Цели:
- Обобщить и расширить знания учащихся об овощах.
- Совершенствовать знания, умения и навыки по теме: “Консервирование овощей”.
- Развивать познавательный интерес учащихся к их предметам (биология и технология).
- Развивать художественные способности школьников: поэтические, ораторские, актёрские, кулинарные.
- Прививать любовь к земле, природе.
- Профориентация на рабочие профессии: кулинария, овощеводство, агрономия.
Наглядность:
- плакаты, натуральные и бутафорские фрукты, овощи;
- выставка осенних заготовок впрок;
- костюмы овощей: “Картофель, капуста, свекла, морковь, помидор, подсолнух”.
Методы работы:
- сообщение,
- инсценировки,
- демонстрация приёмов работы,
- костюмированное дефиле овощей,
- конкурс между командами “Грядки и кадки”.
Авторы:
Уварова Н.Т. преподаватель предмета “Технология”.
Дзиова А.Г.- СЮН ПДО, творческое объединение “Юный ботаник”.
ПРИВЕТСТВИЕ
Здравствуйте уважаемые гости!
Здравствуйте ребята!
За окном – октябрь. Осень.
Для одних – это унылая пора…
Для других – золотая осень…
Для наших юных ботаников – это пора сбора урожая.
А для юных моих хозяюшек – время заготовок.
В народе говорят: “Осень – припасиха. Зима-подбериха ”.
Мы с Ангелиной Георгиевной подготовили не просто урок. Это урок- праздник для ботаников и технологов. Поэтому назвали мы его “С грядки – в кадку”.
То, что вырастили наши кропотливые ботаники на своих грядках, наши запасливые хозяюшки на уроках технологии законсервировали в банки.
А в старину, когда стекла и в помине не было, заготовки впрок делались в деревянных бочках-кадках. Теперь понятно, почему с грядки – в кадку?
Вступление.
Итак, праздник начинается.
Осень! Осень! В гости просим!
Входит Осень со своими дарами.
Здравствуйте, ребята!
Здравствуй Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень спросим:
“Что с собою принесла?”
Принесла я вам муки.
Значит, будут пироги!
Принесла вам гречки.
Каша будет в печке!
Принесла вам овощей…
Для закаток и борщей…
Рады ли вы грушам?!
Мы их впрок посушим!
А уж яблок, что мед!
На варенье и компот.
Ведущий – Спасибо тебе. Осень. Оставайся с нами!
Информационно-технологическая часть.
Ведущий: Напишу я оду об овощах из огорода…
Овощевод:
Весной маме помогали
И картофель мы сажали,
Чтоб картошки было больше,
Мы добавили навоз.
В результате – урожая увезли мы целый воз.
Аккуратно перебрали,
А потом сушили
И в подполье – по сортам
В ящики сложили…
Хозяюшка:
С удовольствием картошку
Парим, варим, жарим,
А когда ее едим,
Хвалим, хвалим, хвалим.
С корочкой румяной
Она вкусна вдвойне,
Поэтому с ребятами
Частенько во дворе
Картофель ароматный.
Печем, мы во дворе
Картофель:
Под кустом в земле – плоды
Человеку за труды
Ведущий: А все ли ребята знают, откуда к нам В Россию она пришла?
И всегда ли её так любили?
Ботаники, вам слово.
Картофель.
В середине XVI века картофель завезли в Европу. Родиной картофеля считаются плоскогорье Перу и Боливии.
А когда он появился у нас в России? Считается, что первый мешок картофеля прислал из Германии Петр I. В России картофель называли земляным яблоком. В середине лета картофель цветет белыми, розовыми и лиловыми цветками, после от цветения образуется плод ягода с многочисленными семенами внутри. В некоторых деревнях использовали вместо клубней эту ягоду, люди травились, потому что эти плоды ядовиты. Пошла недобрая молва о новом растении. Его прозвали “чертовым – земляным яблоком”.
В клубнях картофеля откладывается запас питательных веществ, в основном крахмал. Его считают вторым хлебом.
Ведущий:
Напишу я оду
Об овощах из огорода…
О картошке, о капусте…
Но сначала послушаем маленькую историю самой капусты и совет огородникам.
Капуста.
Каждый раз, когда мы едим морковь или редиску, огурцы или помидоры, капуста. Наши предки узнали о ней, от живших причерноморье Греко- римских колонистов, ведь в Древнем Риме капусту выращивали и употребляли очень широко. Капуста относится к семейству- крестоцветных, весьма многочисленна. В ней есть капуста- белокочанная, красно кочанная, савойская, колираби, цветная. Она богата витаминами. Со временем люди научились приготавливать множество различных блюд; салаты; щи; пироги с капустой; солянку; борщи; научились капусту солить и квасить. В квашеном состоянии, капуста чрезмерно полезна для человеческого организма, так как содержит большое количество витамина С..
А теперь мы хотим дать совет всем огородникам.
Что б росла быстрей капуста
И была капуста вкусной,
Что б большой величины
Завивались качаны
Поливай ее все лето
Не жалей воды,
И она оплатит щедро
Все твои труды.
Хозяюшка 1:
Все листочки, завиточки
Засолили в банках, в бочках.
А зимою, а зимой
Испечём мы вкусные
Пирожки капустные.
Хозяюшка 2: Хочу поделиться рецептом засолки капусты с помощью рассола “на яйцо”
(Демонстрация приемов работы. На столе: капуста, морковь, соль, вода, 1л. семя укропа, перец горошком, лавровый лист, Свежее яйцо.
Оборудование: Кастрюля, прозрачная миска, плоская тарелка, гнет (камень), столовая ложка). Рецепт в приложении.
Хозяюшка 3: А мой рецепт маренованой капусты понравится все своей простатой…
Вся прелесть в том, что нужен обычный маринад из обычной холодной воды…Рецепт в приложении.
Хозяюшка 1: Знаете ли вы, когда во всех овощах и фруктах содержание витамина С резко уменьшается, квашеная капуста сохраняет его почти полностью. ( к примеру, в яблоках остается 0,01 %). Зато в 100г квашенной капусты, содержится 30 мг витамина С (это половинная суточная потребность организма), а в рассоле его еще больше ( в 40 мг витамина С на 100г рассола).
Ведущий:
Напишу я оду
Об овощах из огорода
О капусте, о картошке,
О прекрасном одноножке
Любимом солнышке
В золотом подсолнушке
Ботаник: Подсолнух однолетнее, травянистое растение, семейство сложноцветные – астровые. Он растет у нас по всюду, и многие удивляются, что подсолнечник иностранец. Его родина далекая Мексика, там он, когда- то считался священным растением. Его ярко- желтые соцветия- корзинки, казались местным жителям, чудесными. Маленькими солнцами, спустившимися на землю. Древние мексиканцы и назвали растение солнечным цветком. В знак особого уважения отливали его изображение из золота, и помещали в храмах. В Россию его завезли лишь при Петре I.
Ведущий: Широко используется подсолнечное масло и в консервировании. Наши девочки не обошлись без него, когда делали эти заготовки.
Ведущий: Каждый овощ считает себя самым полезным и необходимым. Послушайте, как себя высоко ценит краснощекий помидор.
Помидор:
Я не репа, ни морковь -
Мелочь огородная -
У меня под кожей кровь
Очень благородная
Я – холеный помидор
С кожицей атласной
И вступать со мною в спор
Овощам опасно.
Ведущий: Думаю, у помидора есть основание, так гордится собой.
Овощевод: Помидор или томаты – однолетнее, травянистое растение, семейство –пасленовых. Родиной культуры является Перу и прилегающие к нему страны Южной Америки. По внешнему виду они очень разнообразны. Плоды бывают различного цвета- красные, желтые, оранжевые. У одних сортов плоды крупные, весом до 1 кг, у других мелкие величиной со сливу. Форма плодов шаровидная или грушевидная внутри плода расположены многочисленные мелкие семена.
Питательная ценность.
Плоды помидор идут в пищу свежими, их солят, а так же приготавливают из них пасту и томатный сок.
Ведущий: Помидор один из самых любимых овощей в летний сезон. А чтобы не лишать себя удовольствия, есть помидоры круглый год, мы запасаемся ими впрок.
Хозяюшка: Презентация “Лечо” (на столе помидоры, болгарский перец, зелень, соль, сахар, растительное масло, уксус).
Оборудование: мясорубка, миска, кастрюля, нож, дощечка. Банка готовой продукции, укупорочный ключ, крышка. Рецепт в приложении.
Ведущий: Холодной осенью на помидорных грядках остаются не успевшие созреть овощи. Не беда! Из зеленых помидор тоже можно заготовить впрок всевозможные салаты. Мы опробовали один рецепт для любителей острых ощущений, особенно он нравится нашим папам. Презентация “Острой закуски из зеленых помидор” (на столе: зеленые помидоры, красный болгарский, красный горький перец, чеснок, подсолнечное масло, соль).
Оборудование: мясорубка, дощечка, нож, сковорода, миска, баночка с закручивающей крышкой. Рецепт в приложении.
Ведущий: На этом мы заканчиваем нашу информационно-технологическую часть.
“Делу время, но и потехе хоть час!”
Развлекательная часть конкурса
Ведущий 1: Овощи, как люди, им тоже хочется быть красивыми участвовать в параде моделей. Дадим им такую возможность. Уважаемое жюри, оцените старания наших растительных друзей: чей костюм самый красивы, кто из овощей борее артистичен?
Начинаем парад овощей.
Ведущий 2: Наконец, я написала оду об овощах из огорода:
О картошке….
Картофель:
“Что копали из земли?
Что жарили? Варили?
Что в земле мы испекли?
Ели да хвалили?….
Ведущий 2: Наконец, я написала оду об овощах из огорода:
О картошке, о капусте….
Ведущий 3:
Посмотрите, как капуста,
Разрослась на грядках густо
Воду пьет, себя торопит
И растет, и листья копит
Набирает вес кубышка
В середине кочерыжка?
Капуста:
Я капуста, я капуста!
Разрослась на грядках густо
Лето целое старалось
Одевалась, одевалась
Выросла огромная,
Пышная, дородная.
Ведущий 3:
Наконец, я написала оду об овощах из огорода:
О картошке, о капусте, о свекле совсем немножко
Свекла:
Я нужней всех овощей
Для винегретов и борщей
Из урожая нового красавица лиловая
Ведущий 3:
Наконец, я написала оду об овощах из огорода:
О картошке, о капусте, о свекле совсем немножко
А еще о прекрасном одноножке…
Подсолнечник:
Я стою на посту
Меня видно за версту
Мимо меня не пройдешь -
Я на солнышко похож.
Листочки, как веночек,
На макушке – уйма черных точек
Я – любимый солнышком
Золотой подсолнечник.
Ведущий:
Как на нашей грядке
Выросли загадки…
Свекла:
Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус
Узнали вы? Я – свекла.
Помидор:
Привязан я к колышку
На кустах мы, как шары
Бока подставив солнышку
Краснею от жары.
Картофель:
Кругла, россыпчита, бела…
На стол я к вам с полей пришла
Ты посоли меня немножко
Ведь, правда, вкусная? Картошка!
Морковь:
Мой оранжевый нос в землю врос
А зеленый хвост наружи,
Вам зеленый хвост не нужен
Нужен лишь полезный нос
Ведущий:
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Капуста:
Как же мне без хруста,
Если я – капуста.
Ведущий:
А на этой грядке горькие загадки:
Овощевод:
Тридцать три одежки,
И все без застежки,
Кто меня раздевает
Тот слезы проливает,
Я вырос на грядке
Характер мой гадкий
Куда не прейди
Всех до слез доведу
Ботаник: Хоть лук и “гадкий”, но очень полезен для здоровья людей. Он обладает лекарственными свойствами.
Лук- семейство луковые. Объединяет около 650 видов с резким запахом, распространенных на всех континентах, кроме Австралии. В южном полушарии луковые встречаются даже на северном полушарии Антарктиды. Все луковые – многолетние травы.
Питательная ценность.
Сери луковых много пищевых растений: лук репчатый, чеснок, лук- батун, лук- порей.
Лук содержит исектицидные вещества, которые защищают растения от вредителей и болезней.
Все вместе говорят:
Играли мы в прятки
Сбежали с грядки
И прямо с грядки попали в кадки.
Ведущий: Продолжаем наш праздник. Впереди конкурс болельщиков. У нас две команды грядки и кадки.
Ведущий: Погоди, я слышу чьи-то тяжелые шаги. Кажется, это соседка возвращается с базара. Наверное, опять загрузила полную корзинку. Пойду ей помогу.
Инсценировка. Входит соседка с корзинкой и выкладывает на стол овощи.
Ведущая 2:
Хозяйка однажды с базара, пришла
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку и свеклу, Ох!…..
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на Земле:
Картошка? Капуста? Морковка?
Горох? Петрушка иль свекла? Ох!…
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!…
Закрытые крышкой в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох!…
И суп овощной получился, не плох!
Ведущий 1: Хозяйка купила овощи на базаре. Овощи можно купить в магазине, но лучше всего вырастить их на огородной грядке. Как наши юные овощеводы.
Овощевод:
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп,
Для приправы и для проб,
Есть редиска и салат
Наша грядка – просто клад.
Ведущий 2: На самом деле, но главное овощи, выращенные своими руками экологически чистые.
Ведущий 1: Ребята, вы запомнили какие овощи, принесла хозяйка? Вспомните и другие названия овощей.
Команды “Грядки” и “Кадки” составляют на своих листках списки известных им овощей. Затем их надо переписать в алфавитном порядке. И так, за 3 минуты составляем “овощной словарик”. Жюри оценивает 1) правильное написание 2) соблюдение алфавита 3) количество слов – названий. Время пошло!
Ведущий 2: Теперь маленькая практическая работа. От каждой команды 1 участник- чистит картофель ( на подносе 5 шт. картошки, нож, миска без воды ). Вспомните, как вы это делаете дома, на уроке технологий и правильно выполните это задание. И так, кто быстрее, чище, правильнее?
Ведущий 1:
Конкурс капитанов. Кто больше даст правильных ответов:
- Кто завез картофель в Россию?
- Кто завез в Россию томаты?
- Какую продукцию мы получаем из пшеницы?
- Если вы внимательно слушали сообщение ботаников, вы легко ответите на следующие вопросы?
- Что означает слово “помидор” в переводе с итальянского? (“золотое яблоко”)
- Из каких растений получают масло?
- Чем отличается маринад от рассола?( наличием кислоты)
- Перечислите известные способы консервирования? ( сушка, соление, квашение….)
- Что это такое? (правильное название закатки – укупорочный ключ, и без чего он не работает? (банка, крышка)
Ведущий 2: Устали? Переволновались? Расслабьтесь немного.
Послушайте стихотворение “Горе огородник”.
Жил один садовод
Он развел огород
Приготовил старательно грядки
Он принес чемодан
Полный разных семян
Но смешались он в беспорядке
Наступила вена, и взошли семена
Садовод любовался на всходы
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берег от прохладной погоды,
Но когда садовод, нас позвал в огород
Мы взглянули и все закричали:
Никогда и ни где
Не в земле, не в воде
Мы таких овощей не встречали
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках засеянных густо
Огорбузы росли,
Помидыни росли, редисвекла,
Чеслук и репуста.
Ведущий 1: Задания “Грядкам” и “Кадкам”. Придумайте свои смешные названия овощей.
Ведущий 2: 3 минуты. Кто больше и интересней?
Ведущий 1: Да, натворил дел горе-огородник! Мало того, что он рассыпал все семена по огороду, он к тому же весь урожай собрал в один мешок.
Ведущий 2: Давайте же поможем перебрать ему семена.
Ведущий 1: Сейчас мы увидим, насколько команда дружна, как вы умеете распределять обязанности. Кто быстрее, время пошло.
Ведущий 2: Спасибо, молодцы!!!
Ведущий 1: А наш праздник подошел к концу.
Ведущий 2: Еще раз вы убедились, как разнообразны овощные культуры. Вы поняли, что овощи не только вкусно и главное полезны. Более того они могут заменить лекарство, мази. Овощи можно выращивать не только на полях и огородах, но и в теплицах, и даже дома: на балконах, подоконниках. Вы получили рецепты заготовок.
Запасайтесь, ведь осень припасиха!
Учитель: Наш урок-праздник завершается. И как всегда в конце урока домашнее задание, оно написано на доске.
Дружно идем в библиотеку, находим интересные истории об овощах. Оформляем страничку к нашему будущему альбому под названием ЖЗО (жизнь замечательных овощей)
В тетради по биологии и технологии запишите пословицы, поговорки об овощах.
Кто хочет, загадку придумайте сами, ответ нарисуйте, покажите маме. И нам тоже!
До новых встреч!