Вид деятельности: познавательная деятельность
Форма деятельности: занятие (средняя группа)
Тема: У Матрешки – день рождения.
Цель: Привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрешке.
Формировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней. Учить выделять некоторые знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть их красоту. Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной.
Материалы и оборудование к занятию: Сергиево-Посадские матрешки, воздушный шарик с запиской, платочек, бумажные силуэты матрешек с грустными лицами и нераскрашенными фартуками, корзинка.
Предшествующая работа: рассмотреть русский народный костюм.
Словарная работа: разноцветная, радостная, грустная, расписная.
Ход занятияЗвучит русская народная песня. Воспитатель наряжена в русский народный костюм.
В руках у воспитателя корзинка, а к ней прицеплен шарик. Педагог начинает занятие:
- Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала
Принесла корзинку вам.
В ней игрушки непростые
А волшебно-расписные.
Вынимает матрешек из корзинки, выставляет их на стол, приговаривая:
- Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе они живут,
Всех матрешками зовут.
Воспитатель предлагает рассмотреть матрешек, подержать, описать их, помогая вопросами:
- Как называется эта игрушка?
- Нравится ли она вам? Чем?
Предложить детям придумать имена матрешкам (самая большая - Матрешка, маленькая – Матрешка).
- Как можно играть матрешками (разбирать и собирать).
- Из чего сделал мастер матрешку?
- Как одеты матрешки? (В красиво украшенные сарафаны, блузки, платки и фартуки)
Матрешки веселые и нарядные, сарафаны, платочки и кофточки у них разноцветные, праздничные, праздничные, а на фартуках у них узоры.
- Дети, а посмотрите на шарик. В нем какая-то записка. Как нам ее достать?
Дети прокалывают шарик иголкой и достают записку. Воспитатель читает, что у самой большой матрешки день рождения. Дети поздравляют ее, желают ей оставаться такой же красивой. Воспитатель предлагает поводить хоровод. Любой ребенок берет матрешку в руки и встает в центре круга. Матрешка хвалится:
Я люблю, конечно, всех,
А вот ….. больше всех.
После игры воспитатель предлагает детям подумать о подарке. Она достает из корзины плоских матрешек. Выражение лиц у них грустное.
- Но почему же они грустные? Мы же не можем такой подарок подарить матрешке.
-Да у них нет красивых фартуков.
- Давайте развеселим матрешек, украсим фартуки и только после этого подарим их нашей имениннице.
Дети, обращая внимание на деревянные матрешки, раскрашивают свои и дарят их матрешке.
В конце занятия воспитатель достает из корзины еще платочек, который предлагает тоже подарить матрешке.
- Какой красивый платочек! Он горит как огонек. А что, если мы сначала поиграем с ним? Но в какую же игру можно с ним поиграть?
- Гори, гори ясно!
Ребенок с матрешкой в руках начинает игру. После этого платочек дарится имениннице.