Цели:
- Познакомить со сложением в случаях 50+23, 23+50.
- Совершенствовать вычислительные навыки в пределе 100.
- Развивать умение решать составные задачи.
- Воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование:
у учителя:
- иллюстрация к сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке ",
- рыбка из картона,
- бутылка с запиской,
- карточки с цифрами 2, 5, 6.
у учащихся:
- зеленые полоски из картона в виде морской травы с выражениями,
- рыбки из картона с заданием,
- сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
- Какую сказку мы изучаем на уроке чтения? Кто написал?
II. Сообщение цели урока
- Сегодня мы постараемся переложить эту сказку на математический лад.
- Давайте вспомним, как у Пушкина начинается эта сказка?
III. Устный счет.
- Сколько лет жил старик со старухой у синего моря?
- Что вы можете сказать о числе 33?
... Раз он в море закинул невод. Пришел невод с травою морскою.
1 ряд 2 ряд 11 - 5 - 6 0 + (97 - 97) 12 - 6 -6 20 + 10 -30 14 - 7 - 7 80 - 20 -60 16 - 8 - 8 40 + 20 - 60 18 -9 -9 30 + 40 - 70 20 - 10 - 10 (18 - 18) - 0 40 - (20 + 20) 70 + 10 - 80в 60 - (30 + 30) 10 + 10 - 20 0 + (21 - 21) 30 + 30 - 60
- Как вы думаете, почему ответы равны нулю? (в неводе нет рыбки)
... Он второй раз закинул невод. Пришел невод с одною бутылкой. А в бутылке записка:
Сначала в море вышли 6 кораблей, затем в море вышли еще 2 корабля. К вечеру 5 кораблей вернулись.
Сколько кораблей остались в море?"
- Проанализировать задачу, выставляя карточки с цифрами 6, 2, 5.
- Записать решение самостоятельно.
IV. Знакомство с новым материалом.
- А наша сказка продолжается.
... В третий раз он закинул невод. Пришел невод с одною рыбкой. С непростою рыбкой, золотою рыбкой.
И взмолилась золотая рыбка ...
Не стал старик брать выкуп с рыбки, а лишь попросил ее помочь решить такое выражение:
50 + 23
- Поможем?
Как вы думаете, как будем решать?
- Какое из этих чисел представим в виде суммы разрядных слагаемых?
Запись:
50 + 23 = 73 | 23 + 50 = 73 |
^ | |
20+3 | |
(50 + 20) + 3 = 73 | 50 +23 = 73 |
Образец рассуждения:
Представляю число 23 в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 3. (50 + 20) + 3. Удобнее десятки складывать с десятками".
V. Закрепление нового материала
1. Работа по учебнику. с 69
- Проверим по учебнику. Докажем рыбке, что все наши ребята научились складывать такие числа .
№ 1 с. 69 - устно
- Как вы думаете, почему старик не смог решить? (правило не знал)
VI. Физкультминутка
- Отпустил старик рыбку. Но те корабли, которые в море остались, наловили много рыбы. Золотая рыбка просит вас спасти ее подруг.
2. Работа в парах
- Решение примеров № 2 с. 69
1 ряд | 2 ряд |
№ 2 (1, 2) | № 2 (3, 4) |
Проверка: сигнальные карточки
- Благодарит вас рыбка и вместе с подругами уплывает в море. Но на память она оставила свои фотографии самым активным и воспитанным ученикам .
VII. Повторение пройденного материала
- А наша сказка продолжается.
- Куда пошел старик ... (к старухе)
- А старуха любила решать задачи, а вот с одной задачей не смогла она справиться.
- И отправила она старика к рыбке, чтобы она выполнила три ее желания.
- Но старик не стал беспокоить рыбку, а обращается он к вам ребята.
- Прочитайте задачу № 3 с. 68
- Прочитать первую задачу и дополнить вопрос.
- Каким действием узнаем?
- Прочитать вторую задачу и дополнить вопрос.
- Составить из двух задач одну. Проанализировать .
Запись:
Вырезал - 5 кр. и 3 зел.
Отдал - 6 ф.
Осталось - ? ф.
- Можно сразу ответить на вопрос задачи?
- Каким действием найдем? (+)
- Каким действием найдем остаток? (-)
Запишите решение.
Проверка: Запись на доске.
- Второе желание старухи. Решить неравенства.
- Забыла старуха сколько см в 1 дм
1 дм. = 10 см. - карточка № 5 с. 69
Первый столбик у доски, остальные самостоятельно.
Проверка с места.
- Старушка очень довольна вами. Молодцы!
- Но у нее есть еще третье желание.
- Я думаю вы выполните его дома.
VIII. Домашнее задание
№ 4 с. 69
IX. Итог урока
- Почему старик не мог решить выражение?
- О чем забыла старуха?