Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • совершенствовать знания о глаголе, умения писать безударные окончания глаголов, определять спряжение;
  • развивать самостоятельность учащихся, внимание;
  • способствовать формированию интереса к предмету.

Оборудование:

  • учебник,
  • графопроектор,
  • сигнальные карточки,
  • карточки-домики.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Чистописание.

Цц цветы

И зимой, и летом алеют цветы у памятника Пушкину в Москве.

- Объясните написание выделенных слов.

- Почему у памятника Пушкину всегда цветы?

Запишите.

III. Работа со словарными словами.

1. Самостоятельная работа по вариантам. Взаимопроверка.

(Показ через графопроектор.)

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

1 вариант.

Гор..д, су..ота, д..ревня, ..г..род, ов..щи, ..гурец, м..рковь, к..пуста, к..ртофель.

2 вариант.

Кла.., д..журный, т..традь, учит..льница, уч..ники, ру..кий, ..зык, р..бята, инт..ресный.

2. С данными словами составьте рассказ. (Устно.)

IV. Грамматическое задание.

В предложении из чистописания укажите части речи.

Слово алеют разобрать как часть речи.

Проверка.

Физкультминутка.

V. Сообщение темы урока.

Логическое задание.

Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

На то и печь, чтобы хлеб печь.

Иди домой, но сначала коридор домой.

- Какую часть речи мы изучали на прошедших уроках?

- Что такое глагол?

- Что он обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

Сегодня на уроке мы будем обобщать и закреплять знания о глаголе.

VI. Работа по теме урока.

1. Определение времени глагола. Самостоятельная работа.

(Показ через графопроектор.)

Запишите глаголы в три столбика по временам: настоящее время, прошедшее время, будущее время.

Встал, идут, соберут, разбудил, взяли, разговаривают, покажут, позвал, смеются, пугают, погуляют, отдохнут, сорвали, позавтракают, отрезали, пошли.

Самопроверка.

Разберите по составу слова: пугают, сорвали.

- Какого времени бывают глаголы?

- Как определить время глагола?

- Что знаем о глаголе, который отвечает на вопрос что делать? или что сделать?

2. Упражнение в спряжении глагола.

- Что такое спряжение?

Проспрягайте глаголы в настоящем времени.

1 вариант: сушить.

2. вариант: выжимать.

Два человека работают у доски.

Проверка.

- Почему у этих глаголов разные окончания?

3. Определение спряжения глагола. Самостоятельная работа. Проверка с помощью сигнальных карточек.

(Показ через графопроектор.)

Спишите глаголы, укажите спряжение: сжимать, колотит, вынырнешь, приносит, пашут, варим, славите, плачем.

- Как определить спряжение глагола?

- На какие вопросы отвечает глагол в неопределенной форме?

- Почему она так называется?

- Для чего необходимо знать спряжение глагола?

Физкультминутка для глаз.

4. Глаголы противоположные по значению. Коллективная работа.

Игра “Посели соседа”

(В карточках-домиках записаны слова, к которым надо подобрать “соседа” противоположного значения в том же числе и лице.)

медл..шь – (спешишь) сяд..шь – (встанешь)
раду..шь – (огорчаешь) встрет..шь – (проводишь)
хвал..шь – (бранишь) высохн..шь – ( вымокнешь)
вспомн..шь – (забудешь) пачка..шь – (чистишь)

Составьте с одной из пар слов предложение.

5. Упражнение в написании суффикса перед суффиксом -л- у глаголов прошедшего времени. Комментированное письмо.

встрет..л у калитк..

посе..л в апрел..

завис..ло от прочност..

услыш..л о спектакл..

помн..л об опасност..

прикле..л к тетрад..

6. Употребление глаголов в переносном значении.

Упражнение 513.

VII. Обобщение.

Упражнение 512.

VIII. Домашнее задание.

Упражнение 514.

Использованная литература

  1. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. Издательство “АРД ЛТД”, Екатеринбург, 1997.
  2. Занимательный материал по русскому языку I – IV классы, составитель М.П. Лукашук. Издательство “Народная асвета”, Минск, 1967.