Цели:
- совершенствовать знания о глаголе, умения писать безударные окончания глаголов, определять спряжение;
- развивать самостоятельность учащихся, внимание;
- способствовать формированию интереса к предмету.
Оборудование:
- учебник,
- графопроектор,
- сигнальные карточки,
- карточки-домики.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Чистописание.
Цц цветы
И зимой, и летом алеют цветы у памятника Пушкину в Москве.
- Объясните написание выделенных слов.
- Почему у памятника Пушкину всегда цветы?
Запишите.
III. Работа со словарными словами.
1. Самостоятельная работа по вариантам. Взаимопроверка.
(Показ через графопроектор.)
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
1 вариант.
Гор..д, су..ота, д..ревня, ..г..род, ов..щи, ..гурец, м..рковь, к..пуста, к..ртофель.
2 вариант.
Кла.., д..журный, т..традь, учит..льница, уч..ники, ру..кий, ..зык, р..бята, инт..ресный.
2. С данными словами составьте рассказ. (Устно.)
IV. Грамматическое задание.
В предложении из чистописания укажите части речи.
Слово алеют разобрать как часть речи.
Проверка.
Физкультминутка.
V. Сообщение темы урока.
Логическое задание.
Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
На то и печь, чтобы хлеб печь.
Иди домой, но сначала коридор домой.
- Какую часть речи мы изучали на прошедших уроках?
- Что такое глагол?
- Что он обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
Сегодня на уроке мы будем обобщать и закреплять знания о глаголе.
VI. Работа по теме урока.
1. Определение времени глагола. Самостоятельная работа.
(Показ через графопроектор.)
Запишите глаголы в три столбика по временам: настоящее время, прошедшее время, будущее время.
Встал, идут, соберут, разбудил, взяли, разговаривают, покажут, позвал, смеются, пугают, погуляют, отдохнут, сорвали, позавтракают, отрезали, пошли.
Самопроверка.
Разберите по составу слова: пугают, сорвали.
- Какого времени бывают глаголы?
- Как определить время глагола?
- Что знаем о глаголе, который отвечает на вопрос что делать? или что сделать?
2. Упражнение в спряжении глагола.
- Что такое спряжение?
Проспрягайте глаголы в настоящем времени.
1 вариант: сушить.
2. вариант: выжимать.
Два человека работают у доски.
Проверка.
- Почему у этих глаголов разные окончания?
3. Определение спряжения глагола. Самостоятельная работа. Проверка с помощью сигнальных карточек.
(Показ через графопроектор.)
Спишите глаголы, укажите спряжение: сжимать, колотит, вынырнешь, приносит, пашут, варим, славите, плачем.
- Как определить спряжение глагола?
- На какие вопросы отвечает глагол в неопределенной форме?
- Почему она так называется?
- Для чего необходимо знать спряжение глагола?
Физкультминутка для глаз.
4. Глаголы противоположные по значению. Коллективная работа.
Игра “Посели соседа”
(В карточках-домиках записаны слова, к которым надо подобрать “соседа” противоположного значения в том же числе и лице.)
медл..шь – (спешишь) сяд..шь – (встанешь) раду..шь – (огорчаешь) встрет..шь – (проводишь) хвал..шь – (бранишь) высохн..шь – ( вымокнешь) вспомн..шь – (забудешь) пачка..шь – (чистишь)
Составьте с одной из пар слов предложение.
5. Упражнение в написании суффикса перед суффиксом -л- у глаголов прошедшего времени. Комментированное письмо.
встрет..л у калитк..
посе..л в апрел..
завис..ло от прочност..
услыш..л о спектакл..
помн..л об опасност..
прикле..л к тетрад..
6. Употребление глаголов в переносном значении.
Упражнение 513.
VII. Обобщение.
Упражнение 512.
VIII. Домашнее задание.
Упражнение 514.
Использованная литература
- Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. Издательство “АРД ЛТД”, Екатеринбург, 1997.
- Занимательный материал по русскому языку I – IV классы, составитель М.П. Лукашук. Издательство “Народная асвета”, Минск, 1967.