загрязненного водоема и перенести их в чистый – в тазик с чистой водой, который находится в другом конце зала Победившей команде – призы Повелительницы.) Молодцы, спасатели!

А знаете ли вы, какие земноводные обитают в нашей республики Якутия? Обратите внимание на эти фотографии: здесь "портреты" серой жабы, остромордой лягушки, сибирского углозуба (посмотрите, какой он маленький, хрупкий). Запомните их, ребята, и берегите!

В Париже и в Токио поставлены памятники Лягушке, а норвежская пословица гласит: "Кто дружен с лягушкой, тому она приносит золото". Давайте вместе скажем: "Да здравствуют лягушки!". И будем их беречь!

День третий: ДЕНЬ ЧЕРЕПАХИ

Оборудование: два небольших пластмассовых таза, 6 стульев, живой объект – среднеземноморская черепаха, призы.

Оформление зала: стенгазета "Самые-самые пресмыкающиеся", на экране – слова: "Да здравствуют рептилии!"

Объявление:

“Сегодня в стране Флоры и Фауны Повелительницей объявлен День Черепахи.

В этот день в нашем государстве разрешается:

  • ходить медленно и степенно;
  • быть спокойной, мудрой черепахой.

Запрещается:

  • прятаться в "панцирь"
  • поедать комнатные растения.

Для встречи "сползаемся" в актовый зад в 16.00”

Ведущая (выходит медленно, степенно). Здравствуйте, черепашата! Сегодня велено ходить медленно, вот я и не тороплюсь. Я тоже сегодня, как и вы, – рептилия, или пресмыкающееся, ведь все черепахи, змеи, ящерицы, крокодилы, относятся к этому классу животного мира.

А вы выполняли повеление не бегать, а ходить медленно? Кто ослушался Повелительницу, выходите. Будете учиться ходить медленно, как черепахи. (Проводится – игра "Черепаха путешественница": два участника соревнования встают на четвереньки, им на спину ставится пластмассовый тазик. Задача: доползти до отметки и обратно, не уронив "панцирь". Выполнившему задание – приз.) Почувствовали, каково быть черепахой? Тут и пословица "Поспешишь – людей насмешишь" пригодилась, верно?

Многие знакомы с черепахами, они есть и у нас в мини-зоопарке. А знаете ли вы, как называется черепаха (и она у нас живет), которая занесена в Красную книгу? (Ответы детей: средиземноморская). Правильно.

А кто назвал неправильно, посмотрите на нее еще раз, вот она какая. (Демонстрирует средиземноморскую черепаху.)

Черепаху, наверное, никто не боится, а как вы относитесь, например, к змеям, крокодилам, разным ящерицам? (Дети рассказывают о своих чувствах, о встречах в природе с пресмыкающимися.) Я вижу, по-разному вы относитесь к рептилиям: змей вы побаиваетесь, а ящериц некоторые из вас брали в руки, но все-таки большинство боится змей, да? Змея – благородное животное: зря нападать не станет. В Америке, например, обожествляли гремучих змей за то, что они предупреждали прежде, чем укусить. Культ змеи был распространен, по-видимому, на всех континентах: ей поклонялись и в Африке, и в Америке. Крокодилу поклонялись в Австралии и Египте. В далекие времена люди относились к пресмыкающимся с большим почтением, а в настоящее время многие из них находятся под угрозой исчезновения. Как вы думаете, в чем причина?

(Ответы детей: уничтожение крокодилов ради их кожи. Вырубка тропических лесов – мест обитания змей, ящериц и др.)

А теперь отгадайте загадку:

Их портрет довольно прост:
К голове приделан хвост.
Вот и все, ни лап, ни шеи,
Потому что это... (змеи).

Верно. А как называется змея, живущая в нашем мини-зоопарке? (Питон тигровый.) Правильно, и сейчас мы с вами поиграем в "Змейку" (Приглашаются две команды по 5 – 6 человек. Дети садятся на корточки, берут друг друга за талию – получилась "змея". Задание: проползти – "змейкой"-командой между поставленными друг за другом стульями – "тропическими деревьями ", не разорвавшись. Победившей команде – призы.)

Крокодилы у нас не водятся – климат холодноват для них, но все же пресмыкающиеся у нас есть. Какие? (Ответы детей: уж, гадюка, ящерица живородящая.) Молодцы! Правильно ответили. Немного у нас видов и их особенно надо беречь. Не нужно бояться ни ящериц, ни даже гадюку. Просто вести себя следует правильно: ходить в лес в высоких резиновых сапогах, смотреть внимательно под ноги и при встрече с пресмыкающимися ни в коем случае не убивать их, а потихоньку постараться уйти. И, конечно, не брать домой: никакой самый лучший террариум не заменит животному родной дом. Только так мы сможем сохранить наших ужей, гадюк, ящериц.

Я уверена, что после нашей встречи вы будете еще бережнее относиться к рептилиям. Верно?

День четвертый: ДЕНЬ ВОРОБЬЯ

Оборудование: 2 кубика-загадки, стенд "Эти птицы занесены в Красную книгу России", "Несколько добрых советов", перья павлина, голубя, петуха, призы.

Оформление зала: на экране – слова "Да здравствуют Птицы!", на стенах – красочные изображения различных птиц.

У ведущей – украшение из перьев в виде броши.

Объявление:

"Повелительница Страны Флоры и Фауны объявляет сегодняшний день Днем ВОРО-БЬЯ'и посвящает его всем птицам.

В этот день разрешено:

  • приветствовать друг друга чириканием;
  • собираться: группами и обмениваться "птичьими" новостями.

Запрещается:

  • здороваться по-человечьи;
  • устраивать "воробьиные разборки".

Общий слет всех "воробьев" – в актовом зале в 16.00 часов".

Ведущая. Чик-чирик, воробушки! Чик-чирик! Мы сегодня превратились в птиц, а точнее в воробьев. А кто ослушался Повелительницу? Кто с утра посмел поприветствовать друг друга не по-птичьи? Выходите сюда!

Вот вам задание: попрыгайте, как воробушки – сложите руки-"крылья" за спиной, ноги вместе и – вперед!

(Соревнуются две команды, победившей – призы.)

Воробей – самая знакомая птица, которую мы видим ежедневно на улицах. Это наш сосед. Какой он? (Ответы детей.) Смелый, осторожный, находчивый, сообразительный, памятливый, общительный. Кажется, что это самая драчливая и скандальная птица. Хотя за драки принимают шумное и торопливое токование, которое можно видеть и слышать в любой сезон чуть ли не каждодневно. А какие птицы еще живут в городе?

(Ответы детей.)

А в лесах? (Ответы детей.) Молодцы.

А за что вы любите птиц? (Ответы детей.) Молодцы.

Да, птицы – удивительные создания природы. Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение – все это делает пернатых чудесным украшением природы. Но не только этим славятся птицы. Большинство из них приносят пользу и человеку. Какую? (Ответы детей: защищают сады и огороды от насекомых-вредителей.) Верно.

Полезна птица, но не все это понимают. На сегодняшний день каждому десятому виду птиц на Земле угрожает опасность исчезновения! Как вы думаете, каким образом человек уменьшает численность птиц? (Ответы детей: вырубает леса, загрязняет реки, озера, применяет химикаты против насекомых, беспокоит во время гнездования и т.д.)

А как вы можете помочь птицам, чтобы им жилось хорошо? (Ответы детей: не оставлять в лесу мусор, не беспокоить птиц во время гнездования, не брать птенцов в руки и тем более не забирать их домой, подкармливать зимой и т.д.) Обратите внимание на лист, на котором написано "Несколько добрых советов" – эти советы помогут вам бережнее относиться к пернатым. Берегите птиц! Особенно тех, которые занесены в Красную книгу. Обратите внимание на еще один лист. На нем размещены открытки, фотографии местных птиц, уже занесенных в Красную книгу! (Один из детей зачитывает вслух их названия.)

Посмотрите на них внимательно-внимательно! Запомните и расскажите другим, что их надо охранять.

А теперь мы поиграем в игру, в которой вы должны будете угадать птицу по описанию. За правильный ответ – приз! Итак, какая это птица?

  • Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие. Вверху на крыльях – белая полоска. Под шейкой большое черное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Так кто это? (Воробей.)
  • Головка в черной шапочке, на шее и на груди длинный черный галстук, спинка, крылья и хвост – темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. (Синица.)
  • Похожа эта птица на небольшого ястреба, величиной поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей, и вся в темных пестринках. Гнезда не вьет, яйцо у нее похоже на яйца многих птиц. (Кукушка.)
  • Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке – ярко-красное пятно, а на серых крыльях – белые пятнышки и полоски. Весь пестрый. Летает за ним много крылатых нахлебников. (Дятел.)

Молодцы, ребята!

А теперь мы поиграем в кубики, но не обычные. На этих кубиках написаны и загадки, и отгадки, только они перепутаны. Приглашаю две команды по три человека. Вам нужно правильно отгадать загадки. Время на разгадывание – две минуты.

Пока команды заняты, мы проведем шуточную мини-викторину.

  • Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
  • Петух снес яйцо, кому достанется оно? (Петухи яиц не несут.)
  • Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить.)
  • От чего гусь плавает? (От берега.)
  • Почему птицы летают? (По воздуху.)
  • Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвертый.)
  • Какой город носит название птицы? (Орел.)
  • Отчего петух, когда поет, глаза закрывает? (Хочет показать, что поет наизусть.)

(Подведение итогов игры "Кубики-загадки", победившей команде – призы.)

И загадки вы отгадали, и на шуточные вопросы смогли ответить, а теперь я приглашаю четырех человек поиграть в "Драчливых петушков". (На полу чертится мелом два круга диаметром 1-1,5м. "Петушки" встают в круг, захватывают правой рукой свою левую ногу (или наоборот) и пытаются вытолкать соперника 'за пределы круга.) '

Чем покрыто тело птицы? Перьями. И у каждой птицы они разные, отличные от других – у кого-то яркие, у кого-то тусклые, у кого-то пестрые. Можете ли вы сказать по одному перышку, какая это птица? Приглашаю Двух желающих. Вот вам перья. (Дает каждому по 2-3 пера, правильно назвавшему -приз.) У каждого упавшего перышка – своя история: у кого-то кошка вырвала, кто-то "потерял", прихорашиваясь, кто-то в драке потерял и т.д. Присмотритесь повнимательнее, особенно в лесу интересны находки. Что здесь случилось, почему лежит перышко или целая кучка перьев? Попробуйте расследовать эту историю! Присмотритесь к жизни птиц в природе, сколько тайн вам откроется! Ведь без пернатых каким скучным был бы мир! Давайте же вместе скажем: "Да здравствуют птицы!"

День пятый: ДЕНЬ РЫЖЕГО KOTA

Оборудование: 6 стульев, призы, карта земного шара.

Оформление зала: на экране – слова "Да здравствуют звери!", на стене газета "Рекорды мира млекопитающих", географическая карта мира. Объявление:

"Сегодня – День Рыжего Кота, и поэтому в стране Флоры и Фауны разрешается:

  • приветствовать друг друга мурлыканием;
  • часто мыть "лапки",
  • быть "рыжим".

Запрещается:

  • кусаться и царапаться;
  • поднимать волосы "дыбом".

Сбор всех "кошек и котов" в 16.00 в актовом зале".

Ведущая. Мурр-мяу, котята! Я рада приветствовать вас всех. Сегодня последний день недели, посвященной Международному дню биологического разнообразия. Венчает ее самый высокоорганизованный класс Царства животного мира – класс млекопитающих. У нас этот день посвящен Рыжему Коту. Кто сегодня нарушил Указ Повелительницы и не мурлыкал в качестве приветствия? Выходите сюда. Вам задание: поймать мышку! (Проводится игра "Кошки-мышки".)

Млекопитающих на Земле в настоящее время насчитывается около 4 тыс. видов. И все они разные, интересные, чем-то необычные. Кто-то из них откладывает яйца, у кого-то детеныши рождаются слепыми и беспомощными, а у кого-то уже через несколько часов после рождения они могут бегать. Но всех их питают молоком мамы-звери. Поэтому и называют их млекопитающими.

К большому сожалению, в последние годы животные исчезают все чаще. Мы можем прийти к тому, что через пятьдесят лет число видов сократится вдвое! Назовите, пожалуйста, причины исчезновения с лица Земли многих видов животных.

(Ответы детей: разрушение мест обитаний, применение ядохимикатов, загрязнение воды и атмосферы, уничтожение промыслом и т.д.) Верно.

Сейчас мы с вами посмотрим, как хорошо вы знаете рыб, птиц и зверей: поиграем в игру, которая так и называется "Рыба, зверь, птица".

(Ведущий проходит мимо сидящих, повторяя три слова "Рыба, зверь, птица... ". Внезапно остановившись перед кем-нибудь, он произносит одно из этих слов, например – "птица", играющий должен быстро назвать какую-нибудь птицу. Нельзя медлить и называть уже названных ранее рыб, зверей или птиц.)

Посмотрите на карту. И в пустынях, и в тайге, и на Северном полюсе, и на островах – везде есть живые существа. Вы, конечно, знаете, что в зоопарках собраны животные с разных концов земного шара. Вы же сейчас должны "выпустить" зверей из зоопарка на волю, поместив их в родные места обитания. Приглашаю три команды по три человека. Возьмите каждый по конверту, в котором "живут" звери вашего зоопарка (показывает рисунки зверей), определите, кто живет в вашем маленьком зоопарке, а потом разместите их на карте. Время – 5 мин.

Пока команды думают – небольшая викторина. Каждый правильно ответивший на вопрос получает сувенир.

  • Какое животное может прожить 45 дней без воды? (Верблюд.)
  • Этого зверька знают все, но его прежнее имя "векша" почти забыто. (Белка.)
  • Рекордсмен по спячке среди животных. Недаром говорят "спит, как...". (Сурок.)
  • Любимая его поза – "стоять столбиком", при этом зверек похож на гордо подтянутого командира. (Суслик.)
  • Замечательные строители и инженеры, создатели различных построек. (Бобры.)
  • Название свое они получили оттого, что их мясо похоже по вкусу на мясо молочного поросенка, а второе слово добавилось потому, что завезены были "из-за моря". (Морские свинки.)
  • Какое животное обычно изображают с фонтанчиком на спине? (Кит.)

Молодцы! Вы замечательно отвечали! А теперь посмотрим, как команды справились с заданием.

(Ведущий подводит итоги конкурса "Верните нас в родные места", вручает призы.)

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется "Звериная эстафета". Звери как бы передают друг другу своеобразную эстафету умений бегать, прыгать, ползать и т.д. Приглашаю две команды по 4 человека. Каждой паре соперников присваивается название животного. Первая пара–лошади: они должны проскакать галопом, вторая пара – кенгуpy: пропрыгать как кенгуру, третья пара – кошки: пройти на четырех конечностях, четвертая – олени: пробежать, высоко поднимая колени и скрестив руки над головой, как рога. Ваша задача: пробежать между "деревьями" (стульями) как можно быстрее, передавая эстафету следующему участнику.

(Проводится соревнование. Победившей команде – призы.)

А знаете ли вы, что в нашем зоопарке есть именинник? Нашему камышовому коту Бинго исполняется 10 лет! Давайте поздравим его и... споем ему песню! Приглашаю две команды (по 6 человек) "кошек" и "котов"! Спойте по-кошачьи!

(Чья команда, по мнению зрителей, споет лучше, той и призы.)

Вы прекрасно спели! Думаю, что Бинго наверняка услышал ваши старания.

Наш праздник заканчивается, и сейчас мы объявим итоги викторины, посвященной Международному дню биологического разнообразия, в которой участвовали старшие ребята.

(Объявление итогов и вручение призов.)

В природе живет и существует огромное количество живых организмов. Кажется, что так будет всегда, но это равновесие очень хрупкое и нуждается в нашей защите, бережном отношении ко всему живому. Так давайте же будем беречь всех – от былинки до кита! Пусть они всегда живут и здравствуют!